• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Техрегулирование: "системный" взгляд

 

Автор

Охотин Виктор, Начальник департамента технического аудита ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС"

 

    Интервью с начальником департамента технического аудита ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" Виктором Охотиным

    ЭР: Виктор Владимирович, какова роль технического регулирования в процессе реформирования отрасли?

    В. О.: В конце 2002 г. был принят закон "О техническом регулировании", который установил качественно новые требования к содержанию и порядку действия нормативных документов в области технического регулирования. По сравнению сположением, действовавшим ранее, были введены новые виды регулирующих документов: технический регламент, принимаемый как федеральный закон, соблюдение которого контролируется органами исполнительной власти, национальный стандарт и стандарт организации. До принятия данного закона деятельность предприятий регламентировалась обязательными для соблюдения ГОСТами, в отличие от них новые стандарты применяются на добровольной основе.
    Отказ от привычной обязательности стандартов внушает определенные опасения и заставляет внимательнее изучать механизмы их действия в новых условиях. В частности, локальная обязательность стандартов может быть установлена договорами, заключаемыми между отдельными энергокомпаниями. Кроме того, свобода невыполнения стандартов является мнимой, поскольку компания, продукция которой не отвечает требованиям общепризнанных стандартов, имеет существенно меньше шансов быть востребованной на рынке.
    В РАО "ЕЭС России" в соответствии с требованиями закона "О техническом регулировании" проведена ревизия действующих в отрасли документов и сформирована специальная рабочая группа, куда вошли представители организаций холдинга и участников энергорынка. Первым стандартом, получившим одобрение рабочей группы и утвержденным в качестве стандарта ОАО "РАО "ЕЭС России"" стали разработанные системным оператором Правила предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем. Особую значимость этот документ приобрел в свете аварии, произошедшей в московской энергосистеме 25 мая этого года.
    ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" совместно с ОАО "ФСК ЕЭС" подготовлена и успешно реализуется программа создания системы национальных стандартов, обеспечивающих надежность функционирования и развития ЕЭС России. В настоящее время завершена работа над проектом второго стандарта - Методики определения нормативного, прогнозируемого и фактического уровня надежности энергосистем. До конца 2005 г. системный оператор планирует подготовить проекты еще пяти стандартов, устанавливающих требования к противоаварийной автоматике энергосистем, регулированию частоты и перетоков активной мощности, автоматизированным системам диспетчерского управления, правилам координации ремонтов и планированию развития ЕЭС.

    ЭР: Расскажите об основных путях обеспечения надежности и качества функционирования ЕЭС России. Какова при этом роль СО?

    В. О.: Чтобы обеспечить надежность единой энергосистемы, необходимо обеспечить надежность отдельных ее элементов (генерирующих источников, линий и оборудования электрических сетей) и общую структурную (системную) надежность, которая достигается соответствующей топологией (резервированием элементов) электрической сети и использованием системной автоматики.
    Таким образом, качество функционирования ЕЭС зависит от технического состояния и уровня эксплуатации оборудования и устройств всех участников параллельной работы. При этом системный оператор, осуществляя планирование, расчет и управление электроэнергетическим режимом ЕЭС, должен принимать наиболее эффективные решения, направленные на безопасное и безаварийное функционирование ЕЭС и достижение качества электрической энергии, соответствующего требованиям технических регламентов и стандартов.
    Наличие централизованного диспетчерского управления позволяет поддерживать необходимый уровень надежности работы энергосистемы в условиях старения основных фондов и структурных преобразований в отрасли.

    ЭР: Учитывается ли при разработке нормативно-технической базы опыт западных стран?

    В. О.: Разумеется, это очень важный элемент. Более того, закон "О техническом регулировании" содержит положение о необходимости гармонизации разрабатываемых документов с существующими зарубежными стандартами, в том числе в области терминологии. Однако у России формирование единой энергосистемы, подходов к аварийной автоматике имеет множество особенностей, что должно найти свое отражение в содержании разрабатываемых документов.

    ЭР: Какие проблемы возникают при решении вопросов нормативно-технического регулирования?

    В. О.: Прежде всего - необходимость формирования регламентов в период, когда отрасль реформируется, исчезают прежние и возникают новые энергокомпании. В этих условиях важно обеспечить преемственность требований технической политики, технических нормативов. Например, сохранение требования об участии электростанций в общем первичном регулировании частоты (ОПРЧ) необходимо не только для надежного функционирования ЕЭС в целом, но и для каждой отдельно взятой электростанции, поскольку существует вероятность выделения ее на изолированную работу вместе с частью прилегающего энергорайона. Наличие на электростанции систем, обеспечивающих полноценное участие в ОПРЧ, существенно повышает вероятность удержания и максимально быстрого восстановления объема генерации, однако поддержание таких систем в рабочем состоянии требует дополнительных затрат.
    Другая проблема заключается в том, что системы противоаварийной автоматики требуют временного отключения ряда неответственных потребителей, определение состава которых должно производиться с участием местных администраций и органов государственного надзора. Это серьезный вопрос, в особенности для таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург, где в структуре потребления преобладает бытовая и социально-значимая потребительская нагрузка.

    ЭР: Соответствует ли оборудование отечественных производителей современным техническим требованиям?

    В. О.: Многие российские производители, желая приобрести статус поставщиков надежного оборудования, активно изучают зарубежный опыт и осваивают различные формы кооперации с ведущими мировыми производителями основного и вспомогательного энергетического оборудования и систем автоматизации. Рядом компаний на территории
    России организовано производство оборудования по лицензии западных фирм (Siemens, ABB и др.), есть примеры поставки оборудования и систем автоматизации в третьи страны с условием выполнения требований действующих там регламентов и стандартов.

    ЭР: Чем обусловлена необходимость повышения качества регулирования частоты электрического тока в ЕЭС России? Какие работы ведутся в этой области?

    В. О.: Повышения качества регулирования частоты электрического тока требует, во-первых, задача объединения с энергосистемами Западной Европы, где стандарты качества существенно выше, чем установленные российским ГОСТом, а во-вторых, внутренние потребности: чем меньше частота отклоняется от заданных параметров, тем надежнее функционирует ЕЭС и ниже вероятность развития аварийных ситуаций.
    Чтобы добиться соответствия зарубежным стандартам, системный оператор инициировал в октябре 2002 г. выпуск приказа РАО "ЕЭС России", установившего внутренний стандарт по соблюдению качества частоты электрического тока на уровне требований энергосистем Западной Европы (нормальный уровень 50 + 0,05 Гц - в отличие от установленного ГОСТом 50 + 0,2 Гц) и обеспечившего активное привлечение электростанций к участию в общем и нормированном регулировании частоты. Со времени выхода данного приказа частоту электрического тока в ЕЭС удается поддерживать в допустимых пределах (превышая норму в течение не более 15 минут и не достигая уровня в 50 + 0,2 Гц) даже при наличии серьезных технологических нарушений (выделение на изолированную работу ряда энергосистем Северного Кавказа в августе 2003 г., отключение 3200 МВт на Саяно-Шушенской ГЭС в октябре 2004 г., авария в московской энергосистеме в мае 2005 г.).

    ЭР: Проводятся ли какие-либо мероприятия по синхронизации работы электрических систем стран ЕС и СНГ?

    В. О.: В 2005 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о кооперации по разработке технико-экономического обоснования проекта синхронного объединения энергосистем Западной, Центральной, Южной Европы с ЕЭС России и параллельно работающими энергосистемами стран СНГ и Балтии (ЕЭС/ОЭС). На основе данного соглашения сейчас разрабатывается технико-экономическое обоснование, с помощью которого будет проведена оценка эффективности параллельной работы ЕЭС/ОЭС и UCTE, определены требования и затраты на реализацию проекта. Необходимые исследования ведут эксперты системных операторов Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Польши, Испании, Франции, Словакии и Румынии, представляющие Консорциум UCTE, и эксперты энергокомпаний Беларуси, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Украины и Эстонии, представляющие ЕЭС/ОЭС. Надо отметить, что работа такого масштаба и значимости проводится впервые. Взаимодействие сторон организовано на принципах партнерства и паритетности.
    К концу 2006 г. планируется выпустить концептуальный отчет с предварительными ответами на вопросы исследования, позволяющими принять решение о возможности совместной работы энергосистем Европы, России и стран СНГ.

 
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему