• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Реформа глазами миноритарного акционера

 

Автор

Никулов Александр, Генеральный директор ЗАО "Промрегион Холдинг"

 

    Интервью с генеральным директором ЗАО <Промрегион Холдинг> Александром Никуловым

    ЭР: За январь-февраль 2005 г. из 21 АО-энерго были выделены и зарегистрированы новые компании. Александр Евгеньевич, как Вы оцениваете этот процесс?

    А. Е.: Процесс реорганизации проходил в соответствии с нормами законодательства РФ, а именно: ФЗ
    № 208-ФЗ <Об акционерных обществах>, ФЗ № 35-ФЗ <Об электроэнергетике>, ФЗ № 36-ФЗ <Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике">.
    Мы не можем говорить о ходе процесса во всех разделяемых АО-энерго, так как непосредственно участвовали в принятии решений лишь в ОАО <Астраханьэнерго>, ОАО <Волгоградэнерго> ОАО <Ивэнерго>, ОАО <Ростовэнерго>, ОАО <Дагэнерго> и ОАО <Ставропольэнерго>. В ходе реорганизации мы столкнулись с рядом сложностей, основными из которых были составление и утверждение разделительных и вступительных балансов, а также несогласованность позиций различных структур холдинга РАО <ЕЭС России>.
    При составлении разделительных балансов нередко допускались <перекосы> в пользу сетевых компаний, когда в последние передавались более ликвидные активы. Такая ситуация сложилась вследствие того, что у АО-энерго, помимо статей, идентифицирующих принадлежность того или иного актива к определенной компании (их распределение осуществлялось по технологическому принципу), в балансе имелись дебиторская и кредиторская задолженности, которые порой было сложно разделить однозначно.
    Равенство коэффициентов денежных потоков (КДП) реорганизованных компаний также соблюдалось лишь формально, на бумаге. В итоге генерирующие компании, создаваемые в результате выделения, могли оказаться в значительно худшем положении, чем сетевые. Однако практически все указанные трудности удалось урегулировать в процессе переговоров с представителями РАО <ЕЭС России>. Особенно хочется отметить конструктивную позицию менеджеров бизнес-единицы № 1.

    ЭР: С какими еще сложностями предстоит столкнуться миноритарным акционерам в процессе реорганизации АО-энерго?

    А. Е.: В настоящий момент вероятно возникновение проблем, связанных с выделением магистральных сетевых компаний из состава АО-энерго, поскольку на законодательном уровне до сих пор не решен вопрос о ликвидации перекрестного субсидирования. Это может негативно отразиться на финансовом положении распределительных сетевых компаний и при неблагоприятном стечении обстоятельств привести к банкротству части из них. Отмечу, что позиция государства не определена и по ряду других немаловажных вопросов развития реорганизуемых компаний, а именно:
    1. Сохранит ли государство контроль над распределительными сетями за собой или передаст их в руки частных инвесторов?
    2. Каковы сроки и механизмы передачи контроля над генерирующими активами частным инвесторам?
    Органы исполнительной власти в настоящее время готовят ряд постановлений по данным вопросам, но этот процесс хотелось бы ускорить: отсутствие нужных документов не позволяет инвесторам выстраивать экономически эффективную стратегию в отношении реорганизуемых компаний.
    Проблемы в ближайшем будущем может вызвать и продажа ремонтных подразделений.
    Конечно, в целом стремление снизить аффилированность ремонтных организаций и привлечь компании для оказания данного вида услуг на конкурентной основе стратегически правильно и соответствует идеологии реформирования электроэнергетической отрасли. Тем не менее вопрос продажи конкретных ремонтных подразделений и сейчас, и в ближайшем будущем требует детальной проработки с учетом цены продажи предприятий и наличия в регионе конкурентного рынка данных услуг. В противном случае есть риск продажи ремонтных предприятий по заниженной цене, а также ухудшения качества оказываемых услуг и/или резкого повышения стоимости услуг для АО-энерго и выделенных компаний.
    Так как вопрос поддержания существующих мощностей в рабочем состоянии и бесперебойного снабжения потребителей электроэнергией и теплом крайне важен, на переговорах с представителями бизнес-единицы <Сервис> РАО <ЕЭС России> мы предложили для принятия оптимальных решений создать перед продажей ремонтных подразделений рабочие группы, куда войдут представители АО-энерго, РАО <ЕЭС> и крупные акционеры АО-энерго. Предложение было поддержано представителями РАО <ЕЭС России>, но, к сожалению, пока осталось на бумаге.
    На сегодняшний день в ряде АО-энерго ремонтные подразделения уже проданы. Здесь также не обошлось без проблем. Так, ОАО <Ивэнерго> продало принадлежавшую ему сервисную компанию. Однако Промрегион Холдинг как достаточно крупный акционер АО-энерго не был своевременно поставлен в известность о готовящейся сделке. Поэтому сейчас сложно предположить, каким образом в данном регионе будет функционировать сервис и как это скажется на качестве ремонта генерирующего оборудования.
    Кроме того, представляется целесообразным изменить структуру собственности ремонтных подразделений и проводить продажи данного актива (как и других крупных непрофильных активов) таким образом, чтобы средства от подобных сделок попадали непосредственно к акционерам АО-энерго, а не растворялись бесследно в балансе обществ.

    Справка о компании
    ЗАО <Промрегион Холдинг> принадлежит ЗАО <Управляющая компания "Менеджмент Центр">. Холдинг владеет и управляет крупными пакетами акций ОАО <Астраханьэнерго>, ОАО <Волгоградэнерго>, ОАО <Ивэнерго>, ОАО <Ростовэнерго>, ОАО <Дагэнерго>, ОАО <Ставропольэнерго> и ОАО <Кубаньэнерго>. Генеральный директор ЗАО А. Е. Никулов входит в состав совета директоров ОАО <МРСК>. Компания представлена в советах директоров ОАО <Астраханьэнерго>, ОАО <Волгоградэнерго>, ОАО <Ивэнерго> и компаниях, выделенных из них в процессе реорганизации.

    ЭР: Как вы оцениваете инициативу РАО <ЕЭС России> о том, что передавать функции управления управляющим компаниям следует только с согласия правления РАО?

    А. Е.: Мы считаем, эту инициативу положительной, так как сам институт управляющих компаний создавался лишь на переходный период. Целесообразно в дальнейшем передать их функции исполнительным органам профильных компаний (ТГК, ФСК, МРСК). Жизнь внесла в план реформирования свои коррективы и показала, что отдельные управляющие компании не нужны.

    ЭР: Поскольку процедура регистрации выпуска ценных бумаг новых компаний в Федеральной службе по финансовым рынкам занимает порядка двух месяцев, акции реорганизуемых компаний теряют прежний уровень ликвидности. Каким образом можно решить данную проблему?

    А. Е.: Этот вопрос, на мой взгляд, следует задать ФСФР, так как процедура регистрации выпусков ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ находится в ее компетенции. С нашей точки зрения, акции не потеряли ликвидность, а всего лишь упали в цене, что вполне логично, так как сейчас, после государственной регистрации выделенных обществ, под брендом АО-энерго продается уже не вся компания, а только ее сетевая часть. Для Промрегион Холдинга этот вопрос не очень актуален, так как в нашем случае речь идет не о портфельных, а о долгосрочных инвестициях.

    ЭР: Какие цели стоят перед Холдингом как миноритарным акционером того или иного АО-энерго в 2005 г.?

    А. Е.: В ряде АО-энерго мы являемся уже не миноритарными акционерами, а, скорее, совладецами.
    Что касается задач, то 2005 г. - должен стать кульминацией реформы энергетики. Многие стратегические решения уже приняты, осталось их осуществить. Одной из важнейших задач как для РАО <ЕЭС>, так и для нас станет укрупнение генерирующих компаний - объединение их в ТГК.
    К концу года хотелось бы получить уже определенные результаты деятельности реформированных компаний, чтобы проверить правильность принимаемых решений, поскольку после завершения процесса реформирования вносить коррективы станет значительно труднее.
    Кроме того, мы надеемся, что органы исполнительной власти примут решение о порядке приватизации региональных генерирующих компаний. Это позволит долгосрочным инвесторам сформировать эффективную стратегию в энергетической отрасли, от чего выиграет и государство, и потребители.

    Александр Корнеев старший аналитик отдела исследований электроэнергетического сектора ИГ <Атон>
    При оценке уровня ликвидности мы использовали модель, основанную на разложении уровня рыночной капитализации на два сектора: РАО <ЕЭС России> и АО-энерго. В расчетах применяется значение абсолютной рыночной капитализации, которая в данном случае предпочтительнее, нежели показатель free-float (число акций, находящихся в свободном обращении). Мы считаем, что в среднем free-float по АО-энерго схож с показателем для бумаг РАО <ЕЭС России> и оценивается на уровне 12%.
    Если же заменить показатель free-float капитализацией, мы получим следующие результаты. В настоящее время уровень ликвидности большинства бумаг сектора зависит от показателя РАО <ЕЭС России>, который в свою очередь имеет рыночную капитализацию на уровне 13 млрд долл. Региональные энергосистемы, напротив, имеют среднюю рыночную капитализацию порядка 232 млн долл., хотя в отдельных АО-энерго в силу того, что в 2003-2004 гг. стратегические инвесторы вели активную скупку, уровень рыночной капитализации может быть значительно ниже среднего. Таким образом, по нашим оценкам, к моменту завершения процесса реформирования отрасли показатель ликвидности у созданных в процессе реорганизации компаний будет значительно выше, чем у АО-энерго сейчас.


 
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему