• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Реформирование рынков электроэнергии (мощности) в энергозоне Сибири

 

Авторы

Паламарчук Сергей, Главный научный сотрудник Института систем энергетики СО РАН

Халяпин Леонид, Советник генерального директора ОАО "Иркутскэнерго"

 

    Одним из важных звеньев в преобразовании электроэнергетики России является реформирование рынков электроэнергии (мощности). Новые рынки призваны поднять эффективность электроэнергетики за счет внедрения конкуренции в сферах производства, сбыта и оказания услуг.
    На сегодняшний день реструктурируются акционерные общества энергетики и электрификации (АО-энерго), сформирована ценовая зона на территории Европейской части России и Урала1, с 1 ноября 2003 г. начал работу конкурентный (свободный) сектор оптового рынка электроэнергии (мощности) с объемом продажи до 15% производимой электроэнергии. В ближайшее время, после принятия соответствующего постановления Правительства России, энергозона Сибири примет участие в торгах свободного сектора оптового рынка.
    Готова ли объединенная энергосистема Сибири к переходу на конкурентные рельсы? Что необходимо сделать для того, чтобы начало работы сектора свободной торговли оказалось наименее болезненным? К каким последствиям в дальнейшем приведет внедрение целевой модели энергорынка на территории Сибири? Эти вопросы волнуют поставщиков и покупателей электроэнергии, определяют поведение потенциальных инвесторов и администраций территорий к востоку от Урала.
    Основные отличия нового оптового рынка электроэнергии (мощности)
    Основными отличиями целевой модели нового ОРЭ от работавшего до ноября 2003 г. ФОРЭМ являются:

  • новый состав субъектов рынка2. Поставщиками электроэнергии на нем являются оптовые, территориальные и региональные генерирующие компании. Покупатели - сбытовые компании, гарантирующие поставщики и конечные потребители - субъекты ОРЭ. Монопольные виды услуг (оперативно-диспетчерское управление, передача электроэнергии по сетям, организация торговой системы) оказываются вновь образованными компаниями ОАО <СО-ЦДУ ЕЭС>, ОАО <ФСК ЕЭС> и ММСК, НП <АТС>;
  • новая система ценообразования, которая заключается в установлении равновесных цен для каждого часа планируемых суток и каждого узла расчетной модели. Равновесные цены определяются по результатам конкурентного отбора ценовых заявок поставщиков и покупателей электроэнергии и отражают системные ограничения и величину потерь. Цены в конкурентном секторе ограничиваются органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Равновесные цены для ценовой зоны ОРЭ определяются на основе ценовых заявок участников соответствующей зоны;
  • на ОРЭ, помимо организованной системы договоров, поставщики и покупатели электроэнергии вправе заключать двусторонние договоры купли-продажи. При заключении такого договора его участники свободны в выборе контрагента, в определении цен и объемов поставки.

        Ожидаемые последствия реформирования оптового рынка
        Реформирование рынка в энергозоне Сибири даст следующие положительные результаты:

  • повышение прозрачности отчетной финансовой информации по отдельным видам деятельности;
  • поэтапное устранение перекрестного субсидирования между видами деятельности и отдельными территориями;
  • введение равноправных отношений между участниками рынка и устранение дискриминации в отношении отдельных субъектов.     ОРЭ переводится на конкурентную основу для повышения заинтересованности субъектов-поставщиков в росте эффективности производства и снижении стоимости продаваемой электроэнергии. Однако в Сибири не следует ожидать заметного эффекта от конкуренции. Специфика энергопроизводства здесь такова, что большая часть электроэнергии (70-80%) генерируется на электростанциях, не подающих ценовых заявок на ОРЭ (технологические попуски воды на ГЭС, выработка ТЭЦ в теплофикационном режиме, генераторы, обеспечивающие системную надежность). Такие генерирующие мощности загружаются в первую очередь и не участвуют в конкурентном отборе заявок. Оставшаяся (малая) часть вырабатываемой энергии - это наименее экономичная выработка ТЭЦ в конденсационном режиме и ГРЭС. Теплоэлектроцентраль и гидроэлектростанции формируют равновесные цены ОРЭ на сравнительно высоком уровне. Семь из девяти крупных сибирских ГРЭС (за исключением Харанорской и Гусиноозерской станций) по своей экономичности заметно превосходят конденсационную выработку на ТЭЦ. Поэтому в диапазоне реального и перспективного потребления электроэнергии конкуренция возможна только среди небольшого числа маломощных поставщиков, практически не влияющих на общую экономику вырабатываемой электроэнергии в ОЭС.
        Негативным последствием перехода к целевой модели ОРЭ в Сибири станет неизбежное повышение оптовых и как следствие розничных цен на электроэнергию. Принцип равновесных цен приведет к тому, что узловые цены на ОРЭ будут формироваться по заявленным ценам наименее эффективных поставщиков, имеющих выработку электроэнергии в конденсационном цикле. При этом тарифы оптового рынка перестанут поддерживаться на низком уровне за счет дешевой электроэнергии ГЭС.
        Количественный анализ возможного повышения уровней оптовых цен на электроэнергию выполнен рабочей группой Сибирского федерального округа по анализу и координации процесса преобразований в электро- и теплоэнергетике Сибири. Результаты имитационных расчетов узловых цен для 2002 г. при условии работы ОРЭ в полностью конкурентных условиях (целевая модель рынка)3 приведены в табл. 1. Там же указаны тарифы, утвержденные ФЭК РФ и действовавшие в 2002 г. в рамках существовавшего ФОРЭМ.

    Таблица 1. Тарифы на электроэнергию в условиях конкурентного и регулируемого оптовых рынков
    АО-энерго Среднеузловые цены конкурентного рынка, руб./МВт.ч Цены на регулируемом рынке (ФОРЭМ), руб./МВт.ч Отношение цен
    Алтайэнерго 705 409 1,72
    Бурятэнерго 851 420 2,03
    Красноярскэнерго 678 282 2,4
    Кузбассэнерго 691 234 2,95
    Новосибирскэнерго 691 267 2,59
    Омскэнерго 709 455 1,56
    Томскэнерго 694 355 1,95
    Хакасэнерго 692 57 12,1
    Читаэнерго 806 315 2,56
    Итого: средняя по ОЭС Сибири 695 276 2,52

        Более чем двукратное повышение оптовых цен повлечет за собой изменение потребительских тарифов. В зависимости от объемов закупки электроэнергии на оптовом рынке среднеотпускные тарифы розничных рынков окажутся различными по регионам федерального округа. В табл. 2 представлены оценки повышения розничных тарифов, вызванного ростом оптовых цен при переходе к целевой модели ОРЭ.

    Таблица 2. Изменение розничных тарифов при росте оптовых цен на электроэнергию в 2002 г.
    АО-энерго Среднеотпускной розничный тариф при фактических тарифах покупки на ФОРЭМ, коп./кВт.ч Среднеотпускной розничный тариф при ожидаемых ценах покупки в конкурентном секторе ОРЭ, коп./кВт.ч Изменение тарифа при переходе к конкурентному рынку, %
    Алтайэнерго 61,8 91,7 1,48
    Бурятэнерго 73,1 147,2 2,01
    Красноярск-энерго 34 45,3 1,33
    Кузбассэнерго 44,4 51,5 1,16
    Новосибирск-энерго 61,1 67,2 1,1
    Омскэнерго 60,7 80,5 1,32
    Томскэнерго 62,3 100,2 1,61
    Читаэнерго 74,9 112,7 1,51
    Хакасэнерго 18 85,4 4,73
    В среднем по Сибири - - 1,46

