• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Развитие сбытового бизнеса: проблемы и перспективы

 

Автор

Пономарев Константин, Заместитель генерального директора ЗАО "Энерговыбор"

 

    В общем контексте реформы 2004 год стал годом становления сектора свободной торговли ОРЭ. С первых дней его работы ЗАО <Энерговыбор> представляет интересы ОАО <Ленэнерго>, в качестве агента энергосистемы участвовало в имитационных торгах НП <АТС> и вышло в сектор свободной торговли 1 ноября 2003 г.

    Динамика выхода потребителей на оптовый рынок во многом определяется спецификой региона; затраты на присоединение к торговой системе и обеспечение взаимодействия с инфраструктурными организациями оптового рынка отличаются от результата участия в секторе свободной торговли, который напрямую зависит от объемов потребления.
    Так, на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области нет промышленных гигантов, как на Урале или в Западной Сибири, предприятий с мощностью потребления более 50 МВт - единицы. На февраль 2005 г. статус участника оптового рынка в нашем регионе получили ООО <Транснефтьсервис С>, КировТЭК, Пивоваренная компания <Балтика>, Ленинградский металлический завод, ЗАО <Энерговыбор>, ЗАО <Дизаж М> (ГУП <Водоканал>).
    По нашему мнению, несмотря на несомненную перспективность участия в рыночных отношениях и приобретения электроэнергии на оптовом рынке, в настоящий момент коммерческие проекты энергосбытовых компаний по выводу потребителей на оптовый рынок малодоходны. Главная причина - в проблеме перекрестного субсидирования. При учете платы за передачу электроэнергии по сетям АО-энерго тарифы промышленных потребителей, действующие на розничном рынке, становятся сопоставимы со стоимостью поставки электроэнергии из сектора свободной торговли.
    Для многих потенциальных участников оптового рынка разница в 2-4 коп./кВт.ч не может стать стимулом выхода на оптовый рынок. Поэтому в настоящий момент потребителю выгоднее и удобнее выбирать оптимальное тарифное меню на розничном рынке. Ощутить экономический эффект от участия в ССТ ОРЭ могут только потребители с годовым потреблением в сотни миллионов кВт.ч. Однако многие предприятия с оптимизмом смотрят в будущее и уже сейчас начинают вкладывать деньги в создание систем учета и внедрение энергосберегающих технологий.
    Оценивая работу ССТ ОРЭ надо помнить, для каких целей, кроме создания конкуренции и организации рыночных отношений, создавалось это торговое пространство. Изначально заложенные несбалансированные объемы участия в торгах поставщиков (15%) и потребителей (30%), завышение спроса над предложением и соответственно увеличение цены на рынке объясняются необходимостью привлечения инвестиций в генерацию.
    Опыт 2004 и начала 2005 гг. показывает, что общий объем рынка сформировался, значительных изменений объемов и цен не ожидается, за исключением предсказуемого роста цен в связи с увеличением тарифов в регулируемом секторе. В то же время наметилась тенденция выхода из сектора свободной торговли целого ряда потребителей, для которых тарифы регулируемого сектора, установленные с 1 января 2005 г., выгоднее цен, складывающихся на торгах НП <АТС>.
    Дальнейшее развитие рынка будет определяться двумя направлениями: увеличением объемов поставки со стороны генерации и предстоящим запуском балансирующего рынка электроэнергии. Если потребитель не сможет приобрести электроэнергию в регулируемом секторе и секторе свободной торговли, он вынужден будет уйти на балансирующий рынок с более высокими ценами.
    Среди очевидных проблем нынешнего этапа функционирования конкурентного сектора и выхода на него новых участников ОРЭ - усложненная система подготовки необходимой документации по коммерческому учету потребляемой электроэнергии. На сбор и оформление всего пакета документов и требований потребитель или энергосбытовая компания тратят не менее полугода.
    Наличие системы почасового потребления тоже не решает всех вопросов для выхода на ССТ ОРЭ. Как правило, крупные потребители имеют субабонентов, которые рассчитываются на основании действующих договоров по итогам месяца и интересы которых в организации почасового планирования и контроля за потреблением зачастую не совпадают с интересами сбытовой компании или потребителя. В случае зависимости от объемов потребления субабонентов величина непредусмотренного отклонения по потреблению может достигать до 15-20%.
    Таким образом, крупному потребителю, для которого электроэнергетика не является основным видом бизнеса, выгодно работать на рынке через энергосбытовые компании.
    Эксперты компании считают, что в последнее время стало невозможно использовать западные модели на оптовом рынке электроэнергии. Российская электроэнергетика имеет свою специфику, начиная от ограниченной пропускной способности сети между энергосистемами и заканчивая размером территории. Возможным вариантом российского пути установления конкурентных отношений в электроэнергетике становится одновременное развитие оптового и региональных розничных рынков, в дальнейшем - двухуровневая модель, где оптовый рынок - первый уровень, региональные розничные рынки - второй.
    Основой создания и развития рыночных отношений являются отсутствие значительных сетевых ограничений на территории АО-энерго и соответственно возможность свободной реализации на торгах администратора региональной торговой системы электроэнергии, поступившей с оптового рынка или выработанной региональными производителями. Территории существующих энергосистем представляют собой идеальное пространство для создания и развития аналогов передовых западных энергетических рынков.
    С учетом вышеуказанных особенностей российской электроэнергетики будущее энергосбытового бизнеса в России - за развитием двухуровневой модели с хорошо развитыми региональными розничными рынками. Конкурентные отношения на розничных рынках снимут проблему дискриминационного принципа при освоении рыночного пространства новыми участниками. В контексте будущего развития отрасли первоочередная задача ЗАО <Энерговыбор> - активное участие в развитии региональных конкурентных отношений. Имея разработанную модель построения рынка, методическую базу и опыт проведения имитационных торгов, компания и многие региональные потребители готовы к освоению нового рыночного пространства. По прогнозам Энерговыбора, первые региональные торги могут начаться уже в ближайшие месяцы при условии принятия соответствующих нормативно-правовых актов.

 
Добавить комментарий
Комментарии (1):
Noshaa
30.11.-0001 00:00:00
This has made my day. I wish all poisntgs were this good.