• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Рынок прошел точку невозврата

 

Автор

Суханова Елена, Заместитель председателя правления по юридическим вопросам, член правления НП "АТС"

 

    Интервью с заместителем председателя правления по юридическим вопросам, членом правления НП "АТС"

    ЭР: Елена Юрьевна, какие качественные преобразования произойдут на рынке электроэнергии в следующем году?

    Е. С.: В начале следующего года на оптовом рынке электроэнергии произойдут качественные изменения в коммерческой инфраструктуре рынка. Предполагается разделить функции по организации торговли, клиринга и осуществлению денежных расчетов. Подобного на российском рынке электроэнергии еще не было, хотя на всех организованных рынках реализован именно данный принцип деятельности инфраструктуры. Например, законы о товарных биржах и рынке ценных бумаг предусматривают существование:

  • организатора торговли, целью деятельности которого является подготовка и утверждение правил торговли, объявление места и времени проведения торгов;
  • лизингового центра, занимающегося юридическим оформлением и составлением реестра сделок согласно тем обязательствам, которые определены и приняты организатором торговли, а также созданием системы гарантирования завершения расчетов по сделкам, совершенным участниками торговли;
  • организации, занимающейся непосредственно проведением денежных расчетов. В российских условиях, как правило, в качестве таковой выступает небанковская кредитная организация, что позволяет гарантировать защиту денежных активов и оперативность проведения расчетов.
        На наш взгляд, это оптимальная структура рыночной площадки, поэтому на рынке электроэнергии мы начали создавать аналогичную конструкцию.

        ЭР: Какие цели преследует НП <АТС> при ликвидации ЗАО <ЦДР ФОРЭМ>?

        Е. С.: Ни для кого не секрет, что множество подходов, выработанных нашими коллегами из ЗАО <ЦДР ФОРЭМ> на рынке, появились в условиях отсутствия правового регулирования со стороны государства. В настоящий момент сложилась достаточно устойчивая практика делового оборота, но при этом официального публичного ее признания со стороны государства пока нет.
        Мы понимаем, что после завершения процесса ликвидации юридического лица какие-либо претензии к его деятельности как со стороны государства, так и со стороны субъектов оптового рынка приниматься не будут.

        ЭР: Готовы ли участники рынка к грядущим переменам?

        Е. С.: О степени готовности участников к переменам достаточно сложно говорить в силу того, что в течение восьми лет мы жили при очень простой конструкции рынка (который и рынком-то трудно было назвать).
        Нам хочется верить, что 1 ноября 2003 г. рынок действительно прошел точку невозврата и теперь процесс преобразований в электроэнергетике не остановить.
        Федеральный закон <Об электроэнергетике> предусматривает, что оптовый рынок электроэнергии основан на принципах саморегуляции. Впервые субъекты оптового рынка через представительство в наблюдательном совете АТС получили реальную возможность принимать участие в решении не только текущих вопросов функционирования рынка, но и таких стратегических вопросов, как утверждение модели и правил ОРЭ. К глубокому сожалению, многие крупные промышленные предприятия до сих пор не осознали целесообразность входа на рыночную площадку и в результате вынуждены соглашаться с решениями, в принятии которых они не участвовали.
        В связи с этим хочется через <ЭнергоРынок> еще раз обратиться к субъектам оптового рынка, напомнив, что АТС - открытая для входа компания, которая должна активно использоваться ими для отстаивания своих интересов.
        Я не могу согласиться с мнением, что 5 млн руб. - а именно такой вступительный взнос установлен для членов АТС - это якобы слишком высокий ценовой барьер. Данная сумма соизмерима с наличием права голоса при принятии таких важных решений, как, например, будущая модель заключения долгосрочных регулируемых договоров на оптовом рынке электроэнергии.

        ЭР: Какие функции после ликвидации ЗАО <ЦДР ФОРЭМ> перейдут к ЦФР?

        Е. С.: После ликвидации ЗАО <ЦДР ФОРЭМ> в сфере деятельности ЦФР окажутся следующие функции: участие в финансовых расчетах в секторе свободной торговли и регулируемом секторе ОРЭ в качестве стороны по договорам (причем и в ценовой, и в неценовых зонах рынка), а также составление плановой и фактической схем платежей в регулируемом секторе в соответствии с утвержденной НП <АТС> методикой.
        В свою очередь, за НП <АТС> останется участие в составлении плановых балансов электроэнергии и мощности, расчет объемов и цен на рынке <на сутки вперед> для каждого субъекта, расчет объемов и стоимости отклонений и инициатив для всех участников ОРЭ, определение фактического объема производства и потребления электрической энергии, а также иные функции, перечисленные в ст. 33 федерального закона <Об электроэнергетике> и Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода.
        Следует отметить, что ЦФР, являясь стороной договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, обязуется выполнять все регламенты оптового рынка (и в секторе свободной торговли, и в регулируемом секторе) как перед НП <АТС>, так и перед субъектами ОРЭ.

        ЭР: В ст. 33 федерального закона <Об электроэнергетике> сказано, что НП <АТС> создано с целью организации купли-продажи электрической энергии на ОРЭ. Легитимно ли создание еще одной организации, выполняющей аналогичные функции?

        Е. С.: В п. 3 ст. 33 ФЗ <Об электроэнергетике> действительно говорится, что администратор торговой системы оптового рынка организует систему гарантий и расчетов на оптовом рынке, заключение договоров и осуществление расчетов за электрическую энергию и оказываемые услуги. При этом нигде не указано, что НП <АТС> должно непосредственно участвовать в качестве стороны договоров купли-продажи электрической энергии. Мы являемся лишь организаторами данного процесса.
        АТС играет роль центра, который при любом стечении обстоятельств должен иметь возможность принять оптимальное решение. Иными словами, АТС - это законодательная власть на рынке, а ЦФР - исполнительная.
        Более того, мы полагаем, что нормы федерального закона <Об электроэнергетике> не позволяют однозначно судить о существовании закрытого перечня участников оборота электрической энергии в рамках торговой системы оптового рынка.
        Решения, принимаемые на площадке АТС, контролируются представителями государства, входящими в состав наблюдательного совета. Ни один из указанных представителей не выступил против учреждения ЦФР и наделения его функциями, перечисленными в новой форме договора о присоединении к торговой системе оптового рынка. Более того, Федеральной службой по тарифам при рассмотрении на заседании правления ФСТ вопроса об утверждении тарифа АТС было отмечено, что услуги, оказываемые ЦФР, не подлежат тарификации со стороны государства.

        ЭР: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) наложила вето на утвержденные наблюдательным советом НП <АТС> изменения к договору о присоединении к торговой системе ОРЭ. Действительно ли создание ЦФР влечет за собой снижение контроля над деятельностью НП <АТС> со стороны государства и других заинтересованных лиц?

        Е. С.: Прежде всего уточню, что ФАС наложила вето только на один пункт договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии, а именно на пункт о порядке установления цены на услуги ЦФР. ФАС полагает, что поскольку услу-ги ЦФР затрагивают интересы всех субъектов оптового рынка, то вопрос об определении платы за них должен обсуждаться в рамках деятельности органов управления администратора торговой системы. Для нас подобная позиция не была неожиданностью: на самых ранних этапах формирования ЦФР такой вариант обсуждался, и мы были готовы с ним согласиться.
        Что же касается обеспечения контроля за деятельностью НП <АТС> со стороны государства, то создание ЦФР никак не влияет на процедуры его осуществления, установленные в законах и Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода.
        Обсуждались два подхода в отношении установления контроля за деятельностью ЦФР:

  • введение представителей государства в состав коллегиального органа управления ЦФР;
  • введение корпоративного контроля со стороны НП <АТС>.
        Осуществление контроля за ЦФР путем вхождения, например, представителей ФАС в состав коллегиальных органов управления хозяйственного общества не представляется возможным, так как это противоречит федеральному законодательству о государственной службе.
        Идея введения жесткой системы корпоративного контроля за деятельностью ЦФР (в том числе за счет передачи функций совета директоров ЦФР общему собранию акционеров, а фактически - наблюдательному совету НП <АТС>) пока не нашла поддержки у представителей рыночного сообщества, проголосовавших против подобного решения.
        Полагаем, что ФАС сможет обеспечить контроль за деятельностью ЦФР путем внесения необходимых предложений по дополнению договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, регламентирующего деятельность указанного субъекта.

  •  
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему