• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

На пути к балансирующему рынку

 

Автор

Шкатов Владимир, Заместитель председателя правления НП "Совет рынка"

 

    Основная проблема, с которой приходилось сталкиваться российским энергетикам в 1980-1990-х гг., - техническая оснащенность. Сейчас более актуальны вопросы распределения нагрузок и создания специального механизма ценообразования на балансирующем рынке.

    Европейская перспектива
    Началом процесса либерализации энергетики и развития рыночной экономики считается 1997 г., когда появились два важнейших документа: Европейские директивы по электроэнергетике и Европейские директивы по газу. В результате реализации положений этих нормативных актов в Европе было создано 15 национальных рынков электроэнергии, каждый из которых существовал обособленно и имел свою специфику. В 2003 г. были приняты две новые директивы по энергетике и газу, а также Положение о взаимных перетоках электроэнергии через границу, определившие движение всех европейских рынков в сторону консолидации и создания единого рынка. ЕС предполагает до 1 июля 2004 г. осуществить полную либерализацию рынков электроэнергии и газа для потребителей, не являющихся домашними хозяйствами, а к 2007 г. провести полную либерализацию и для них. Таким образом, планируется разделить производство, генерацию и потребление.
    В большинстве случаев в Европе не требуется, чтобы вертикально интегрированная компания, обслуживающая некую территорию, была разделена на несколько юридических лиц, каждое из которых занималось бы конкретным видом деятельности. Если вертикально интегрированная компания берет на себя обязательства по обслуживанию потребителя на определенной территории, достаточно, чтобы ее руководители не были материально заинтересованы в различных видах бизнеса. Для этого необходимо создание независимого регулятора, обладающего достаточной компетенцией для решения всех вопросов тарифного регулирования и развития монопольной деятельности, обеспечение гарантий и обязательств по коммунальным услугам, защите малоимущих и т. д.
    В названных документах определен и такой компонент, как маркирование электроэнергии: поставщик обязан указать в контракте тип топлива, который используется для производства электроэнергии, чтобы потребитель при желании мог отдать предпочтение экологически чистым и безвредным для окружающей среды вариантам. Более того, в ряде случаев ЕС рекомендует отдавать предпочтение местным и возобновляемым источникам энергии (до 20-30% объема поставки).
    Передача электроэнергии через границу
    При передаче электроэнергии через границу поставщики сталкиваются с рядом проблем, как, например:

  • различие в законодательстве;
  • неодинаковое влияние генерирующих компаний по разные стороны границы;
  • сложность организации диспетчерского управления (возникает во-прос, кто должен отвечать за поставку электроэнергии через границу при отсутствии единой системы диспетчерского управления).
        Одной из основных задач ЕС является создание единого оператора передающей сети, который мог бы координировать и балансировать перетоки электроэнергии через государственные границы или между разными рынками. К 2006 г. предполагается довести объем электроэнергии, разрешенный для передачи через границу, до 10% суммарного объема производства.
        В настоящее время открытость рынка ЕС оценивается приблизительно в 70% и должна к концу 2006 г. достигнуть 82-83%. На пути к большей открытости рынка ЕС имеются три серьезные технические проблемы, требующие решения:
  • создание независимого оператора передающей сети (юридическое лицо, выполняющее функции единого диспетчерского центра на большой территории);
  • установление тарифов на передачу;
  • формирование регламентирующих центров ("интеллектуальные" части регулятора, которые при соблюдении национальных интересов были бы в центре мировых процессов в энергетике).
        В политическом плане это означает полное открытие рынка электроэнергии и газа для всех потребителей с 1 июля 2007 г.

        Создание балансирующего рынка
        В целях обеспечения эффективного доступа на рынок для всех участников, включая новых, необходим недискриминационный и отражающий реальную цену балансирующий механизм. Именно так рынок электроэнергии становится достаточно ликвидным. Это достигается путем учреждения прозрачного рыночного механизма поставки и закупки электроэнергии в рамках требования балансировки. При отсутствии такого рынка национальные регулирующие центры должны играть активную роль, обеспечивающую дискриминационную и отражающую стоимость балансировки поставки электроэнергии.
        В России во второй половине 1990-х гг. предпринимались активные попытки создания эффективного механизма ценообразования, основанного на тарифах. Существующий в настоящее время механизм отклонений, основанный на действующих тарифах, неэффективен, поскольку не отражает ситуацию, которая складывается в определенные периоды (например, во время паводка). Первоначально, когда ставилась задача по созданию подобного механизма, предполагалась возможность планового изменения стоимости электроэнергии за отклонения. Скажем, электростанция или потребитель допустили отклонение на 1% от плановой величины. В данной ситуации плата за отклонение должна была рассчитываться не по максимальному тарифу, а в зависимости от отклонения, т. е. 1-2%. И только когда участник рынка отклоняется на 10-15%, начинают действовать более жесткие тарифы. Однако ФЭК с этой логикой не согласилась. Одна из причин - стоимостный небаланс. Система штрафов позволила изыскать дополнительные финансовые ресурсы для покрытия небаланса. Все участники, столкнувшиеся с отклонениями, понимают, что существующий на сегодняшний день механизм расчета отклонений неэффективен и нужно двигаться в сторону тех механизмов, которые позволят определять стоимость отклонений на основе цен, близких к цене рынка.

        Основные принципы балансировки электроэнергии
        Режим поставки электроэнергии в общую сеть, а также режим ее потребления, потери и все происходящие колебания свидетельствуют, что не существует технической возможности спланировать режим так, чтобы электростанции, выполняя график, постоянно работали сбалансированно. При этом нарушение баланса всегда находится в двух плоскостях. С одной стороны, объективно имеют место ситуации, когда у энергосистемы возникает избыток генерации и ее дефицит.
        С другой - потребители следуют за этими изменениями, т. е. они объединены в общем технологическом процессе, потеря управления над которым может привести к тяжелым последствиям для системы.
        Таким образом, существует реальная необходимость в создании технологического механизма, который обеспечивал бы поддержание баланса в любой момент времени в условиях неопределенности. Поэтому при планировании режима на любой период следует иметь определенный резерв, предназначенный для балансировки и подразделяющийся на две группы:
        1. Ошибки прогноза и аварии. Даже при развитой системе прогнозирования ошибки все равно составляют порядка 3%. Увеличение облачности над Европейской зоной России, изменение характера потребления могут добавить 2-3% дополнительной нагрузки к плану, составленному за сутки. Естественно, что по мере приближения к процессу планирования, т. е. планированию на час вперед, достаточно 1%, планированию на месяц - 3-5%.
        2. Потеря блока. Во многих странах используются различные методы оценки величины резерва, который нужно заложить. Как правило, он находится в диапазоне от самого большого блока до полутора самого большого блока. В России самым крупным является блок Костромской ГРЭС (1200 МВт), далее следуют блоки атомной станции (1000 МВт). Таким образом, потеря блока в любой момент может составить 1000 МВт.
        Перечисленные компоненты резерва - ошибка прогноза и вероятность потери блока - определяют запас мощности, необходимый при планировании на сутки вперед и составляющий около 1000- 2000 МВт для Европейской зоны России, т. е. около 2% максимума потребления зимой (это величина, которая должна быть готова к работе практически в любой момент). С экономической точки зрения нецелесообразно держать такой объем неиспользованной мощности генераторов. Поэтому величина резерва должна быть в распоряжении системного оператора максимум 1 час для обеспечения надежности в пиковые часы. Помимо размещения оперативных резервов мощности, диспетчеру необходимо располагать возможностью регулировать все колебания, которые происходят в промежутке между пиковыми часами, а также между точками внутри часа. Следовательно, на конкурентном рынке балансирующий механизм должен обладать экономическими преимуществами для производителей и потребителей, участвующих в балансировке энергосистемы. К ним относятся:
        1. Поощрение тех участников рынка, которые в режиме реального времени отклоняются от контрактных (запланированных) режимов генерации или потребления в сторону, благоприятствующую балансированию энергосистемы. Например, в ситуации дефицита электроэнергии система заинтересована в увеличении генерации и уменьшении потребления, а в ситуации избытка - наоборот, в уменьшении генерации и увеличении потребления.
        2. Санкции за отклонения, способствующие появлению дисбаланса в энергосистеме или его усугубляющие.
        3. Справедливая оплата электроэнергии, предоставляемой участниками рынка в распоряжение системного оператора для централизованного регулирования баланса в энергосистеме.
        Экономические стимулы могут быть основаны на двух разных ценовых подходах: фиксированная цена и цена, зависящая от рыночной.
        В данной статье мы не станем рассматривать особенности ценообразования балансирующего рынка, а остановимся непосредственно на балансировке. Ясно, что фиксированные цены статичны, не могут учитывать текущую ситуацию на рынке и не стимулируют участников рынка гибко реагировать на ее изменение.

        Формы балансировки
        На сегодняшний день на рынке присутствует два типа балансировки. Первый - централизованный, когда все нити для балансировки электроэнергии на контролируемой территории находятся в руках у единственной компании - системного оператора. Это предполагает его ответственность за непрерывное поддержание физического баланса генерации и потребления в целом по энергосистеме, а также ответственность участников рынка за допускаемые отклонения физических объемов поставки или потребления электроэнергии от их плановых показателей. Описанный механизм наиболее понятен и соответствует существующей модели организованной торговли электроэнергией на рынке "на сутки вперед".
        Второй вариант балансировки в России используется редко. В ряде стран данный процесс затрагивает лишь определенную территорию, либо по составу участников специально выделена электростанция или группа электростанций, называемых балансовым провайдером, координатором графиков, менеджером балансовой группы или участником с программированной ответственностью. Например, в Германии существует шесть крупных энергообъединений. Поскольку поддержание баланса по контуру не всегда удобно, они заключают договор с одной из шести компаний, которая берет на себя отслеживание частоты и посредством своих электростанций поддерживает баланс в системе. Кроме того, существует система управления, при которой одна страна осуществляет балансировку небалансов, возникающих в другой. В частности, Франция балансирует небалансы, возникающие в Испании, которая, в свою очередь, регулирует небалансы, возникающие в Португалии. Таким образом, Франция берет на себя ответственность за обеспечение баланса в этой части Европы. Более того, иногда образуется некий холдинг, объединяющий шесть-семь заводов, находящихся в разных точках страны, который заключает договор с электростанцией о том, что последняя при обеспечении передачи в этот центр всех небалансов, возникающих на заводах холдинга, возьмет на себя обязательства по их погашению. Такие возможности существуют и реализованы в ряде стран.

  •  
    Добавить комментарий
    Комментарии (3):
    Maria
    30.11.-0001 00:00:00
    That's not even 10 mintues well spent!
    Russell
    30.11.-0001 00:00:00
    What's it take to become a sublime epxnuoder of prose like yourself?
    pftulp
    30.11.-0001 00:00:00
    uHRkH4 <a href="http://twhsuakvyuqd.com/">twhsuakvyuqd</a>