• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Контролировать отрасль необходимо

 

Автор

Новиков Сергей, Руководитель Федеральной службы по тарифам

 

    Интервью с руководителем Федеральной службы по тарифам Сергеем Новиковым

    ЭР: Сергей Геннадьевич, в соответствии с вышедшим в марте 2004 г. указом президента о структуре Правительства Российской Федерации Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации была преобразована в Федеральную службу по тарифам. Какова структура ФСТ на данный момент?

    C. Н.: Действительно, в соответствии с указом Президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004 г.
    <О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти> Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации преобразована в Федеральную службу по тарифам, при этом функции ФЭК России перешли к ФСТ России. Федеральной службе также переданы функции по установлению тарифов, которые ранее выполняли упраздняемое Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также Министерство экономического развития РФ. Речь идет об определении и применении цен, а также об осуществлении контроля в отношении продукции оборонного назначения и социально значимых товаров.
    На данный момент Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, который выполняет функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Структура ФСТ является типовой для гражданского ведомства. Количество структурных подразделений службы определено постановлением Правительства РФ и предусматривает наличие до четырех заместителей руководителя, а также до девяти управлений по основным направлениям деятельности. На данный момент это управление методологии тарифного регулирования и экспертизы, управление информационно-аналитической работы, контрольно-правовое управление, управление делами и управления, регулирующие работу отраслей. Напомню, что ФСТ России осуществляет государственное регулирование цен в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном транспорте, определяет стоимость услуг транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуг общедоступной электрической и почтовой связи, а также устанавливает цены на иные виды товаров, подлежащих государственному регулированию.
    Следует отметить, что при преобразовании Федеральной энергетической комиссии в Федеральную службу по тарифам численность персонала была увеличена с 219 до 271 человека, но, с нашей точки зрения, такого количества сотрудников недостаточно. Поэтому на данный момент ФСТ России готовит обоснования для увеличения как количества структурных подразделений, так и численности персонала.

    ЭР: Какие изменения произошли за последний год? Какие нормативные правовые акты были приняты?

    C. Н.: Главное, чего удалось добиться, - это за довольно короткий срок завершить все организационные процедуры по созданию ФСТ России.
    7 июня 2004 г. служба прошла государственную регистрацию, 30 июня Правительство РФ утвердило положение о ФСТ России, а 26 июля председатель Правительства РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение, определяющее состав правления Федеральной службы по тарифам. Уже с конца июля 2004 г. служба начала работу по определению цен и тарифов, а окончательный передаточный баланс между ФЭК и ФСТ был подписан в последней декаде августа. Таким образом, к концу лета процесс преобразования был завершен.
    С начала августа ФСТ России приняла ряд решений относительно тарифов на связь, установила предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005-2006 гг., вынесла несколько постановлений по Транснефти, а также решений, касающихся регулирования перевозки грузов российскими железными дорогами.
    Нужно отметить, что все преобразования прошли без причинения ущерба текущей деятельности. Это существенный факт, так как принимаемые ФСТ России решения важны для органов регулирования субъектов федерации, а также для хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий.

    ЭР: В 2004 г. произошли определенные изменения в тарифной политике: было принято решение Правительства Российской Федерации о трехлетнем плане и порядке установления тарифов на тепло- и электроэнергию. Каким образом данное решение повлияло на деятельность компаний?

    C. Н.: То, каким образом данное решение отразится на деятельности субъектов отрасли, на мой взгляд, можно будет оценивать не ранее, чем через год. Однако предварительный анализ показывает правильность данного решения, поскольку для любой компании, как и для любого человека, важны прозрачность и прогнозируемость изменения тарифов. ФСТ России будет продолжать практику трехлетнего планирования и в дальнейшем; более того, сейчас данный подход стремятся распространить и на другие отрасли. Открытым и активно обсуждаемым пока остается вопрос о принципах корректировки принятых тарифов в последующие годы.

    ЭР: Каким должен быть экономически обоснованный тариф на электроэнергию для населения? Когда, на Ваш взгляд, в России появятся такие тарифы на электроэнергию и газ?

    C. Н.: Ответить на этот вопрос достаточно сложно. На сегодняшний день тарифы на электроэнергию как для промышленных потребителей, так и для населения сильно дифференцированы по регионам. Дело в том, что АО-энерго, как правило, формировались в границах определенного субъекта федерации. Следовательно, если региональной энергокомпании повезло <на старте> и в ее состав вошла дешевая гидрогенерация, то тарифы на электроэнергию в данном регионе будут ниже, чем в других. Поэтому ответ на вопрос, каким должен быть экономически обоснованный тариф на электроэнергию для населения, сегодня зависит от того, о каком субъекте федерации мы говорим. Конечно, процесс реформирования подразумевает некоторое усреднение, однако для одних регионов это произойдет безболезненно - они лишь выиграют благодаря доступу к дешевой генерации, а в других данная процедура должна проводиться очень взвешенно и осторожно.

    Открытым и активно обсуждаемым пока остает-ся вопрос о принципах корректировки принятых тарифов в последующие годы.

    Другой ключевой проблемой, препятствующей установлению экономически обоснованных тарифов, является наличие перекрестного субсидирования между различными категориями потребителей электроэнергии. Этот вопрос сейчас стоит как никогда остро. Летом 2004 г. Федеральной службой по тарифам была проведена инвентаризация, показавшая, что объем перекрестного субсидирования составляет порядка 60-70 млрд руб., хотя сам термин <перекрестное субсидирование> нигде не определен и не присутствует ни в одном нормативном документе. Для ликвидации перекрестного субсидирования в первую очередь нужно добиться его легализации и прозрачности связанных с ним процессов. Необходимо разделить всех потребителей на субсидируемых и субсидирующих. Субсидируемым слоям государство вправе предоставлять льготы, к примеру через установление социальной нормы потребления электроэнергии, но при этом правила предоставления льгот и источники их компенсации необходимо четко определить. Источники компенсации, в свою очередь, должны быть понятны и прозрачны. На данный момент рассматриваются такие варианты, как введение налогового или неналогового сбора, а также компенсация выпадающих доходов с помощью сетевого тарифа. Право введения социальной нормы потребления у субъектов Российской Федерации существует давно, и в ряде регионов такая практика присутствует: в частности, для населения установлена социальная норма потребления (в киловатт-часах на человека в месяц), которая оплачивается по льготному тарифу, а потребление сверх норматива - уже по экономически обоснованным тарифам. Замечу, что данную норму следует дифференцировать с учетом климатических и территориальных особенностей региона. В целом такая система является жизнеспособной, и субъекты, уже использующие социальную норму, выдвигают предложения по совершенствованию этого механизма. В будущем же необходимо переходить к системе прямой адресной поддержки населения с постепенной ликвидацией перекрестного субсидирования. Именно после таких преобразований можно установить экономически обоснованный уровень тарифов на электроэнергию. На мой взгляд, обозначать сроки не стоит - главное, чтобы процесс прошел плавно и безболезненно.

    Объем перекрестного субсидирования составляет порядка 60-70 млрд руб., хотя сам термин <перекрестное субсидирование> нигде не определен и не присутствует ни в одном нормативном документе.

    ЭР: Какие ключевые задачи сейчас стоят перед ФСТ?

    C. Н.: На сегодняшний день ФСТ России нужно решить ряд задач, связанных с текущей работой службы. В частности, весной будут устанавливаться тарифы на электрическую и тепловую энергию на 2006 г. Для продуктивной работы в первую очередь следует синхронизировать деятельность всех профильных министерств и ведомств, отвечающих за реформы, а также заняться совершенствованием законодательной базы, чтобы унифицировать принципы регулирования по различным отраслям.
    Кроме того, в будущем имеет смысл утверждать тарифы на следующий год раньше, чем это делается на данный момент: так будет удобнее потребителям. Но при этом нельзя забывать о качестве планирования: ведь чем позже принято решение, тем оно точнее.
    Сейчас готовится ряд предложений, связанных с модификацией системы регулирования, поскольку ФСТ России устанавливает цены и тарифы на услуги естественных монополий, в частности электроэнергетики, но не является регулятором электроэнергетического рынка.

 
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему