• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

За два месяца до часа Х

 

Автор

Макаров Василий, Генеральный директор компании "МаИС", группа "КЭС-Холдинг"

 

    В настоящее время энергетика и коммунальное хозяйство быстро трансформируются из монополии на регулируемом рынке в конкурентную сферу услуг. Этот процесс предполагает изменение существующих в энергетических компаниях принципов создания добавленной стоимости на основе единой цепи производства, транспорта и распределения энергии. Образуются новые самостоятельные компании: генерирующие, сетевые и сбытовые, - а с ними и новые независимые бизнес-сферы, связанные с производством, транспортом, распределением и сбытом (поставкой) электроэнергии. Пересматриваются приоритеты и цели субъектов конкурентного рынка, меняется характер их бизнес-процессов и функций. Электроэнергия и услуги по ее доставке потребителю становятся предметом купли-продажи.
    Центральной фигурой рынка теперь является потребитель. Он вправе самостоятельно, руководствуясь экономической выгодой, заключать договоры на поставку энергии и оказание коммунальных услуг с любой компанией, функционирующей на рынке.
    Процесс создания конкурентного рынка требует изменения информационных технологий компаний, процедур сбора, обработки и оперативного обмена данными. Коммерческий учет электроэнергии как товарной продукции становится неотъемлемой частью регулярных бизнес-процессов участников рынка.
    Одним из необходимых условий выхода на оптовый рынок электроэнергии, в том числе конкурентный, является наличие у субъекта автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ).

    Требования к АИИС КУЭ
    Создание (модернизация) АИИС КУЭ субъектов ОРЭ должно производиться с учетом:

  • выполнения требований НП "АТС" как организатора рынка, осуществляющего сбор и обработку коммерческой информации и обеспечивающего финансовые расчеты;
  • специфики технологических процессов производства, транспорта, распределения и/или потребления электроэнергии субъекта;
  • эффективного решения бизнес-задач и достижения целей субъекта на ОРЭ;
  • увязки функционирования АИИС КУЭ с действующими или реализуемыми в перспективе информационной системой (ИС) и АСУ ТП субъекта;
  • минимизации затрат на создание (модернизацию) и эксплуатацию системы.
        Основной целью коммерческого учета на оптовом рынке является получение достоверных данных об объемах производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии и мощности для:
  • проведения финансовых расчетов за электроэнергию и услуги между субъектами ОРЭ;
  • управления режимами электропотребления с учетом экономической выгоды;
  • определения и минимизации коммерческих и технических потерь при производстве, транспорте, распределении и потреблении электроэнергии и мощности;
  • расчета финансовых затрат на производство, транспорт, распределение и потребление электроэнергии и мощности с целью их минимизации.     Выход на ОРЭ позволяет производителям и потребителям электроэнергии значительно повысить эффективность своего производства, создает условия для внедрения энергосберегающих технологий и систем управления технологическими процессами.
        Большинство систем коммерческого учета на сегодняшний день не удовлетворяют техническим требованиям НП "АТС" и требуют модернизации существующей или создания новой системы. Поскольку число участников ОРЭ значительно увеличилось как за счет реформирования АО-энерго, так и за счет упрощения условий доступа на ОРЭ, резко вырос спрос на услуги по созданию (модернизации) систем коммерческого учета электроэнергии в соответствии с требованиями, предъявляемыми к АИИС КУЭ.
        Сведения о порядке создания, сроках ввода в эксплуатацию и стоимости работ по внедрению АИИС КУЭ общеизвестны. Поэтому в настоящей статье, исходя из практического опыта, попытаемся обозначить существующие проблемы и возможные пути их решения.

        Сроки
        При условии выполнения всех регламентов НП "АТС" от предпроектного обследования до сдачи системы в эксплуатацию проходит не менее полутора лет. Поэтому число субъектов рынка, готовых к работе на ОРЭ, сейчас составляет не более 20% от общего количества участников. Очевидно, что к июлю 2006 г., когда планируется запустить рынок двусторонних договоров (РДД), законченной системы у большинства субъектов не будет. Как быть? Увеличить срок приведения имеющихся систем в соответствие с требованиями ОРЭ, скажем, до начала 2007 г. с сохранением практики применения соглашений о финансовой ответственности. Либо упростить процедуры и регламенты, сократить сроки прохождения документов в НП "АТС" и органах Госстандарта, четко определить порядок проверки системы на соответствие требованиям ОРЭ.
        Однако в летний период, в сезон отпусков, специалисты НП "АТС" затягивают ими же определенные сроки проведения экспертизы документов. Дефицит времени у энергокомпаний может привести к возникновению осеннего ажиотажа, что в конечном итоге негативно повлияет на качество проведения экспертизы и еще более увеличит сроки рассмотрения документов. Для решения проблемы мы предлагаем принять следующие меры:

  • определить перечень организаций, имеющих большой практический опыт и прошедших аккредитацию в НП "АТС", для проведения самостоятельной экспертизы соответствующих документов при предоставлении гарантий достоверности;
  • сократить в два раза срок проведения экспертизы;
  • дать заказчикам возможность устранять замечания, не имеющие принципиального значения, в течение определенного времени (например, три месяца) после сдачи системы;
  • определить организации, уполномоченные проводить проверку системы на соответствие требованиям ОРЭ и полностью отвечающие за результат.

        Отсутствие или недостаток источников финансирования
        В рамках существующей модели тарифного регулирования инвестиционные расходы, в том числе и на создание АИИС КУЭ, защищаются и финансируются по остаточному принципу. Таким образом, в условиях решения множества технических и социальных проблем средства на создание и модернизацию АИИС КУЭ не выделяются. Для организации системы коммерческого учета электроэнергии всех существующих и потенциальных субъектов рынка необходимо сформировать и внести в тариф инвестиционные расходы на создание АИИС КУЭ всех сетевых и генерирующих компаний с обязательным разъяснением в ФСТ о защищенности указанной статьи при утверждении тарифов.

        Избыточность
        Отсутствие юридических норм совместного использования АИИС КУЭ смежными субъектами вынуждает их создавать собственные системы учета, по сути дублирующие друг друга. Решить эту проблему можно двумя способами:

  • определить принципы и разработать проекты договоров совместного использования системы и обмена соответствующей информацией;
  • сформировать институт независимых поставщиков информации АИИС КУЭ - операторов коммерческого учета электроэнергии (ОКУЭ). Независимая организация будет за свой счет создавать АИИС КУЭ, являясь ее собственником и поставщиком коммерческой информации для субъектов рынка. Тарифы подобные услуги должны регулироваться с помощью вновь разработанных методик.

        Согласование
        Необходимо четко определить, кто и что согласует, в какие сроки, а также ответственность за их нарушение. Например, некое АО-энерго отказалось согласовывать технико-рабочий проект (ТРП), поскольку промышленный компьютер, используемый в качестве сервера, не внесен в Государственный реестр средств измерения. НП "АТС" на соответствующий запрос не смогло дать однозначного ответа, хотя очевидно, что компьютер средством измерения не является.
        Кроме того, разумно было бы вынести технические требования к АИИС КУЭ за рамки договора о присоединении к ОРЭ и определить порядок их утверждения. Внесение любых изменений и дополнений должно проводиться по определенному регламенту. Практика показывает, что по инициативе НП "АТС" требования к АИИС КУЭ в процессе ее внедрения могут модифицироваться, что, в свою очередь, способно существенно повлиять на сроки ввода и стоимость создаваемых систем.

        Справка
        ЗАО "МаИС", входящее в холдинг "Комплексные энергетические системы", оказывает консультационные услуги по внедрению АИИС КУЭ и АСУ ТП на крупных промышленных предприятиях. Среди клиентов компании ОАО "СУАЛ" (филиалы "КАЗ-СУАЛ", "НАЗ-СУАЛ", "УАЗ-СУАЛ", "ИркАЗ-СУАЛ" и "БАЗ-СУАЛ") иТЭЦ, входящие в ОАО "Кировэнерго" (ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4,ТЭЦ-5). Для ТЭЦ, в частности, было разработано техническое задание на МВИ, создан и аттестован метод выполнения измерений (МВИ), предложена документация для сертификации и поверки, проведена сертификация, подготовлены программа и методика испытаний. Кроме того, ЗАО "МаИС" занималось подготовкой электронной базы данных "Измерительные трансформаторы тока и напряжения" по материалам Государственного реестра РФ.

        Заключение
        Все названные проблемы в конечном итоге влияют на качество внедряемой АИИС КУЭ, снижают возможность ее интеграции в единую ИС предприятия. Поэтому методологической основой разработки и создания АИИС КУЭ должен быть интегрированный подход к формированию единых АИИС КУЭ сетевых компаний (генерации) и потребителей с приложением регламентов, предусматривающих порядок обмена информацией и разделение ответственности за эксплуатацию и сохранность АИИС КУЭ. Указанная задача может быть реализована в рамках выделенного ОКУЭ при наличии необходимой нормативной базы.

        Игорь Крылов
        начальник департамента доступа на ОРЭ НП "АТС"

        Экспертиза технической документации на создание (модернизацию) автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии - процедура добровольная, призванная снизить риски заказчиков систем. Данная услуга считается коммерческой и оказывается НП "АТС" на договорной основе. С декабря 2004 г. по настоящее время проведено более 300 различных экспертиз; их результаты высоко оценены создателями технической документации и учтены при ее доработке. В итоге экспертиза технической документации в НП "АТС" стала фигурировать в договорах, заключаемых заказчиками систем с подрядными организациями, как один из обязательных этапов.
        Поскольку окончательным сроком сдачи систем (приведения их в соответствие с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка), установленным Постановлением Правительства РФ, является 1 ноября 2005 г., пик подачи технической документации в НП "АТС" для проведения экспертизы пришелся на вторую половину июля - август 2005 г. В связи с тем что НП "АТС" уделяет большое внимание качеству проведения экспертиз, а также в связи с ростом количества замечаний к поступившей в "авральном" режиме технической документации по сравнению с подготовленной ранее время, необходимое для осуществления единичной экспертизы, увеличилось. При этом причиной является отнюдь не искусственное затягивание сроков со стороны НП "АТС". Более того, НП "АТС" ввело новую услугу - срочную экспертизу, которая выполняется в течение пяти рабочих дней и позволяет решить "горящие" проблемы заказчиков.
        В заключение хотелось бы отметить, что все подрядные организации хорошо осведомлены об объективных сроках, необходимых для создания качественной технической документации, однако зачастую ради заключения договоров с заказчиками систем сокращают время проведения отдельных этапов, что не может не сказаться на качестве, после чего стремятся переложить ответственность за несоблюдение сроков выполнения всего комплекса работ по созданию систем коммерческого учета на НП "АТС", которое участвует лишь в одном из многих этапов данного процесса, причем исключительно добровольно. Мы считаем подобный подход некорректным и противоречащим принципам НП "АТС" при сопровождении процедуры создания систем коммерческого учета участников ОРЭ.

  •  
    Добавить комментарий
    Комментарии (1):
    Carlos
    30.11.-0001 00:00:00
    Phenoenaml breakdown of the topic, you should write for me too!