        Влияние повышения тарифов на экономику регионов Сибири
        Увеличение стоимости электроэнергии существенно влияет на инфляционные процессы, финансовое состояние большинства предприятий, стоимость жизни населения, доходы и расходы консолидированного бюджета. В ИСЭМ СО РАН разработаны методы и программные средства для анализа социально-экономических последствий ценовой политики в ТЭК.
        Расчеты, проведенные для выявления негативного влияния рос-та цен на электроэнергию на макроэкономические показатели в среднем по стране и в отдельных регионах Сибири, показали, что 10%-ное удорожание электроэнергии в стране приведет к годовому снижению ВВП на 0,8-1,4%, а повышение цен на тепло - на 0,45-0,75%4.
        Для субъектов федерации, расположенных в Сибири, это влия-ние окажется более сильным из-за большей концентрации энергоемких отраслей промышленности.
        Так, по результатам детального анализа, выполненного для Иркутской области5, при увеличении стоимости электроэнергии в два раза общий рост цен в области может составить 12-14%.
        Негативное влияние двукратного повышения оптовых тарифов на электроэнергию в Сибири не согласуется с задачами, стоящими перед правительством страны и региональными администрациями в отношении последовательного снижения инфляции и роста ВВП.

        Возможные условия реализации целевой модели конкурентного рынка для энергозоны Сибири
        Существует несколько аргументов, обосновывающих необходимость изменений в целевой модели ОРЭ6 в пределах ОЭС Сибири. К ним относятся:
        1. Практическая изолированность ОЭС Сибири от Европейской (включая Урал) и Дальневосточной частей ЕЭС России. Сибирь имеет слабые электрические связи с другими энергозонами. Сальдо-обмены электроэнергией с Европейской частью в последние годы не превышают 2% от суммарной выработки в ОЭС. Также незначительны межзональные перетоки мощности.
        По этой причине ОЭС Сибири может рассматриваться в качестве технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы. Вместе с тем она не является полностью изолированной ЭЭС, так как работает с ЕЭС на единой частоте тока, участвует в совместном регулировании режимов при прохождении годового максимума нагрузки, принимает избыточные перетоки мощности для стабилизации режимов в Европейской части ЕЭС.
        Согласно федеральному закону <Об электроэнергетике> перечень технологически изолированных ЭЭС утверждается Правительством РФ.
        2. Угроза появления временного совокупного дефицита электроэнергии. Балансы электрической мощности в ОЭС Сибири всегда избыточны. Дефицитным может быть только баланс энергии. Большая доля выработки электроэнергии гидростанциями Сибири в летний период и малая приточность воды в зимние месяцы делают необходимым рассмотрение балансов с разбивкой по кварталам. Особое внимание нужно обратить на IV квартал.
        По оценкам ОДУ Сибири, даже без учета ввода новых крупных потребителей баланс электроэнергии по ОЭС с 2009 г. становится дефицитным в зимний период. Еще более сложная ситуация складывается, если учесть (хотя бы частично) рост потребления за счет подключения новых предприятий. Выполнение только на 50% заявок расширяющихся Иркутского и Саяногорского алюминиевых заводов, строящегося Тайшетского алюминиевого завода и РАМ приведет к дефициту электроэнергии в зимнее время уже в 2007 г. Такой прогноз актуален при сохранении средних многолетних объемов выработки электроэнергии на ГЭС и при вводе первого агрегата Богучанской ГЭС в 2008 г. В случае маловодного года дефи-цит энергии в IV квартале наступит без подключения новых потребителей.
        Прогнозы появления дефицитов электроэнергии в зимнее время на ближайшие годы получены Сибирским филиалом ООО <Институт "МежрегионЭСП"> при разработке схемы развития Единой национальной электрической сети на период 2003-2012 гг.
        Перспектива ввода новых генерирующих мощностей и роста электропотребления позволяет классифицировать энергозону Сибири как сферу временного (IV квартал) совокупного дефицита электроэнергии, требующую особых правил работы оптового рынка.
        3. Большие условно-постоянные затраты и разница в себестоимости производства электроэнергии на отдельных электростанциях. Поэтому сначала необходимо государственное регулирование тарифов на электрическую мощность, а впоследствии - организация конкурентного рынка электрической мощности.
        Существующие Правила оптового рынка предполагают рассмотрение ценовых заявок в секторе свободной торговли только на электрическую энергию (с учетом мощности). Такой подход приведет к излишне высоким оптовым ценам на конкурентном рынке и необоснованно высоким прибылям отдельных поставщиков.
        Учитывая специфическую структуру генерирующих мощностей в Сибири, необходимо разработать Правила оптового рынка, предусматривающие отличную от Европейской энергозоны систему ценообразования, которая бы использовала двухставочные тарифы как для поставщиков, так и для покупателей электроэнергии. В Правилах должен быть предусмотрен рациональный способ платы за мощность в условиях Сибири.
        Отличающаяся система ценообразования потребует другой системы договорных отношений на ОРЭ. Кроме этого, регулирование цен на электрическую мощность повлечет за собой применение особых форм государственного регулирования тарифов.

        Варианты формирования зонального оптового рынка Сибири
        Сохранение относительно низких тарифов на электроэнергию и эффективная организация оптовой торговли возможны в следующих случаях:
        1. Оптовый рынок в энергозоне строится из расчета, что ОЭС Сибири будет временно технологически изолирована от других частей ЕЭС. В этом случае территория ОЭС должна быть признана сферой, функционирование которой происходит в условиях постоянной ограниченной конкуренции. Такое решение принимается Правительством РФ.
        Согласно ст. 27 ФЗ <Об электроэнергетике> в отношении таких сфер электроэнергетики применяется государственное регулирование, осуществляемое федеральными органами исполнительной власти. Впоследствии, в случае выхода территориальных энергосистем из технологически изолированного состояния, федеральные органы исполнительной власти принимают решение о снятии государственного регулирования.
        Признание технологической изолированности ОЭС Сибири позволяет создать правила работы ОРЭ в энергозоне, имеющие, в отличие от правил рынка в Европейской части (включая Урал), следующие особенности:

  • сохранение регулируемых средневзвешенных оптовых цен;
  • сохранение отработанных форм организации торговли электроэнергией и введения двусторонних договорных отношений;
  • планирование и управление сработкой гидроресурсов каскадами ГЭС.
        Такой оптовый рынок мог бы стать реформированным вариантом существующего регулируемого сектора ОРЭ, объединяющим новых субъектов, использующим новые принципы доступа к инфраструктуре рынка, внедряющим равноправные взаимоотношения и рациональную открытость информации.
        Для государственного регулирования деятельности в энергозоне целесообразно создать территориальное (в пределах Сибирского федерального округа) подразделение федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Для организации оптовой торговли сформировать территориальное подразделение (филиал) АТС в Сибири.
        2. Оптовый рынок в энергозоне формируется при наличии временного дефицита электроэнергии. Как и в предыдущем варианте, рынок относится к сферам купли-продажи электроэнергии, в которых ограничена конкуренция. При наличии временного совокупного дефицита в течение определенного периода или в отдельных зонах суточного графика нагрузки применяется государственное регулирование тарифов. Согласно ст. 27 ФЗ <Об электроэнергетике> федеральный орган исполнительной власти может вводить предельные (минимальный и/ или максимальный) уровни цен на электроэнергию. При прекращении временного совокупного дефицита электроэнергии федеральный орган обязан прекратить действие ранее введенных предельных цен.
        Условия совокупного дефицита и введения государственного регулирования тарифов вносят изменения в Правила оптового рынка. В пределах такого рынка могут существовать разные системы цен в зависимости от периода (квартала) года. Дефицит меняет также порядок рассмотрения заявок поставщиков и покупателей.
        Начиная с 2006-2008 гг. предполагается завершение переходного периода и перевод оптового рынка на полностью конкурентную (целевую) модель работы. Именно в это время ожидается возникновение временного (IV квартал) совокупного дефицита электроэнергии в ОЭС Сибири. Поэтому в настоящее время большую важность имеет создание Правил работы ОРЭ в условиях временного дефицита электроэнергии, а не внедрение в Сибири конкурентного рынка целевой модели.
        3. Оптовый рынок в энергозоне строится с сохранением государственного регулирования тарифов на мощность, что предполагает проведение конкурентных торгов с ценовыми заявками, отражающими только переменную (топливную) составляющую затрат на производство электроэнергии. Равновесные узловые цены, рассчитанные по результатам таких торгов, не покрывают условно-постоянных затрат большинства поставщиков.
        В дополнение к равновесным узловым ценам устанавливаются регулируемые тарифы на электрическую мощность. Поставщикам электроэнергии вводится индивидуальная плата за мощность, необходимая для покрытия их условно-постоянных затрат. Размер платы устанавливается федеральным органом исполнительной власти индивидуально для каждого субъекта - поставщика на ОРЭ.
        Реализация такой модели рынка потребует переработки действующих в Европейской части ЕЭС Правил оптового рынка и регламентов подачи ценовых заявок, что, в частности, коснется форм и требований представления заявок, установки регулируемых тарифов и платы за электрическую мощность, формирования тарифов на электрическую энергию (с учетом мощности) для субъектов - покупателей на ОРЭ. На сегодняшний день методическая сторона работы рынка с конкурентными торгами электроэнергией и регулируемой платой за мощность проработана слабо.
        Создание оптового рынка по такой модели в Сибири потребует специфического государственного регулирования тарифов и особой организации конкурентной торговли. Целесообразно сформировать территориальные подразделения федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий и АТС в Сибири.
        Следует принять к сведению разработанную в 2003 г. по заданию Минэнерго РФ программу реформирования электроэнергетики Сибири и Дальнего Востока7. По оценкам разработчиков программы, годовая средневзвешенная оптовая цена в Сибири составит 432 руб./МВт.ч, что в 1,6 раза ниже средней узловой цены, рассчитанной для целевой модели конкурентного рынка (см. табл. 1).

        Выводы
        Формирование оптового рынка в пределах ОЭС Сибири по действующим Правилам переходного периода с последующим введением целевой модели рынка неприемлемо для большинства крупных потребителей электроэнергии и субъектов федерации, расположенных в этой энергозоне.
        Создание в Сибири конкурентного оптового рынка по его целевой модели приведет к более чем двукратному повышению оптовых и полуторакратному повышению розничных цен на электроэнергию. Реализация этой стратегии противоречит задачам, стоящим перед правительством страны и региональными администрациями в отношении последовательного снижения инфляции и роста ВВП.
        В энергозоне Сибири должно быть реализовано разумное сочетание конкурентных начал с государственным регулированием ставки тарифов на электрическую мощность.
        Для организации оптовой торговли в Сибири целесообразно сформировать территориальное подразделение администратора торговой системы. Для государственного регулирования деятельности в энергозоне Сибири следует создать территориальное подразделение Федеральной службы по тарифам.

        Примечание
        1 Постановление Правительства РФ № 643 от 24.10.2003 г.
        2 Шкатов В., Белобров В. Перспективы энергорынка в России // ЭнергоРынок. - 2004. - № 6.
        3 Отчет рабочей группы по оценке последствий либерализации рынка электроэнергии Сибири. Рассмотрен на заседании рабочей группы 29.11.2002 г.
        4 Гальперова Е. В., Кононов Ю. Д. Изменение тарифов на электроэнергию: оценка возможных последствий для экономики региона // Регион: экономика и социология. - 2001. - № 2.
        5 Ценовая и тарифная политика на электрическую и тепловую энергию и ее влияние на экономику и бюджет Иркутской области // Отчет по НИР № 31 от 3.10.2003 г. ИСЭМ СО РАН. Иркутск, 2003.
        6 Концепция Стратегии ОАО <РАО "ЕЭС России"> на 2003-2008 гг. <5+5>. - Москва, 2003.
        7 Проект поддержки российской электроэнергетической реформы // Разработка отдельных проектов реформирования временно изолированных систем. Итоговый отчет. - ЗАО <Бюро финансовой экспертизы и инвестиционного анализа>. Москва. Декабрь 2003 г.

  •  
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему