• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Нужно двигаться вперед

 

Автор

Слободин Михаил, Президент ЗАО "КЭС-Холдинг"

 

    С началом реформы в энергетической отрасли сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, одной из ключевых задач реформы является привлечение частных инвестиций для радикальной модернизации отрасли. С другой - реальные и потенциальные стратегические инвесторы, готовые вкладывать средства как в приобретение активов в энергетическом секторе, так и в их обновление, столкнулись с тем, что достойных объектов для инвестиций в энергетике практически нет.

    И это одна из главных проблем энергетической реформы на данном этапе. Таким образом, очередной перенос решения о способе приватизации ОГК в декабре 2004 г. представляется лишь частным случаем названной системной проблемы в рамках реформы отрасли.
    В этих условиях объективно встает вопрос об определенной корректировке программы реформ и разработке реального плана реформирования отрасли на 2005 г. Уже ясно, что в ближайшее время ОГК не будут приватизированы. Однако сегодня существует множество более актуальных проблем в рамках программы реформирования электроэнергетики:

  • что необходимо предпринять для обеспечения выживания ТГК на формирующемся рынке электроэнергии и тепла;
  • отвечает ли предложенная конфигурация и система управления распределительными сетями интересам производителей и потребителей энергии;
  • насколько эффективной будет система долгосрочных контрактов для энергетики и позволит ли она сформировать благоприятные условия для привлечения инвестиций в отрасль.
        Конечно, важно ответить в следующем году и на вопрос о способе и сроках приватизации ОГК и определить порядок их функционирования на переходный период для формирования рыночных условий.
        Перечисленные проблемы наиболее актуальны в 2005 г. и требуют включения в повестку дня различных органов и структур, определяющих судьбу дальнейшего реформирования отрасли, включая федеральное правительство. В обсуждении перспективы энергетической реформы и в формировании ее повестки дня на 2005 г. должны принять участие все заинтересованные стороны, в том числе портфельные и стратегические инвесторы, выступающие сегодня наиболее последовательными сторонниками ее эффективного продолжения.

        Энергетика решает все
        Положение топливно-энергетического комплекса и особенно энергетической отрасли в экономике России уникально. С одной стороны, энергетика - это <становой хребет> промышленности и основа жизни для миллионов людей в нашей северной стране. С другой - преобразования в ней определяют модель будущего развития для естественных монополий, ряда других отраслей и экономики страны в целом, помогают предусмотреть оперативность и полноту учета реальных запросов различных отраслей и субъектов реформы, запуск эффективной модели рынка. Реформа в энергетике необходима для создания реально работающего механизма цивилизованного согласования интересов всех участников рыночных отношений, для формирования и развития рынка.
        Энергетика должна и готова стать локомотивом долгосрочного экономического развития страны, решения ряда приоритетных задач, в том числе ускорения экономического роста и удвоения ВВП. Для этого реформа должна не тормозиться, а наоборот, получать поддержку со стороны правительства.
        Преобразование РАО <ЕЭС России> (а по существу всей электроэнергетической отрасли страны) на сегодняшний день самая прогрессивная и результативная реформа естественных монополий, предпринятая российским правительством. <Точка возврата> в энергетической реформе уже пройдена, вернуться назад будет гораздо дороже и сложнее, чем двигаться дальше. При этом очевидно, что реформа требует определенных корректив. Однако у стратегических и портфельных инвесторов накопилось много вопросов как по самой концепции реструктуризации, не всегда идеальной, так и по способам ее реализации. И при внесении корректив в программу реформ на 2005 г. необходимо учитывать мнение всех субъектов, участвующих в процессе реформирования отрасли.

        Модернизируем или нет?
        В первую очередь необходимо определить стратегию государства в отношении территориальных генерирующих компаний (ТГК), в том числе собственника этого актива. На сегодняшний день ТГК обеспечивают 33% рынка электроэнергии и 35% рынка тепла, при этом ТЭЦ, которые составляют их основу, находятся в гораздо более плачевном состоянии, чем федеральные электростанции, входящие в ОГК. Загрузка тепловых станций за последние 15 лет снизилась на 40-50%, а в некоторых регионах - на 70%, что вызывает опасения за судьбу самих ТЭЦ.
        Также высок риск потери стоимости активов ТГК, что, на наш взгляд, не может не беспокоить и миноритарных акционеров АО-энерго, и РАО <ЕЭС России>, и стратегических инвесторов. Государство как основной акционер РАО также является заинтересованной стороной. ТГК обладает реальными возможностями для повышения капитализации, но, к сожалению, в существующей модели управления и собственности этот потенциал вряд ли сможет реализоваться в полном объеме. Частные инвесторы, накопив опыт работы в энергетическом бизнесе, способны управлять этим активом гораздо эффективнее. Более того, только частный инвестор сегодня в состоянии обеспечить крайне необходимый для ТГК объем вложений.
        В любом случае вопросу активов ТГК необходимо уделить пристальное внимание при разработке программы на 2005 г. и реализации реформы, принять четкое решение о собственнике актива (кто это будет - государство или частные инвесторы) и обеспечить необходимый приток средств. Ожидается, что 2005 г. станет определяющим в судьбе ТГК: либо произойдет потеря их стоимости, либо ТГК адаптируются к рыночным условиям и через 3-5 лет составят конкуренцию генерирующим мощностям ОГК.

        Сетевые проблемы
        Еще одним серьезным вопросом, стоящим перед реформой энергетики, является выработка оптимальной структуры и системы управления распределительными сетями, а также конфигурация межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК).
        Конфигурация МРСК была утверждена советом директоров РАО в апреле 2004 г. Предполагается, что будет создано пять компаний, куда войдут распределительные сети, остающиеся сегодня на балансах АО-энерго. МРСК-1 объединит распределительные сети АО-энерго Центра и Северного Кавказа, МРСК-2 - Северо-Запада, МРСК-3 - Урала и Средней Волги, МРСК-4 - Сибири. Решение о создании МРСК-5 на Дальнем Востоке будет приниматься в контексте решений о реформировании региональных АО-энерго.
        Создание пяти межрегиональных распределительных компаний не соответствует интересам акционеров, не способствуя росту их капитализации, сильно утяжеляя структуру управления разбросанными по огромной территории компаниями с десятками миллионов потребителей в каждой.
        В то же время предлагаемая система управления распределительными сетями неэффективна. Во-первых, по нашему мнению, у менеджеров ФСК, которым предлагается передать МРСК, отсутствует необходимый опыт управления подобными компаниями. Во-вторых, у ФСК совершенно другие задачи и соответствующий им набор потребителей. Передача МРСК в управление ФСК ЕЭС спровоцирует серьезный конфликт интересов внутри самой ФСК, в частности борьбу за крупных потребителей. Более того, мы убеждены, что концентрация всех сетевых активов (магистральных, межрегиональных, распределительных) в управлении одной компании приведет к их чрезмерной монополизации, создав не только соблазн для менеджмента ФСК воспользоваться своими исключительными правами, но и серьезнейшие риски для государства и большого числа потребителей. В результате неизбежно снижение управляемости межрегиональными сетевыми компаниями и как следствие серьезное ухудшение качества и надежности энергоснабжения. В этом и заключается одна из главных опасностей предлагаемого механизма управления распределительными сетями.
        Наиболее эффективна в данном случае передача управления распределительными сетями международным или российским компаниям на конкурсной основе, а также привлечение крупных консалтинговых компаний для решения вопросов обоснованности формирования системы технологического и финансового управления ими. Такой подход не нарушит интересов акционеров РАО <ЕЭС>, в том числе государства, стратегических инвесторов, и позволит повысить эффективность работы МРСК.
        Еще один важный момент - привлечение инвестиций для развития распределительных сетей.
        В предложенной модели управления вся ответственность последними возлагается на ФСК и РАО <ЕЭС>, возможности которых ограничены. В таких условиях частный инвестор не станет привлекать серьезные инвестиции в развитие сетевой инфраструктуры, что крайне необходимо для обеспечения доступности и надежности энергоснабжения потребителей. Распределительные сети уже сейчас не отвечают требованиям малого и среднего бизнеса в крупных и средних городах и при сохранении существующего положения станут серьезным лимитирующим фактором развития экономики.
        Поэтому в самое ближайшее время необходимо пересмотреть способ конфигурации МРСК и управления распределительными сетями. От решения по данному вопросу зависит, будут ли удовлетворены интересы государства, акционеров и частных компаний и смогут ли МРСК в дальнейшем эффективно работать.

        Длительные отношения
        Кроме того, в ближайшее время рассмотрения требует переход к новой модели прямых долгосрочных договоров на энергорынке. Система таких договоров в энергетике должна стать одним из ключевых элементов в стратегии развития экономической системы страны в целом.
        Крупный бизнес ориентирован на масштабные и долговременные проекты с серьезными гарантиями, надежными и предсказуемыми условиями. Но пока на законодательном уровне отсутствует возможность заключения долгосрочных договоров между поставщиками и потребителями. Данный вопрос не раз поднимался и РАО <ЕЭС>, и миноритарными акционерами, поскольку в этих договорах заинтересованы как потребители, так и сами энергетики. Ограничение в использовании системы долгосрочных контрактов на поставку электроэнергии препятствует приходу инвестиций в энергетический сектор и создает дополнительные риски как для потребителя, который не может определить предстоящие затраты на энергоснабжение, так и для производителя. Контракт на длительный срок позволяет компаниям привлекать финансирование.
        Поэтому формирование системы долгосрочных контрактов в базовых отраслях промышленности страны должно стать одним из приоритетных направлений экономической политики Правительства России на ближайшие годы, что предполагает корректировку существующего законодательства. В первую очередь необходимо внести поправки в ряд действующих законов и нормативных актов, от которых зависит создание эффективного механизма гарантирования долгосрочных поставок топлива, сырья, электроэнергии, услуг естественных монополий по стабильным или прогнозируемым тарифам.
        Создание системы долгосрочных контрактов в топливно-энергетическом секторе, их распространение на услуги естественных монополий - это один из наиболее эффективных инструментов повышения конкурентоспособности страны на международных рынках, существенного увеличения инвестиционного потенциала российских компаний и действенный способ капитализации ресурсного и экономического потенциала страны.

        Проблемы приватизации
        Нерешенной остается проблема приватизации оптово-генерирующих компаний (ОГК). Заявлено, что она будет обсуждаться только после завершения формирования ОГК, т. е. через год-полтора, что сильно обеспокоило и стратегических инвесторов, и миноритарных акционеров РАО.
        Желание государства оптимальным образом распорядиться портфелем активов в электроэнергетике понятно, и его можно лишь приветствовать. Но при этом нельзя ставить под сомнение саму стратегию реформы отрасли.
        Поэтому в 2005 г. необходимо определиться с дальнейшей судьбой ОГК. Откладывание этого вопроса до завершения процесса формирования оптово-генерирующих компаний серьезно дезориентирует инвесторов.
        Перечисленный круг вопросов формирует наиболее актуальную повестку дня для правительства и всех заинтересованных сторон по проблеме реформирования электроэнергетической отрасли. В интересах государства, акционеров энергокомпаний, инвесторов и будущего энергетики ключевые решения необходимо принять в течение ближайших месяцев.

  •  
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему