• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Разделение видов деятельности в электроэнергетике

 

Автор

Пироженко Александр, Начальник управления ФАС РФ по контролю и надзору в сфере электроэнергетики и ТЭК

 

    В соответствии с требованием законодательства об электроэнергетике все хозяйствующие субъекты, совмещающие деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению (естественно-монопольные виды деятельности) с деятельностью по ее купле-продаже и производству (конкурентные виды деятельности), обязаны разделить их до 1 апреля 2006 г.
    Напомним, что в конце прошлого года в законодательство были внесены изменения, предусматривающие перенос сроков введения запрета на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике с 1 января 2005 г. на 1 апреля 2006 г. Основной причиной корректировки сроков послужила неготовность большинства организаций электроэнергетики к выполнению нормы закона. Лишь четыре АО-энерго из 73 полностью завершили процедуры разделения по видам деятельности (к декабрю 2004 г.), и в соответствии с планами реформирования, утвержденными РАО "ЕЭС России", процесс реструктуризации АО-энерго закончится только к 2006 г. При этом ФАС России не располагала сведениями о разделении по видам деятельности местных энергосбытовых компаний. Если реструктуризация АО-энерго осуществляется в соответствии с утвержденными планами реформирования, в том числе с участием антимонопольного органа, то реорганизация местных энергосбытовых компаний с целью разделения видов деятельности на тот момент даже не планировалась.
    Очевидно, что невыполнение требований закона связано с отсутствием разъяснительной работы среди организаций электроэнергетики, совмещающих виды деятельности. Однако 1 апреля 2006 г. все организации должны осуществить разделение, в противном случае они будут реорганизованы принудительно. Придется ли вновь продлять сроки вступления закона в силу?
    Чтобы предотвратить новый перенос сроков, в феврале 2005 г. на заседании Межведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики было принято решение о передаче ФАС России функций органа, который контролирует реорганизацию компаний, совмещающих виды деятельности. Выбор антимонопольного органа был очевиден: основное предназначение данного ведомства - защита конкуренции, а разделение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности предусмотрено законом именно в целях создания условий для развития конкуренции в сфере как генерации, так и сбыта.
    Во исполнение этого решения ФАС России поручила своим территориальным управлениям в каждом регионе страны направить разъяснительные письма всем хозяйствующим субъектам, совмещающим виды деятельности в электроэнергетике, и контролировать ситуацию.
    По итогам первого этапа мониторинга выяснилось, что одни энергоснабжающие организации не знают о требованиях законодательства, другие - знают, но считают, что не обязаны проводить реорганизацию, третьи - знают, хотят, но по разным причинам не могут выполнить данное условие. Эти проблемы вызваны отсутствием подробного разъяснения соответствующих нормативно-правовых актов, логистики процедур реорганизации, профессиональной подготовки персонала и др. Большинство компаний, подлежащих реорганизации, - муниципальные энергоснабжающие организации, которые, как правило, не имеют достаточных материальных и человеческих ресурсов для проведения необходимых процедур.
    Как показала практика, даже холдинг РАО "ЕЭС России" в лице АО-энерго в процессе разделения видов деятельности столкнулся со сложностями при составлении разделительного баланса, получении необходимых разрешительных документов, а также преодолении различного рода рисков - налоговых, финансовых, технологических. Чего же ожидать от муниципальной энергоснабжающей организации где-нибудь в Иркутской области?
    Понимая сложность разделения по видам деятельности, ФАС России совместно с РАО "ЕЭС России", ассоциацией "Роскоммунэнерго" и Министерством регионального развития РФ разработали Методические рекомендации по реорганизации энергоснабжающих организаций. В документе отражены типовые схемы реорганизации для предприятий различных форм собственности, методы минимизации основных рисков (финансовых, налоговых, технологических, юридических и пр.), особенности формирования разделительных балансов, вопросы ценообразования и др. В ближайшее время работа над методическими рекомендациями завершится, после чего они будут направлены в каждую энергоснабжающую организацию страны, подпадающую под требование законодательства о разделении видов деятельности.
    На основе данных мониторинга процессов разделения ФАС России подготовила анализ хода реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности в электроэнергетике. Установлено, что хозяйствующие субъекты (не считая АО-энерго), совмещающие куплю-продажу и передачу электрической энергии, существуют на большей части территории РФ, за исключением десяти регионов: Курской, Воронежской, Калининградской, Омской, Амурской и Новгородской областей, Республики Коми, Кабардино-Балкарии и Чечни. По восьми субъектам данные на момент составления отчета отсутствовали.
    Также следует отметить, что в связи со значительным количеством энергоснабжающих организаций не удалось в полном объеме собрать сведения об их намерениях о разделении видов деятельности. В результате разъяснительной работы, проведенной ФАС России, процесс реорганизации энергоснабжающих предприятий не только начался, но и приобрел серьезный масштаб. В регионах проводились совещания под руководством территориальных управлений ФАС России с участием представителей органов власти субъектов федерации и энергоснабжающих организаций.
    По информации, имеющейся на сегодняшний день (за исключением девяти регионов и Иркутской области), в стране действует 941 энергоснабжающая организация, совмещающая конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. Часть энергоснабжающих компаний уже провела реорганизацию, часть находится в процессе реорганизации или намерена в ближайшее время ее начать, - в общем 60% от числа нереорганизованных компаний. Однако доля компаний, разделяющих виды деятельности, значительно колеблется. Наиболее высокие показатели темпов разделения наблюдаются в Поволжском (73%) и Уральском федеральных округах, наиболее низкие - в Северо-Западном (6%). При этом указанная доля учитывает лишь относительно крупные энергоснабжающие организации. Особенности энергоснабжения ряда регионов таковы, что в них действует значительное количество мелких компаний. Так, в Иркутской области их более 900 - как правило, это подстанции, приобретенные небольшими предприятиями или индивидуальными предпринимателями. В большинстве своем они не осуществляют разделение в соответствии с требованием законодательства и не подозревают о такой необходимости. В то же время в законодательстве отсутствуют санкции за невыполнение требования о разделении компаниями, принадлежащими индивидуальным предпринимателям.
    В целом можно выделить четыре основных типа предприятий, которым необходимо разделить виды деятельности:
    1. Энергоснабжающие сетевые предприятия (оптовые покупатели-перепродавцы - ОПП), как правило, функционируют в форме ГУП или МУП, реже - в форме АО или ООО, находящихся как в частной, так и в муниципальной собственности. Это относительно крупные предприятия, снабжающие значительное число абонентов - район или город. Большинство из них намерены разделить виды деятельности до 1 апреля 2006 г. путем:

  • реорганизации, в результате которой функции сбыта передаются вновь образованной сбытовой компании в форме АО, ООО или ГУП (МУП);
  • передачи функций сбыта иной компании - как правило, сбытовой, созданной в результате реорганизации АО-энерго.
        Следует отметить, что решение о реорганизации МУП или ГУП необходимо согласовать с собственником - муниципалитетом или субъектом федерации соответственно. Далеко не всегда собственники осознают необходимость принятия такого решения и стараются его затянуть. Наиболее ярко данная проблема обозначилась в Рязанской области, где из 33 энергоснабжающих предприятий 32 действуют в форме МУП и ни одно из них не проводит реорганизацию; аналогичная ситуация наблюдается в Архангельской и Вологодской областях.
        2. Энергоснабжающие организации - потребители электроэнергии. Как правило, это крупные градообразующие предприятия, в схему энергоснабжения которых вк-лючены субабоненты, питающиеся от сетей указанного предприятия. Это наиболее сложная категория энергоснабжающих предприятий. Проблема субабонентов решается в каждом случае индивидуально. Варианты решения могут быть следующие:
  • создание энергосбытовой компании, на имя которой заключаются договоры энергоснабжения с субабонентами предприятия;
  • передача объектов сетевого хозяйства иному юридическому лицу или их продажа;
  • отказ от энергоснабжения субабонентов в пользу гарантирующего поставщика.
        В настоящее время требуется дополнительный анализ ситуации с разделением видов деятельности данной категории предприятий и, возможно, подготовка изменений законодательства с целью смягчения требований по разделению к таким предприятиям.
        3. Энергоснабжающие организации - филиалы ОАО "РЖД". В соответствии с соглашением, заключенным между ОАО "РЖД", ОАО "РАО "ЕЭС России"" и ОАО "Русэнергосбыт", абоненты филиалов ОАО "РЖД" будут снабжаться гарантирующими поставщиками, сформированными либо на базе соответствующего филиала ОАО "РЖД", либо АО-энерго.
        4. Единые производственно- энергетические комплексы, включающие генерирующие источники, энергопринимающие устройства, сетевые объекты. К сетям таких комплексов присоединены субабоненты. Как правило, в виде производственно-энергетических комплексов функционируют крупнейшие металлургические предприятия, целлюлозо-бумажные комбинаты, химические производства. Их отличительной особенностью является наличие генерирующей установки, вырабатывающей электрическую и тепловую энергию на собственные нужды. В настоящее время разрабатываются предложения по изменению редакции ст. 6 ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период", предполагающие нераспространение требований о разделении на производственно-энергетические комплексы, в частности на генерирующие и сетевые объекты.
        В целом процесс разделения по видам деятельности в отрасли продолжается. С момента принятия решения о переносе сроков вступления в силу требования о разделении ситуация существенно изменилась, и организации, не выполнившие нормы закона к 1 апреля 2006 г., будут разделены принудительно.
        По результатам проведенной работы антимонопольная служба выявила ряд серьезных проблем, касающихся обеспечения разделения видов деятельности в электроэнергетике, и предложила варианты решений, которые будут представлены на ближайшем заседании межведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики.

  •  
    Добавить комментарий
    Комментарии (1):
    Игорь
    30.11.-0001 00:00:00
    ЕНВД — единый налог на вмененный доход. Суть единого налога на вмененный доход в том, что сумма его выплаты рассчитывается не с полученного, а с предполагаемого дохода Подробней: http://mosadvokat.org/envd-edinyj-nalog-na-vmenennyj-doxod/