• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Продвижение к либерализации

 

Автор

Виханский Александр, Начальник отдела организации сбытовой деятельности бизнес-единицы № 2 РАО "ЕЭС России"

 

    Интервью с начальником отдела организации сбытовой деятельности бизнес-единицы № 2 РАО "ЕЭС России" Александром Виханским

    ЭР: Александр Эдуардович, как сегодня можно оценить сложившуюся ситуацию с выходом крупных потребителей в ССТ ОРЭ?

    А. В.: Нередко приходится слышать жалобы промышленных предприятий на то, что РАО "ЕЭС России" "не пускает" их на рынок.
    Однако в соответствии с постановлением Правительства РФ № 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" ни РАО "ЕЭС России", ни его дочерние зависимые общества (ДЗО) не вправе сдерживать чье-либо законное право выйти в сектор свободной торговли ОРЭ.
    После запуска ССТ в России РАО "ЕЭС" не приветствовало выход потребителей не на конкурентный, а на федеральный оптовый рынок электроэнергии (мощности), так как переход к свободной торговле и развитие конкуренции - это движение вперед, а ФОРЭМ - пройденный этап в российской электроэнергетике.
    Для выхода на конкурентный рынок потребителю согласно существующим регламентам следует подать на согласование в ДЗО РАО "ЕЭС России" необходимые документы. В случае их соответствия всем требованиям потребитель выходит на ОРЭ. В то же время возникают конфликты, связанные с выходом промышленных потребителей на оптовый рынок, и многие участники ССТ ОРЭ сталкивались с рядом сложностей.
    Основная причина этих недоразумений проста: в подавляющем большинстве случаев потребитель не может выйти на рынок, так как некорректно оформляет необходимые документы, что является следствием отсутствия у некоторых промышленных предприятий квалифицированных инженеров и юристов.
    Помимо этого, в ряде случаев изменение нормативной базы приводит к необходимости значительную часть уже сделанной работы проводить повторно, что замедляет процедуру.

    ЭР: Существуют ли механизмы защиты промышленных потребителей?

    А. В.: Для решения возникших конфликтов в досудебном порядке потребитель всегда может обратиться в конфликтную комиссию при бизнес-единице № 2, центре управления реформой РАО "ЕЭС России" или НП "АТС". Бизнес-единица РАО "ЕЭС России" стремится убедить потребителей, что при отсутствии понимания на местах они могут обратиться непосредственно в конфликтную комиссию, где им гарантировано объективное рассмотрение вопроса.

    ЭР: Какие меры необходимо предпринять для решения существующих проблем?

    А. В.: В первую очередь требует системного решения основная проблема, препятствующая формированию 100%-ного конкурентного оптового рынка электроэнергии - проблема перекрестного субсидирования. Необходимо легализовать перекрестное субсидирование, т. е. перевести скрытое и непрозрачное тарифное субсидирование в открытую форму. С этой целью может быть введен неналоговый сбор для участников оптового рынка в качестве легитимного источника компенсации энергоснабжающим организациям заниженного тарифа для населения. Для субсидируемой категории предполагается введение социальной нормы, в пределах которой население должно получать электроэнергию по льготным тарифам, сверх нее - по экономически обоснованным.
    Идеальным с точки зрения проблемы перекрестного субсидирования было бы определение сроков выхода потребителей на ОРЭ в соответствии с механизмами и сроками формирования тарифов на следующий год, когда при выходе субъекта на оптовый рынок объем перекрестного субсидирования будет учтен в тарифе на следующий период.
    Решение перечисленных вопросов значительно упростит выход предприятий на рынок и дальнейшее развитие реформы в целом.

 
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему