• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Горькая судьба

 

Автор

Вахтеров Сергей, Главный редактор журнала "ЭнергоРынок"

 

    Не хозяин платит зарплату - он лишь выдает деньги. Зарплату платит продукт.
    Генри Форд, FORD Corporation

    Реформа отрасли с каждым днем набирает обороты. Регистрируются новые субъекты рынка, в законодательство постоянно вносятся коррективы, изменяющие правила игры, и т. д. Между тем, несмотря на все программные заявления о целях реформирования, все преобразования проводятся для того, чтобы обеспечить стабильность и надежность поставок электроэнергии ее потребителям.
    Потребителей можно разделить на две основные категории: промышленность и население. И если первые уже начинают интегрироваться в новые правила функционирования отрасли, то для большей части населения происходящие процессы в электроэнергетике непонятны. Обеспечение населения электроэнергией - крайне важная социальная задача. Западный опыт показал, чем может обернуться для страны в целом не до конца сбалансированная энергосистема. Именно поэтому тема розничных коммуникаций сейчас особенно актуальна: ведь именно от того, какими будут правила функционирования розничных рынков в электроэнергетике, зависит взаимодействие энергетиков и потребителей.

    Кто крайний?
    Предполагается, что в условиях постреформенной отрасли основными компаниями, работающими как с промышленными, так и с розничными потребителями, станут энергосбытовые организации. Однако на время переходного периода дополнительно будут создаваться и так называемые гарантирующие поставщики, т. е. специализированные коммерческие организации, выступающие в качестве финансово-аналитических и расчетных центров на территории субъектов РФ, что обеспечит гарантированное электроснабжение любого потребителя1. В связи с этим лишь вкратце остановимся на сущности деятельности подобной организации2. Ее специфика заключается в следующем:
    1. Поставщик <последней руки> обязан заключить договор с любым добросовестным потребителем.
    2. Необходимо учитывать влияние местных органов власти и проводить с ними согласованные действия.
    3. Существенные конкурентные преимущества ГП:

  • гарантированный рынок сбыта;
  • гарантированная доходность;
  • покупка электроэнергии на оптовом рынке по долгосрочным договорам;
  • покупка электроэнергии в секторе отклонений (сглаживание колебаний спроса - балансирующий рынок).
        Договорная конструкция гарантирующего поставщика в переходный период представлена на рисунке.
        В соответствии с разрабатываемыми Правилами функционирования розничных рынков электроэнергии гарантирующие поставщики вправе приобретать электроэнергию как на оптовом, так и на розничном рынке у производителей (генерирующих компаний) и иных владельцев генерирующего оборудования. При этом тарифы для потребителей ГП не должны превышать предельных значений, устанавливаемых федеральным уполномоченным органом в области регулирования тарифов. Величина сбытовой надбавки в переходный период до проведения первого конкурса будет задаваться соответственно экономически обоснованным затратам.
        Согласно Основным направлениям реформирования электроэнергетики РФ, одобренным постановлением Правительства РФ № 526 от 11 июля 2001 г. и ст. 3 ФЗ <Об электроэнергетике> организация, выполняющая функции гарантирующего поставщика, обязана заключить договор купли-продажи электроэнергии с любым обратившимся к ней потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электроэнергию. Однако потребитель вправе перейти от ГП к энергосбытовой компании при условии соблюдения порядка расторжения (изменения) договора с гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией), включающего компенсацию выпадающих доходов и обеспечение раздельного коммерческого учета почасовых значений потребляемой электроэнергии самим потребителем или энергосбытовой организацией, к которой он переходит на обслуживание.

        Поставщик <последней руки>
        Термин <поставщик "последней руки"> применяется не совсем правильно. Дело в том, что с 1 апреля 2006 г. все энергосбытовые организации должны выделить генерацию и сети в самостоятельные компании. Таким образом, настоящим поставщиком <последней руки> станет территориальная сетевая организация, владеющая сетями, по которым электричество будет поставляться конечным потребителям. Согласно проекту ПФРР территориальные сетевые организации (ТСО) смогут приобретать электроэнергию для компенсации потерь на оптовом рынке у гарантирующих поставщиков или энергосбытовых организаций. Но что будет, если:

  • ТСО станут приобретать электроэнергию для компенсации потерь на оптовом рынке. Базовый экономический постулат гласит, что ни одна коммерческая организация не должна работать себе в убыток. Соответственно ТСО начнет закладывать затраченные средства в тариф по передаче электроэнергии для ГП или ЭСК, что автоматически поднимет тариф для конечного потребителя;
  • ТСО станут покупать электроэнергию у ЭСК или ГП. В данном случае территориальная сетевая организация будет напрямую зависеть от сбытовой, что противоречит самой идее разделения генерации и сетей.

        Социальные потребители
        Многие независимые энергосбытовые компании уже сегодня заявляют об успешной работе с социальными потребителями, что дает уверенность в правильности выбора направления разработки проекта ПФРР и будущего розничных рынков. Однако большинство этих организаций зачастую аффилированы с крупным, порой градообразующим промышленным потребителем, обеспечивающим занятость значительной части населения. Наличие подобных промышленных потребителей и общий высокий экономический уровень региона существенно облегчают работу независимым энергосбытовым компаниям, но усложняют ее гарантирующему поставщику. Кроме того, есть ряд регионов, где промышленные потребители отсутствуют, но регион в принципе является благополучным. Очевидно, что в данных случаях энергосбытовой организации работать намного проще. Но даже в этих регионах гарантирующему поставщику придется несладко. Дело в том, что согласно предлагаемым ПФРР ГП будет создаваться на базе сбытовой организации бывшего АО-энерго, а его создание на конкурсной основе станет возможным только через 1,5-2 года. Таким образом, даже при наличии крупных потребителей тарифы у ГП все равно будут выше, чем у независимой энергосбытовой организации: на ЭСК либо нет нагрузки в виде социальных потребителей, либо последние, как работники организаций, обслуживаемых энергосбытом, наиболее стабильны. Гарантирующему же поставщику придется обслуживать всех, кто к нему обратится. Со временем крупный потребитель сочтет более выгодным работать с ЭСК и уйдет к нему, заплатив ГП выпадающие доходы (практика выхода промышленных предприятий в ССТ ОРЭ показывает, что единовременный платеж в виде выпадающих доходов компенсируется от экономии даже в 3-5 коп. в стоимости электроэнергии).
        Во многих российских регионах нет крупных предприятий и объем неплатежей населения достаточно велик, например на Северном Кавказе он достигает 30-40%. Очевидно, что и к 2010 г. ситуация в этих регионах кардинально не изменится.
        При существующей нормативно- правовой базе гарантирующий поставщик будет работать с нулевой прибылью либо нести убытки, что не позволяет инвестировать средства в оборудование. Получается, что единственным выходом для подобных организаций станет постоянное кредитование в банках, что зачастую происходит и сегодня в энергосбытах АО-энерго.
        Стоит оговориться: в разрабатываемом проекте ПФРР предусмотрена схема финансового мониторинга и контроля за деятельностью ГП, осуществляемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Однако уполномоченные органы вряд ли смогут быстро перестроиться на новый тип работы. В результате неопределенность положения ГП может привести к снижению качества обслуживания населения, что чревато социальными взрывами.
        К сожалению, проект правил функционирования розничных рынков никак не комментирует ситуацию, когда конкуренция работает в успешных, но не в отстающих регионах.

        Новые возможности
        Но не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Некоторые независимые энергосбытовые компании уже осознали выгоду от создания на их базе гарантирующего поставщика. Схема достаточно проста: в интересующих ЭСК регионах формируется определенное количество <филиалов>, набирается необходимый уставный капитал, и начинается работа. У гарантирующих поставщиков есть ряд льгот, которыми можно воспользоваться: выгодные двусторонние договора, возможность совмещать виды деятельности и т. д. Что касается подключения всех обратившихся потребителей, то здесь у многих сбытовых компаний уже отработана практика затягивания этого процесса на неопределенное время. Рано или поздно таким компаниям придется стать рыночными и <правильными>, но, пока есть возможность получить немалую прибыль, они вряд ли ее упустят.

        Вместо заключения
        Очевидно, что переходить к конкурентным отношениям нужно, и на розничных рынках электроэнергии в том числе. Успех в данном случае зависит от тщательной подготовки правовой базы. Однако проект правил функционирования розничного рынка на данный момент является скорее краткосрочным компромиссом с непредсказуемыми последствиями.
        В результате рядовым энергетикам, как это было на семинаре БЕ-2 РАО <ЕЭС России> в ОАО <Самараэнерго>, приходится самим моделировать различные варианты и искать пути выхода из еще не сложившейся ситуации.

        Валерий Астров
        начальник самарского отделения энергосбыта АО <Самараэнерго>

        В преддверии реформирования Самараэнерго и разделения всех энергокомпаний, управляемых СМУЭК, на составляющие структуры (ТГК, сетевые компании, сбыт) семинар, организованный БЕ-2 РАО <ЕЭС России> в ОАО <Самараэнерго>, - актуальное и своевременное мероприятие для всех занимающихся энергосбытовой деятельностью. В частности, сбытовикам он помогает подготовиться к вступлению в свободный рынок в качестве самостоятельного юридического лица. На этапе переходного периода, который займет три года, они должны отработать новые отношения с потребителями, со всеми пересекающимися структурами, создать устойчивую базу для перехода к рынку.
        При этом новые правила функционирования на розничном рынке энергии принципиально отличаются от старых. Несмотря на то что сформировались новые, рыночные условия, энергосистема во многом работает еще по тем законам, что были созданы в СССР.

        Примечание
        1 Подробное описание деятельности и функций гарантирующего поставщика на розничном рынке электроэнергии было приведено в статье А. Пироженко <Конкуренция на розничном рынке: миф или реальность?> // ЭнергоРынок. - 2005. - № 5 (18).
        2 Описание модели, особенностей и рода деятельности гарантирующего поставщика составлено на основе презентации, представленной на семинаре-совещании АО-энерго бизнес-единицы № 2 РАО <ЕЭС России> по правилам функционирования розничного рынка переходного периода, 25-26 апреля 2005 г., ОАО <Самараэнерго>, г. Самара, а также согласно законам и постановлениям Правительства РФ в части, касающейся деятельности оптовых и розничных рынков переходного периода.

  •  
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему