• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Каким быть рынку тепла

 

Автор

Евраев Михаил, Начальник Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ ФАС РФ

 

    Интервью с начальником Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ ФАС РФ Михаилом Евраевым

    ЭР: Михаил Яковлевич, как Вы оцениваете состояние системы теплоснабжения России? Каковы основные проблемы в данной области?

    М. Е.: Жилищно-коммунальным хозяйством в России всегда занималось государство. Переход на рыночные отношения в 1990-е гг., ослабивший роль государства, не был сбалансирован развитием рыночных механизмов, что послужило причиной кризиса ЖКХ - главным образом ввиду резкого сокращения государственного финансирования. На сегодняшний день отрасль характеризуется:

  • низким качеством управления (как правило, муниципального);
  • высокой степенью износа основных фондов;
  • инвестиционной непривлекательностью;
  • несформированностью нормативно-правовой базы, регулирующей отношения между субъектами правоотношений в сфере теплоснабжения.
        В ряде регионов объекты теплоснабжения уже переданы или передаются в частную собственность. При этом надеяться на приток инвестиций в систему теплоснабжения в том виде, в котором она сейчас существует, не стоит; имеющиеся случаи прихода частных инвесторов в теплоэнергетику, как правило, объясняются аффилированностью компании с органами власти.

        ЭР: Проблемы в сфере теплоснабжения отрицательно влияют на работу не только ЖКХ, но и ТЭК страны. Что, на Ваш взгляд, нужно сделать для выхода из кризиса?

        М. Е.: В первую очередь необходимо совершенствование организационной, нормативно-правовой базы, разработка новых подходов к тарифному регулированию, внедрение в отрасль элементов конкуренции при производстве тепла (при технической возможности), концессионных механизмов. Говоря о нормативно-правовом регулировании, следует обратить внимание на подготовку нескольких законопроектов, в частности <О теплоснабжении в Российской Федерации>, <О регулировании оборота имущества в ЖКХ> и <О концессионных соглашениях>.
        По мнению Федеральной антимонопольной службы, концепция закона <О теплоснабжении>, предусматривающая единого закупщика тепла по критерию наименьшей стоимости, в целом правильна, но законопроект недостаточно детализирован и требует доработки.
        Законопроект <О регулировании оборота имущества в ЖКХ> должен стать инструментом, позволяющим эффективно решать вопросы, связанные с передачей того или иного имущества в собственность частному инвестору. Сегодня, в условиях отсутствия правового регулирования в этой области, ФАС старается сдерживать процесс передачи сетевых объектов в частную собственность, поскольку пока отсутствуют достаточные основы правового регулирования, в частности правила недискриминационного доступа к сетевой инфраструктуре. Поэтому правильнее было бы вначале определиться с нормативным регулированием в теплоснабжении и только потом передавать сетевое имущество в частную собственность. Однако ФАС не сомневается в том, что уже сейчас необходимо привлекать частных инвесторов и передавать им в управление сетевую инфраструктуру ЖКХ, уходя от такой малоэффективной формы, как муниципальное предприятие. При поступлении в Федеральную антимонопольную службу ходатайства о реализации сетевого имущества мы, ссылаясь на ст. 30 федерального закона <О приватизации государственного и муниципального имущества>, предусматривающую запрет на приватизацию объектов энергетики, направляем запрос в прокуратуру с целью получения оценки законности такой сделки. Прокуратура, как правило, подтверждает факт нарушения закона о приватизации, и ФАС на основании данного заключения не принимает ходатайство к рассмотрению.
        Производителям тепла, желающим получить в собственность сети, Федеральная антимонопольная служба также может отказать на основании того, что это приведет к ограничению конкуренции. В результате возникает ряд конфликтных ситуаций, когда, например, коммерческие банки, взявшие в залог сетевое имущество, не имеют возможности его реализовать.
        В декабре 2004 г. предполагалось принять закон <Об инвестиционных соглашениях в сфере ЖКХ> (в составе пакета законов, направленных на формирование доступного рынка жилья), однако принятие было отложено в связи с разработкой более широкого по составу регулирования объектов законопроекта <О концессионных соглашениях>. Указанный законопроект будет в ближайшее время рассмотрен Государственной думой, и процедура передачи объектов, в том числе теплоснабжения, в управление частному инвестору будет законодательно установлена.

        ЭР: Как, по мнению Федеральной антимонопольной службы, должен проходить отбор компаний, желающих получить право на эксплуатацию объектов теплоснабжения?

        М. Е.: Компанию, получающую право на эксплуатацию объектов теплоснабжения, необходимо выбирать посредством торгов. Такие торги должны проводиться в форме открытых аукционов. При этом инвесторы определяются по одному критерию, к примеру по плате за право заключения договора. Данная плата не должна в дальнейшем войти в тариф, чтобы не получилось простого перекладывания финансовой нагрузки на потребителей. Все остальные требования к участникам аукциона следует закрепить изначально в условиях торгов. Если же инвестор определяется на конкурсе по ряду показателей, условия зачастую подгоняются под одну из участвующих компаний, и проведение какой-либо состязательной процедуры становится чистой формальностью и сводится к передаче инфраструктуры аффилированному хозяйствующему субъекту.

        ЭР: Какова структура рынка тепла в Российской Федерации?

        М. Е.: В теплоэнергетическом комплексе можно выделить два основных сегмента. Первый - рынок транспорта тепловой энергии. Он не является конкурентным, поскольку услуги по передаче тепловой энергии в соответствии с законом <О естественных монополиях> отнесены к сфере естественных монополий, деятельность которых нельзя организовать на принципах свободной конкуренции. Если частная компания, обладающая источниками тепла, становится еще и собственником сетей, она будет крайне заинтересована в полной загрузке своих производственных мощностей. При этом у других производителей доступ к сетям может быть затруднен.
        Второй сегмент - производство тепловой энергии. Эта область является потенциально конкурентной при наличии определенных технических условий, однако на данный момент концепция перехода к конкурентным отношениям еще не проработана. Сегодня здесь имеется муниципальный монополизм, и важно, чтобы вместо конкуренции мы не получили ничем не ограниченный монополизм частный.

        ЭР: Сохранится ли государственное регулирование тарифов после перехода к рыночным отношениям?

        М. Е.: Производство тепловой энергии может быть конкурентным только в рамках отдельных тепловых районов, т. е. при наличии технических условий конкуренция возможна между владельцами разных теплоисточников, имеющих общую сеть. Ввиду того, что количество производителей в каждом тепловом районе ограничено, всегда будет существовать вероятность сговора, поэтому государственное регулирование тарифов на теплоснабжение должно остаться. В какой форме - это уже другой вопрос.

        ЭР: Какими полномочиями в области регулирования теплоснабжения наделяет Федеральную антимонопольную службу ФЗ <О теплоснабжении>?

        М. Е.: При переходе к любому рынку роль регулятора заметно возраста-ет - в частности, об этом свидетельствует реализация реформы электроэнергетики.
        Одной из главных функций ФАС должно стать обеспечение свободы доступа к сетям без дискриминационных экономических условий. Учитывая сильную локализацию, я уверен, что злоупотребления монопольным положением будут иметь место.
        Согласно закону <Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса> одним из оснований для изменения тарифов с 1 января 2006 г. будет являться предписание Федеральной антимонопольной службы. В целом мы полагаем, что, если тариф обоснован, его рост может быть обусловлен только инфляцией составляющих тарифа.
        В настоящее время к числу обязанностей ФАС относится также контроль за правильностью применения тарифов. Имеется ряд прецедентов, когда к организациям, управляющим жилым фондом, применяли тариф на теплоснабжение, установленный для организаций, а не для населения.
        В подобных случаях Федеральная антимонопольная служба становится на сторону потребителей и вынуждена прибегать к довольно жестким мерам. В качестве примера можно привести предписание, обязывающее ОАО <Мосэнерго> устанавливать для жилищных организаций и населения один тариф. Кроме того, энергокомпании придется в гражданско-правовом порядке выплатить накопленную за счет разницы тарифов сумму жилищной организации и еще раз ту же сумму перечислить в бюджет Российской Федерации как незаконно полученный от завышения тарифа доход.

        ЭР: Сколько времени нужно для создания конкурирующих проектов, если теплоснабжение в большинстве мест пока монополизировано?

        М. Е.: Для создания конкурентной среды в отрасли потребуется как минимум несколько лет. И в любом случае сделать это можно будет далеко не всюду. Главное - сделать данный процесс безболезненным для населения. На мой взгляд, целесообразно сначала опробовать новую модель на нескольких муниципальных образованиях, определить ее достоинства и недостатки, а затем, исправив выявленные ошибки, ввести получившуюся схему по всей стране.
        Кроме того, процессы, происходящие в сфере теплоснабжения, должны быть открытыми и публичными, так как непонимание потребителями причин повышения тарифов способствует увеличению обоснованной социальной напряженности в обществе. Перед повышением цен необходимо проводить общественные слушания, а информацию о структуре тарифа разместить в Интернете на сайте органа власти для ознакомления как жителей, так и управляющих компаний в сфере ЖКХ.

  •  
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему