• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Анализ конъюнктуры рынков тепла

 

Авторы

Белобров Владимир, Заведующий лабораторией ОАО "НИИЭЭ"

Светлов Константин, Cтарший научный сотрудник ОАО "НИИЭЭ", канд. техн. наук

Макаров Александр, Директор Института энергетических исследований РАН, академик

 

    Динамика теплопотребления в зоне действия электростанций ОАО <Мосэнерго>
    По данным ОАО <Мосэнерго>, за последние 13 лет (с 1992 по 2004 г. включительно) снижение полезного отпуска тепла по компании составило 21,6% (рис. 1), однако начиная с 1999 г. оно стабилизировалось в коридоре 64-69 млн Гкал.


    Из рис. 1 видно, что основное снижение потребления тепла в анализируемом периоде пришлось на промышленность, в то время как основная группа - коммунальные службы и население - сохранили потребление практически на дореформенном уровне, а доля их в отпуске тепла компании возросла с 47 до 62% (рис. 2). На московских потребителей приходится 97% тепла2, отпускаемого компанией, остальные потребители расположены на территории области. При этом ОАО <Мосэнерго> контролирует 68% московского рынка тепла (рис. 3) и незначительную долю подмосковного.
    
    Рынок тепла в Москве
    Особенность московской энергетики - необычно высокий уровень теплофикации, совместного производства электрической и тепловой энергии: охват централизованным теплоснабжением потребителей в столице на конец 2003 г. составлял 97%, из которых 71,4% приходилось на источники ОАО <Мосэнерго>, в том числе:

  • по жилищно-коммунальному сектору - 76,7%;
  • по промышленности - 53,0%.
        На 1 января 2004 г. теплоснабжение Москвы обеспечивали 16 ТЭЦ Мосэнерго, ТЭЦ-ЗИЛ, 40 РТС (районных тепловых станций) и 28 КТС (квартальных тепловых станций) ГУП <Мостеплоэнерго>3, а также ряд промышленных и 103 местные отопительные котельные (МК).
        Тепловая мощность источников централизованного теплоснабжения Москвы на 1 января 2004 г. составляла:
        1. ТЭЦ (при работе на газе):
  • в горячей воде (без учета ТЭЦ-ЗИЛ) - 29,6 тыс. Гкал/ч,
  • в паре - 1,7 тыс. Гкал/ч;
        2. РТС, КТС и МК:
  • в горячей воде - 15,1 тыс. Гкал/ч;
  • в том числе на территории Москвы - 13,1 тыс. Гкал/ч.
        Отпуск тепловой энергии в 2003 г. составил 108,9 млн Гкал, в том числе:
  • ТЭЦ Мосэнерго (с коллекторов) - 73,3 млн Гкал (полезный отпуск тепловой энергии - 68,5 млн Гкал);
  • РТС и КТС ГУП <Мостеплоэнерго> - 23,3 млн Гкал;
  • от прочих источников (включая ТЭЦ-ЗИЛ) - 12,3 млн Гкал.
        Из общего объема полезного отпуска тепловой энергии от столичных теплоисточников 94,8% пришлось на долю московских потребителей, а 5,2% - на потребителей, расположенных на территории области.
        Централизованным теплоснабжением от ТЭЦ в Москве охвачено 55358 зданий. Общее количество абонентов по жилищно-коммунальному сектору составляет 13746, по промышленности - 696. Централизованное теплоснабжение от РТС проведено в 15872 здания.
        Системы теплоснабжения (в основном водяные двухтрубные) обеспечивают отпуск тепла одновременно на цели отопления, вентиляции и горячего водоснабжения. Протяженность магистральных водяных тепловых сетей от ТЭЦ и РТС составляет 3159 км, в том числе:
  • от ТЭЦ - 2384,5 км (из них 2346,5 км водяных и 38 км паровых);
  • от РТС - 774,5 км (магистральных)4.
        Большие радиусы действия (до 23 км) и существенная разница геодезических отметок местности (до 100 м) привели к необходимости сооружения насосно-перекачивающих станций (НПС). На 1 января 2004 г. на балансе ОАО <Тепловые сети> (филиала ОАО <Мосэнерго>) находились 23 НПС.
        Почти все водяные системы ТЭЦ и РТС в столице имеют закрытый тип: потребители тепла присоединены к тепловым сетям с помощью индивидуальных (ИТП) и центральных (ЦТП) тепловых пунктов, обеспечивающих теплоснабжение нескольких зданий. В центре города преобладают присоединения через ИТП, в районах массовой жилой застройки - через ЦТП.
        
        Конъюнктура рынков тепла в зоне действия электростанций ОАО <Мосэнерго>
        Рынок тепла в зоне интересов ОАО <Мосэнерго> делится на две неравные зоны:
  • Москву (на нее приходится 97% полезного отпуска тепла компании)5;
  • несколько небольших зон в Подмосковье.
        Как говорилось выше, поставщиками тепла в столице являются ТЭЦ ОАО <Мосэнерго>, муниципальные котельные, котельные и ТЭЦ промышленных предприятий. Основные поставщики услуг по передаче тепла и его сбыту - ОАО <Тепловые сети> (передача и сбыт тепла) и Московская объединенная энергетическая компания (МОЭК)6.
        Тепловые источники распределены по городу достаточно равномерно, но наиболее мощные и современные из них - ТЭЦ Мосэнерго - располагаются вблизи МКАД или за ней (ТЭЦ-22 и 27).
        Тепловыми сетями охвачена практически вся жилая часть города. Сети ОАО <Мосэнерго> технологически разделены на несколько тепловых районов, между которыми установлены межрайонные тепловые связи, носящие, как правило, резервный характер: они предназначены для аварийной подачи тепла и не позволяют перебрасывать большие его объемы. Продолжением сетей компании часто являются городские тепловые сети. Таким образом, рынок тепла в Москве географически сегментирован на несколько зон, более или менее соответствующих топологии и ландшафту города.
        По наличию конкуренции столичный рынок тепла также можно разделить на несколько зон:
  • зона доминирования ОАО <Мосэнерго> (большая часть города, охваченная сетями ТЭЦ Мосэнерго при отсутствии поблизости других сетей и источников теплоснабжения);
  • зона потенциально конкурентного теплоснабжения (в основном на границах зон обслуживания ТЭЦ и РТС - юг, юго-запад и запад города, где к сетям Мосэнерго подсоединены (или расположены рядом) сети муниципальных теплоснабжающих организаций);
  • зона доминирования муниципального теплоснабжения (связи с сетями Мосэнерго отсутствуют: Тушино, Митино, Зеленоград и пр.);
  • зона автономного теплоснабжения (как правило, городские окраины, обслуживаемые небольшими котельными).
        Основными группами потребителей тепла и услуг теплоснабжения в зоне интересов ОАО <Мосэнерго> являются:
  • бытовые потребители (64%);
  • промышленные потребители (7%, в том числе пар - менее 3%);
  • прочие потребители (29%).
        Разделение потребителей услуг по теплоснабжению соответствует приведенному выше зонированию рынка (центральная, северная и восточная части Москвы обеспечиваются в основном ОАО <Тепловые сети>, южный и западный районы и территории за МКАД - ГУПами, вошедшими в МОЭК). В Подмосковье основными поставщиками тепла являются районные и межрайонные муниципальные теплоснабжающие организации.
        Конкуренция на таком специфическом рынке, как теплоснабжение, в зоне интересов ОАО <Мосэнерго> может развиваться по следующим направлениям:
  • ограничение доступа Мосэнерго к потенциальным потребителям тепла в зонах активного жилищного строительства в Москве (на окраинах города и за МКАД);
  • переход потребителей на автономное теплоснабжение (промышленность и крупные предприятия сферы услуг);
  • вытеснение тепловых источников Мосэнерго из их традиционных ареалов путем строительства в этих зонах муниципальных источников тепла.     Проведенные исследования масштаба возможной конкуренции между ТЭЦ Мосэнерго и РТС ГУП <Мосгортепло> позволяют утверждать, что в целом конъюнктуру рынка тепла в Москве для ТЭЦ можно считать приемлемой:
  • вытеснение ТЭЦ компании из зон их традиционной ответственности, как правило, экономически неоправданно и технически малореализуемо;
  • сейчас и в обозримом будущем в столице будет наблюдаться дефицит теплогенерирующих мощностей (по договорным нагрузкам). При этом строительство новых крупных источников тепла в центральной части города в ближайшие пять лет не планируется, поэтому до 2010 г. московские ТЭЦ сохранят свою загрузку по теплу на имеющемся уровне;
  • подавляющее большинство московских ТЭЦ имеют достаточный - с точки зрения сохранения экономической эффективности их работы на оптовом рынке электроэнергии - запас по снижению тепловой нагрузки.
        Уменьшение доли столичного рынка тепла, контролируемой ОАО <Мосэнерго>, в течение 1990-х - начала 2000-х гг. объясняется, с одной стороны, падением теплопотребления в традиционной зоне ответственности компании7, а с другой - технологическими и организационными ограничениями доступа к новым потребителям в окраинных районах города.
        В среднесрочной перспективе существенного роста теплопотребления в Москве можно ожидать только в коммунально-бытовом секторе, но к его наиболее динамичным сегментам (окраинные новостройки) ОАО <Мосэнерго> практически не имеет доступа из-за технологических и организационных ограничений.
        Более сложная ситуация складывается для ОАО <Мосэнерго> на подмосковном рынке тепла. На 1 июля 2004 г. в реестр энергоснабжающих организаций Московской области внесено 623 акционерных общества и 154 муниципальных унитарных предприятия, предлагающих услуги теплоснабжения. Теплогенерирующие мощности ОАО <Мосэнерго>, расположенные в Подмосковье, покрывают всего несколько процентов нужд региона. Однако в г. Дзержинский (ТЭЦ-22), Кашира (ГРЭС-4), Ступино (ТЭЦ-17), Шатура (ГРЭС-5), Электрогорск (ГРЭС-3) и поселке Левобережный (ТЭЦ-21) ТЭС Мосэнерго занимают доминирующее положение в сфере теплоснабжения, а системы теплоснабжения г. Люберцы, Мытищи, Орехово-Зуево и Химки получают значительную часть энергии от ТЭЦ-22, 27, 6 и 21 соответственно.
        После выхода новых Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке8 и в связи с реструктуризацией ОАО <Мосэнерго> тарифы на электрическую и тепловую энергию от ГРЭС-3 (Электрогорск), ТЭЦ-17 (Ступино) и ТЭЦ-6 (Орехово-Зуево) могут стать индивидуальными. Так как загрузка этих трех станций низка, их индивидуальные тарифы, особенно на тепловую энергию, могут существенно возрасти по сравнению с действующими тарифами ОАО <Мосэнерго> и муниципальных теплоснабжающих организаций, что ускорит строительство других источников энергии в этих городах. Ситуация в конкуренции на рынке тепла в г. Электрогорск, Орехово-Зуево и Ступино усугубляется тем, что тепловые сети там контролируются городскими администрациями.
        Недозагрузка подмосковных станций ОАО <Мосэнерго> вызвана тремя основными причинами:
        1) спадом промышленного производства и соответственно уменьшением промышленного теплопотребления (Ступино и Орехово-Зуево) - данный фактор носит объективный характер и практически не поддается контролю со стороны Мосэнерго;
        2) отказом новых потребителей от ТЭЦ в пользу автономных источников энергоснабжения (например, в Ступино компании <Кампина> и <Марс> предпочли построить для своих новых заводов автономные источники энергоснабжения, хотя расположенная в этом городе ТЭЦ-17 сильно недозагружена - очевидно, в данном случае Мосэнерго не смогло найти стимулы и инструменты для привлечения к себе этих перспективных потребителей);
        3) стремлением местных администраций усилить контроль за денежными потоками в энергоснабжении путем более полной загрузки принадлежащих им котельных и строительства собственных энергоисточников (пока натыкается на банальную проблему - отсутствие денег на строительство энергетических объектов). Единственный способ для ОАО <Мосэнерго> переломить эту тенденцию - предлагать более дешевые и более качественные услуги, при этом активно их рекламируя.
        Повысить эффективность работы подмосковных станций компании можно было бы за счет демонтажа невостребованных мощностей по производству пара промышленных параметров и замены их современными системами типа ГТУ-ТЭЦ. Однако Мосэнерго пока не принимает подобное решение.

        Проблемы реформирования ОАО <Мосэнерго>
        С 1 апреля 2005 г. ОАО <Мосэнерго> разделилось на ряд компаний, специализирующихся на отдельных видах энергетического бизнеса:

  • генерирующая компания <Мосэнерго> (на базе ТЭЦ головной компании);
  • четыре АО-электростанции (ГРЭС-4, 5, 24 и ЗаГАЭС) с последующим вхождением их в ОГК;
  • три электросетевых и теплосетевая компании;
  • энергосбытовая компания <Мосэнергосбыт> (занимается сбытом электрической энергии в зоне ответственности Мосэнерго) и др.
        Предполагается, что сбытом тепловой энергии в Москве будет заниматься генерирующая компания <Мосэнерго>.
        По действующему соглашению между РАО <ЕЭС России> и мэрией столицы на следующем этапе реформирования ОАО <Мосэнерго> контроль над московской городской кабельной сетью и теплосетевой компанией могут получить городские власти. Это обстоятельство способно негативно повлиять на занимаемые генерирующей компанией <Мосэнерго> позиции на столичном рынке тепла: управляя теплосетевой компанией, городские власти могут попытаться вытеснить ТЭЦ из ряда районов, хотя экономическая целесообразность подобных мероприятий представляется нам сомнительной, а технический риск - крайне высоким.
        Отделение теплогенерации от теплопередачи при реформировании АО-энерго порождает, на наш взгляд, дополнительные риски функционирования систем централизованного теплоснабжения (СЦТ): СЦТ крайне инертны и негибки при изменении окружающих условий, и передача контроля над двумя основными их составляющими - генерацией и транспортом тепла - в разные руки, осуществляемая в условиях отсутствия базового закона <О теплоснабжении>, может привести к дезорганизации всей работы СЦТ, следствием чего станет снижение эффективности и надежности теплоснабжения крупных населенных пунктов, в особенности мегаполисов типа Москвы и Санкт-Петербурга. В результате может ускориться бегство из СЦТ крупных потребителей, что вызовет рост стоимости услуг теплоснабжения для оставшихся и в конечном итоге приведет к дезорганизации всей системы коммунальных услуг крупных городов.

        Предложения по формированию маркетинговой стратегии генерирующей компании <Мосэнерго> на рынке тепла
        Исходя из изложенного выше, можно сформулировать следующие предложения по формированию маркетинговой стратегии Мосэнерго на рынке тепла:
        1. Наладить максимально тесное сотрудничество с ОАО <Теплосетевая компания>. Для сохранения и увеличения своей доли на рынках тепла Москвы и области генерирующей компании <Мосэнерго> совместно с ОАО <Теплосетевая компания> целесообразно разработать систему косвенных льгот (например, смягчение условий и снижение стоимости подключения к тепловым сетям ОАО <Мосэнерго> новых потребителей) и стремиться к повышению надежности и качества услуг по теплоснабжению.
        2. Реализации конкурентного потенциала Мосэнерго в сфере ценообразования должно помочь появление более гибких и либеральных методик формирования тарифов на тепловую энергию ТЭЦ.
        3. Экспансия муниципальных коммунальных компаний на рынок тепла Москвы и области невозможна без финансовой подпитки из бюджетов соответствующих регионов. Сегодня региональные администрации, с одной стороны, контролируют развитие систем централизованного теплоснабжения (РЭКи утверждают тепловые балансы и устанавливают тарифы на тепло, воздействуя тем самым и на инвестиционные программы АО-энерго), а с другой - сами активно участвуют в этом бизнесе через муниципальные теплоснабжающие компании. Одним из способов устранения указанного конфликта интересов является включение в разрабатываемый в настоящее время ФЗ <О теплоснабжении> положения о независимом арбитраже в сфере коммунального теплоснабжения.
        4. Для повышения эффективности работы подмосковных станций компании следует составить программы их модернизации путем демонтажа невостребованных мощностей по производству пара промышленных параметров и замены их современными системами типа ГТУ-ТЭЦ.
        5. Так как оборудование большинства станций Мосэнерго сильно изношено, для сохранения качества и надежности теплоснабжения необходимы крупные финансовые вложения в развитие теплового блока компании. В противном случае доля Мосэнерго на городском рынке тепла может существенно снизиться.
        6. В тепловых сетях ситуация аналогична: генерирующая компания <Мосэнерго> должна оказывать всяческое содействие и поддержку проектам модернизации тепловых сетей, расположенных в зоне ее интересов.
        При изучении приведенных в статье данных становится ясно, как сильно рынки тепла отличаются от рынка электроэнергии и как много проблем этих рынков еще не решено. Острота ситуации заключается в том, что более 60% электроэнергии в стране производится сегодня на электростанциях комбинированного цикла (ТЭЦ), соответственно состояние конъюнктуры локальных рынков тепла через несколько лет станет одним из основных факторов функционирования оптового рынка электроэнергии в стране.

        Примечание
        1 В настоящей статье рынки тепла анализируются на примере зоны действия источников тепловой энергии ОАО <Мосэнерго>.
        2 С учетом подмосковных потребителей ТЭЦ-22 и 27.
        3 Входит в состав МОЭК (см. ниже).
        4 Диаметром от 300 мм и выше.
        5 С учетом подмосковных потребителей ТЭЦ-22 и 27.
        6 Организована по распоряжению правительства Москвы № 2261-РП от 11 ноября 2004 г. в результате слияния государственных теплоснабжающих предприятий, подведомственных департаменту топливно-энергетического хозяйства Москвы.
        7 Прежде всего среди промышленных потребителей.
        8 Утверждены постановлением Федеральной службы по тарифам № 20-э/2 от 6 августа 2004 г.

  •  
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему