• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Каким быть рынку? Предложения по совершенствованию

 

Автор

Хвалько Александр, Заместитель исполнительного директора по сбыту ФГУП концерна "Росэнергоатом", канд. экон. наук

 

    Постановление Правительства Российской Федерации № 643 <О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода>, вступившее в силу 24 октября 2003 г., положило начало деятельности сектора свободной торговли оптового рынка электрической энергии, запуск которого произошел 1 ноября 2003 г.
    Концерн <Росэнергоатом>, объединивший российские атомные электростанции, начал свою деятельность в ССТ ОРЭ 11 декабря 2003 г. и с этого момента входит в число крупнейших его участников по объемам реализуемой электроэнергии. Накопленный опыт работы концерна в новых условиях оптового рынка позволил наметить основные направления совершенствования рыночных отношений в целях дальнейшей либерализации ОРЭ и повышения ответственности его участников за исполнение своих обязательств.
    Чтобы создать на оптовом рынке равные конкурентные условия для всех участников, необходимо дать поставщикам право реализовать как в регулируемом секторе, так и в секторе свободной торговли те объемы электроэнергии, которые удовлетворяли бы спрос, формирующийся в соответствующих секторах.
    Финансовые результаты участников рынка свидетельствуют о необходимости скорейшего решения вопроса об изменении концептуальной основы расчета стоимости отклонений фактических объемов поставки/покупки электроэнергии от договорных. В основу расчета должны быть положены принципы равной ответственности поставщиков и покупателей за допущенные отклонения, а также соответствие применяемых санкций уровню нанесенного ущерба.
    При назначении штрафных санкций следует руководствоваться принципом обязательной компенсации виновником стоимостного возмущения фактического ущерба, нанесенного оптовому рынку. Штраф, который обязан заплатить субъект рынка, должен компенсировать все затраты ОРЭ, вызванные стоимостным возмущением (включая затраты на стимулирование вовлеченных в баланс замыкающих производителей), но не более того. Участник оптового рынка, чьи инициативы привели к возникновению стоимостного возмущения, должен понести достаточно серьезное, однако справедливое и понятное материальное наказание. Только в этом случае применение санкций к субъекту рынка станет для него стимулом к соблюдению дисциплины поставок.
    Для генерирующих компаний, имеющих в своем составе более одного генерирующего объекта (электростанции), желательно применять порядок расчета стоимости отклонений фактических объемов поставки от договорных, отличный от принятого. Здесь целесообразно рассчитывать стоимость отклонений не по каждому генерирующему объекту, а суммарно по объектам компании (при условии, что между ними отсутствуют существенные системные ограничения).
    Необходимо установить особый порядок расчета стоимости отклонений, обусловленных выполнением работ, которые предусмотрены технологическими регламентами включения/выключения оборудования (на пусковых объектах, в период испытаний и в других нестандартных условиях).
    Следует исключить возможность двойного наказания (коэффициентом по выполнению заданий по рабочей мощности и методикой по расчету стоимости отклонений) субъекта рынка, виновного в нарушении. Для блоков с установленной мощностью 1000 МВт нужно пересмотреть значения коэффициентов, используемых при расчете стоимости отклонений.
    Особо тяжелые финансовые потери поставщики несут при возникновении нестандартных ситуаций. Например, в случае удовлетворения только ценопринимающих заявок в секторе свободной торговли возникает ситуация, когда поставщики продают электроэнергию по нулевой цене. Если по результатам торгов цена не определена, для расчетов с поставщиком следует применять среднеотпускной тариф покупателя, установленный для него в регулируемом секторе (но не ниже среднеотпускного тарифа поставщика).
    Для совершенствования отношений между субъектами оптового рынка электроэнергии можно предложить следующие меры:
    1. Введение принципа обязательности покупки части собственного почасового потребления в секторе свободной торговли. Объем такой покупки определяется в установленном порядке и фиксируется в Правилах.
    2. Формирование рынка резервов мощности, принципов и порядка отбора мощностей для резерва, условий оплаты.
    3. Формирование рынка системных услуг, определение перечня системных услуг, порядка их предоставления и условий оплаты.
    4. Формирование балансирующего сектора оптового рынка электроэнергии с целью организации торговли в короткие интервалы времени (в пределах часа).
    5. Разработка единых требований по заключению двусторонних договоров на ОРЭ, включающих в себя:

  • алгоритм определения сторонами одного из существенных условий договора - величины и стоимости потерь электроэнергии, возникающих при осуществлении поставки по договору;
  • необходимость заключения договоров с НП <АТС> для обеспечения исполнения прямых двусторонних договоров только в случае полного или частичного невыполнения сторонами условий договора;
  • алгоритм выбора линий электропередач для обеспечения поставок по прямым двусторонним договорам, не требующим подтверждения отсутствия системных ограничений.
        6. Установление критериев качества услуг, оказываемых организациями технологической инфраструктуры оптового рынка его участникам в соответствии с договором о присоединении к торговой системе ОРЭ, и предусматривающих:
  • наличие оперативной информации об объемах поставки/покупки электроэнергии по часам суток у субъектов оптового рынка;
  • соблюдение периодичности предоставления оперативной информации субъектам оптового рынка;
  • отсутствие в предоставленной информации множественных ошибок, бесконтрольных корректировок.
        В целях взаимодействия различных секторов ОРЭ для обеспечения единого рыночного пространства необходимо проработать следующие положения функционирования оптового рынка по таким важным для его участников параметрам, как:
        1. Потери электроэнергии в сетях:
  • утвердить единую для оптового рынка классификацию потерь;
  • определить порядок нормирования потерь электроэнергии;
  • установить ответственность (по субъектам оптового рынка) за соблюдение (превышение) нормативного уровня потерь.
        2. Системные ограничения:
  • раскрыть перечень и объемы системных ограничений и их территориальное распределение (общая схема, типовые варианты и пр.);
  • определить порядок формирования и распределения средств, образовавшихся после оплаты системных ограничений;
  • ввести критерии, в соответствии с которыми системный оператор подтверждает наличие системных ограничений.
        Вышеуказанные проблемы и предложения актуальны практически для всех участников оптового рынка электрической энергии переходного периода.
        Однако существуют и отдельные специфические вопросы, касающиеся исключительно деятельности на оптовом рынке электроэнергии концерна <Росэнергоатом>. Одним из них является проблема реализации электрической энергии Кольской АЭС.
        С 1 октября 2004 г. не устанавливается равновесная цена и не осуществляется продажа электроэнергии в секторе свободной торговли оптового рынка по ГТП поставки Кольской АЭС. Данная ситуация была обусловлена ремонтом линии транзита 330 кВ <Колэнерго - Карелэнерго> в период с 1 по 12 сентября 2004 г. и тем, что электроэнергия Кольской АЭС потребляется только одним покупателем - ОАО <Колэнерго>.
        В результате НП <АТС> не смогло рассчитать цену для Кольской АЭС в секторе свободной торговли, а поскольку физически электрическая энергия Кольской АЭС в этот период была востребована (потреблена) покупателями, расчеты с концерном <Росэнергоатом> производились по цене топлива, что составляет порядка 20% от реальных затрат на производство энергии. Таким образом, концерну был нанесен финансовый ущерб в размере более 15 млн руб.
        Для исключения подобных ситуаций в дальнейшем предлагается:
  • подготовить и утвердить перечень поставщиков электрической энергии, расходы на содержание генерирующей мощности которых оплачиваются в полном объеме покупателями, получившими право приобретать электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке по установленным ценам;
  • принять решение о включении филиала концерна <Росэнергоатом> - <Кольская атомная станция> - в указанный перечень.

        Выводы
        Накопленный за время функционирования ССТ ОРЭ опыт позволяет отработать механизмы взаимодействия всех участников рынка, включая поставщиков, покупателей и инфраструктурные организации, с учетом специфики деятельности каждого из них.
        Для того чтобы сектор отклонений занял в структуре оптового рынка определенное место, требуется коренной пересмотр принципов его формирования и тарификации. Эффективное функционирование сектора отклонений возможно только в условиях его совместного с рынком резервов мощности и балансирующим сектором ОРЭ развития. Существующее состояние сектора отклонений несет убытки для поставщиков и ведет к возникновению дефицита предложений на поставку электроэнергии в секторе свободной торговли.
        Необходимо форсировать интеграцию организаций технологических инфраструктур (ФСК, СО) в рыночное пространство, а также предоставить субъектам ОРЭ право требовать от НП <АТС> заключения отдельного договора на оказание услуг в случае неоднократного некачественного выполнения организатором рынка предусмотренных Правилами функций.

  •  
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему