• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Рынок электроэнергии Англии и Уэльса

 

Автор

Тукенов Ануар, Аналитическая служба ИПГ "Евразия"

 

    Продолжая публикацию, посвященную реформированию электроэнергетической отрасли Англии и Уэльса, рассмотрим принципы функционирования пула, а также новые правила торговли электроэнергией (NETA)1.

    Отличительной чертой пула Англии и Уэльса являлась так называемая плата за мощность (или премия <за готовность>), размер которой устанавливался административно и которая выплачивалась производителям с целью обеспечить их присутствие на рынке. Введение платы за мощность явилось результатом споров между генерирующими компаниями и поставщиками в период создания пула, когда правительство форсировало выполнение программы приватизации. Предметом разногласий стал вопрос о том, сможет ли плата за электроэнергию возместить генерирующим компаниям постоянные издержки, связанные с капитальными затратами, при том что ценовые предложения генерирующих компаний на продажу электроэнергии будут основываться только на их предельных (переменных) издержках. Противники отдельной платы за мощность утверждали, что конкурентные цены возместят производителям все их издержки, постоянные и переменные. Тем не менее плата за мощность в виде отдельной составляющей была заложена в механизм ценообразования.
    В целом пул функционировал следующим образом:

  • производители сообщают ежедневно ОР данные о готовности их генераторных установок для работы на следующий день и ценовые предложения на поставку электроэнергии в пул;
  • ОР подготавливает детальный прогноз спроса на объединенном рынке на каждые полчаса следующего дня;
  • на основе данных производителей о готовности, ценовых предложений и прогнозируемого спроса составляется план выработки энергии, в который включаются генераторные установки с наименьшей запрашиваемой ценой электроэнергии;
  • на каждые полчаса устанавливается цена покупки электроэнергии пулом, равная запрашиваемой цене генераторной установки, включенной последней в план выработки электроэнергии и откорректированной с учетом выплаты премии за готовность мощностей и некоторых других издержек (Uplift);
  • премия за готовность определяется в зависимости от избытка мощностей в энергосистеме. Генераторные установки в обмен на премию должны быть готовы по указанию ОР начать вырабатывать электроэнергию в операционный день. Если такое указание дается, то выработанная электроэнергия оплачивается по запрошенной производителем цене;
  • поставка электроэнергии в энергосистему производится генераторными установками, включенными в план выработки в соответствии с утвержденным графиком;
  • при необходимости ОР отдает производителям обязательные для исполнения распоряжения об изменении объема выработки. Невыполнение поступивших распоряжений или предоставление недостоверных данных о готовности к генерации влекут за собой штрафные санкции;
  • отпускная цена энергосистемы (цена для потребителей) определяется как сумма всех выплат производителям, поделенная на объем фактически поставленной в энергосистему электроэнергии.
        Таким образом, объединенная энергосистема Англии и Уэльса обеспечивала рынок для всего объема продукции компаний-производителей и всего объема фактического потребления. Возникающие в режи-ме реального времени дисбалансы между генерацией и потреблением, а также перегрузки в сетях устранялись ОР путем отдачи производителям оперативных распоряжений о вводе резервов либо об изменении запланированных объемов выработки электроэнергии.
        Для уменьшения рисков, связанных с возможными колебаниями отпускной цены энергосистемы, разрешалось и практиковалось заключение между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) контрактов <на разницу>. Последние являются разновидностью финансовых контрактов, не предусматривают физической поставки электроэнергии, но предполагают передачу от одной стороны другой разницы между двумя ценами - в нашем случае разницы между ценой контракта <на разницу> и отпускной ценой энергосистемы. Например, если цена контракта <на разницу> окажется выше отпускной цены энергосистемы, то потребитель (покупатель) уплачивает разницу производителю (продавцу), и наоборот.
        Схема работы объединенного рынка Англии и Уэльса в период функционирования пула показана на рис. 1.


        Взаиморасчеты между участниками пула осуществлялись через централизованную систему расчетов и платежей, которая управлялась администратором системы расчетов (АСР), являвшимся подразделением NGC. АСР отвечал также за сбор данных учета со счетчиков электростанций и поставщиков.

        Возмещение издержек на передачу, решение проблемы перегрузок и вспомогательные услуги
        Издержки NGC на передачу возмещались пользователями сети через:

  • плату за подключение, которая определялась на основании фактических издержек, связанных с подключением;
  • ежегодный сбор, пропорциональный мощности подключенного оборудования;
  • зональный тариф на передаваемый объем электроэнергии.
        Издержки, связанные с устранением перегрузок в сети, первоначально возмещались через вышеуказанные сетевые платежи и сборы. Однако с 1997 г. они начали рассчитываться на основе дополнительных издержек на передиспетчеризацию в целях устранения перегрузок и оплачиваться в составе Uplift.
        Издержки NGC на покупку вспомогательных услуг у участников рынка, необходимых при оказании системных услуг по:
  • регулированию частоты;
  • регулированию реактивной мощности;
  • запуску электростанций в случае системной аварии;
  • обеспечению необходимых резервов, возмещались участниками рынка через соответствующий тариф.

        Основные результаты
        Основными результатами реформирования отрасли за период с 1990 по 2000 г. стали:
        1. Стабилизация и некоторое снижение средних оптовых цен в пуле. По мнению OFGEM, цены должны были снизиться в большей степени, поскольку в этот же период сократились такие существенные издержки производства электроэнергии, как стоимость капитала (на 40%), газа (на 50%) и угля (на 28%). Причину этого многие видели в существовании <рыночной власти> крупных генерирующих компаний.
        Действительно, несмотря на последовательное снижение доли крупных компаний на рынке в результате их дезинтеграции, к марту 2000 г. три крупнейшие генерирующие компании все еще контролировали 49% рынка и имели возможность влиять на рыночные цены. Этому благоприятствовали правила торговли в пуле, которые не <признавали> форвардные контракты, а цена покупки пу-ла определялась на рынке <на сутки вперед> ценой последнего, самого дорогого из востребованных для удовлетворения спроса генераторов. Крупная компания, имеющая в своем составе несколько электростанций, могла в определенных ситуациях увеличить свою прибыль путем сознательной остановки самой дорогой из них. Это приводило к тому, что другая, еще более дорогая электростанция определяла цену покупки пулом и суммарная прибыль компании оказывалась выше, чем при работе всех ее станций.
        Конечно, контракты <на разницу>, которыми были охвачены около 80% всех поставок через пул, позволяли в значительной степени смягчить проявления <рыночной власти>, но и при их составлении стороны не могли не учитывать цены пула.
        2. Дальнейший рост уровня генерирующих мощностей на 5000 МВт в период с 1989 по 1999 г. При этом произошло существенное изменение состава генерирующих мощностей: электростанции с парогазовыми установками (ПГЭС) составили около 85% из примерно 17000 МВт новых мощностей, построенных в период с 1990 по 1998 г.
        Любопытно, что в этот же период не было построено ни одной АЭС (кроме заложенной в 1998 г.). Тем самым рынок отверг доводы СЕGB 3в пользу строительства АЭС вместо угольных станций, и предпочтение было отдано менее капиталоемким технологиям на газе.
        В итоге достаточно высокие цены на электроэнергию и практиковавшаяся в пуле плата за мощность привели к тому, что к 2000 г. на рынке имелся значительный, по общему мнению, избыток генерирующих мощностей.
        3. Цены на розничном рынке также снизились, но в меньшей степени, чем оптовые, по причине заключения РЭК в 1990 г. vesting contracts. Заметно улучшилось качество обслуживания поставщиками своих потребителей из-за опасения их перехода к конкурентам.
        В то же время торговля электроэнергией через пул обнаружила недостатки:

  • непрозрачность и сложность ценообразования;
  • неучастие потребителей в ценообразовании;
  • устанавливаемый директивно (а не рынком) уровень платы за мощность;
  • отсутствие взаимосвязи между издержками производства и ценой;
  • жесткая конструкция рынка и его правил, не позволяющая их развивать и совершенствовать.     Критика правил торговли через пул была настолько серьезной, что министр науки, энергетики и индустрии дал в 1997 г. поручение изучить возможность перехода на новые правила торговли электроэнергией, позволяющие избежать вышеуказанных недостатков.

        Новые правила торговли электроэнергией (NETA)
        Основные принципы

        NETA разрабатывались в течение трех лет с широким привлечением участников рынка и регулирующих органов и были введены в действие 27 марта 2001 г. Целями перехода на NETA указывались:

  • удовлетворение требований потребителей в отношении цены, выбора, качества и надежности электроснабжения;
  • удовлетворение спроса наиболее эффективным и экономичным образом;
  • снижение издержек и рисков;
  • обеспечение прозрачности ценового механизма и рынка в целом;
  • возможность гибкого реагирования на изменяющиеся экономические условия;
  • развитие конкуренции, включая снижение барьеров для входа на рынок и выхода с него;
  • недопущение дискриминации отдельных энергоисточников;
  • надежное и безопасное электроснабжение в кратко- и долгосрочный периоды.
        В основу NETA были положены следующие принципы:
  • свобода выбора контрагентов по сделкам купли/продажи электроэнергии и формирования портфеля контрактов;
  • установление цен купли/продажи электроэнергии самими участниками рынка;
  • самодиспетчеризация режимов генерации и потребления;
  • экономические стимулы для самобалансирования участников рынка.
        Основное отличие NETA от пула заключается в том, что новая организация торговли предусматривает свободу торговли электроэнергией между производителями, поставщиками и потребителями как на двусторонней основе, так и через биржу.
        Согласно NETA оптовый рынок состоит из форвардного, финансового и спотового рынков (субрынков), а также балансирующего механизма (рис. 2).


        Форвардный рынок позволяет участникам рынка заблаговременно (от нескольких лет до одних суток до дня поставки) заключать контракты на физическую поставку электроэнергии. Такие контракты могут заключаться как напрямую между участниками рынка - внебиржевые или ОТС-контракты (over the counter), так и на бирже. ОТС-контракты позволяют учесть индивидуальные условия поставки, в то время как биржа торгует только стандартизированными контрактами.
        Спот-рынок - это краткосрочный рынок, на котором генераторам, поставщикам и трейдерам предоставляется возможность уточнить свой портфель контрактов путем заключения сделок за сутки до начала поставки и вплоть до <закрытия ворот> (см. ниже). При заключении сделок через биржу поставщики, потребители и трейдеры подают на биржу свои предложения на продажу и заявки на покупку, на основании которых определяются равновесные объем и цена биржевых сделок.
        На финансовом рынке ведется биржевая торговля финансовыми инструментами (фьючерсами, опционами и свопами), позволяющими участникам рынка страховать свои сделки на физическую поставку электроэнергии от изменений рыночной цены.
        Биржевая торговля электроэнергией ведется на трех биржах: UK PX, UK APX и UK IPE. Наибольший объ-ем биржевых сделок приходится на биржу UK PX, однако в целом в первый год после перехода на NETA он значительно уступал объему внебиржевых сделок.

        Органы управления рынком
        Для управления рынком были созданы следующие органы:

  • системный оператор (SO);
  • агент по суммированию контрактных объемов электроэнергии (ECVAA);
  • Центр по расчету дисбалансов.     Функции SO исполняет Национальная энергопередающая организация NGC, которая, помимо управления Национальной энергопередающей сетью, обязана обеспечить балансирование энергосистемы и необходимое качество электроэнергии.
        ECVAA и Центр по расчету дисбалансов создавались с целью максимально обособить от SO функции по регулированию коммерческих отношений участников рынка.
        Взаимодействие органов управления рынком показано на рис. 3.

        Балансирующий механизм
        Балансирующий механизм является инструментом SO для поддержания баланса между общей генерацией и общим потреблением в энергосистеме в режиме реального времени и функционирует следующим образом:

  • SO осуществляет предварительное планирование и расчет режимов поставки, передачи и потребления электроэнергии на оптовом рынке на основании предварительных уведомлений участников рынка о планируемых ими режимах генерации или потребления, подаваемых системному оператору не позднее 11:00 дня, предшествующего дню поставки. Планируемым (и расчетным) периодом времени являются каждые полчаса операционных суток;
  • участники рынка могут уточнять режимы, указанные в предварительном уведомлении, путем подачи финальных уведомлений, прием которых прекращается за 3,5 часа до планируемого периода (момент прекращения приема уведомлений называют <закрытием ворот>);
  • после <закрытия ворот> участники рынка (как производители, так и потребители), которые готовы за определенную плату изменить свой режим генерации или потребления, указанный в финальном уведомлении, подают SO соответствующие предложения и заявки на отклонения. Предложение подается в случае, если участник рынка готов увеличить генерацию или уменьшить потребление. Заявка подается в случае готовности уменьшить генерацию или увеличить потребление;
  • SO отбирает наиболее экономичные для энергосистемы предложения и заявки и, при необходимости, использует указанные в них генераторы производителей и электроустановки потребителей для оперативного балансирования энергосистемы и управления перегрузками;
  • отобранные (принятые) предложения об увеличении генерации или уменьшении потребления оплачиваются системным оператором по указанной в них цене. И наоборот, участники рынка, чьи заявки об уменьшении генерации или увеличении потребления были отобраны, сами платят SO указанную в заявках цену;
  • поскольку предложения и заявки подаются на добровольной основе, то SO разрешено для целей балансирования заблаговременно покупать электроэнергию на бирже и других краткосрочных рынках;
  • в целях создания для NGC необходимых стимулов для принятия наиболее экономичных решений при балансировании энергосистемы и покупке вспомогательных услуг регулятором устанавливается целевой уровень издержек на системные услуги. Если NGC не превышает целевой уровень издержек, то часть сэкономленных средств остается у нее. Если же этот уровень превышается, NGC оплачивает часть превышения.
        Схема функционирования балансирующего механизма показана на рис. 4.

        Взаиморасчеты
        Согласно NETA на рынке электроэнергии имеют место следующие взаиморасчеты и платежи:
        1. Взаиморасчеты по внебиржевым сделкам на поставку электроэнергии организуются самими участниками таких сделок.
        2. Взаиморасчеты по биржевым сделкам на поставку электроэнергии осуществляются по правилам биржи.
        3. Оплата изменений режимов генерации и потребления в рамках балансирующего механизма осуществляется в порядке, указанном при описании балансирующего механизма.
        4. Оплата дисбалансов производится в следующем порядке (рис. 4):


  • после окончания операционных суток системный оператор подает все данные о принятых заявках на отклонение агенту по суммированию объемов поставки/потребления (ECVAA). ECVAA, в свою очередь, передает всю имеющуюся информацию (контрактные объемы поставки/потребления и принятые системным оператором заявки на отклонение) в Центр по расчету дисбалансов. Туда же генерирующие компании и потребители обязаны передавать получасовые показания счетчиков. Центр по расчету дисбалансов сверяет данные суточного графика и графика контрактных объемов поставки/потребления (с учетом принятых оператором системы предложений и заявок на отклонение) с показаниями счетчиков и выявляет дисбалансы;
  • цены за дисбалансы электроэнергии рассчитываются на основе цен в предложениях и заявках на отклонение, принятых СО в балансирующем механизме. Цена покупки системы для определенного получаса рассчитывается как средневзвешенная цена всех принятых на этот получас предложений об отклонении вверх (т. е. увеличении генерации или уменьшении потребления). Цена продажи системы для определенного получаса рассчитывается как средневзвешенная цена всех принятых на этот получас заявок об отклонении вниз (т. е. уменьшении генерации или увеличении потребления);
  • взаиморасчеты за дисбалансы осуществляются через Центр по расчету дисбалансов.     5. Штрафы за невыполнение участником рынка своих обязательств в рамках балансирующего механизма.
        6. Штрафы за несоответствие между данными, указанными в финальном уведомлении и контрактах (штраф за дисбаланс информации), которые одинаковы вне зависимости от алгебраического знака указанной выше разницы. В начальный период NETA штрафы за дисбаланс информации не взимались.

        Тарифы
        Тариф Национальной сетевой компании включает плату за присоединение и за пользование сетью.
        Сбытовые компании платят не за присоединение, а только за пользование сетью. Потребители и генерирующие компании оплачивают и присоединение, и пользование сетью в зависимости от присоединенной мощности. Потери на передачу входят в тариф за пользование сетью.
        Один раз в четыре года тарифы для сетевых транспортных компаний пересматриваются. После получения заявки на изменение тарифа регулятор проводит проверку. Заявка рассматривается в течение шести месяцев.

        Энергетическая биржа UK PX (UK Power Exchange)
        В Англии действует несколько бирж, самой крупной из которых является UK PX. Данная биржа учреждена участниками рынка в 2001 г., но руководит ею государство через агентство ELEXON. Учредителями являются 40 генераторов и 20 потребителей. В состав UK PX входит также клиринговая палата.
        Основной объем сделок на бирже заключается на спот-рынке, служащем дополнением к рынку двусторонних долгосрочных контрактов. Спот-рынок обеспечивает торговлю электроэнергией максимально близко ко времени начала поставки.
        Биржа UK PX торгует следующими типами и видами контрактов:
        1. В зависимости от часов поставки:

  • контракты на базовую нагрузку;
  • контракты на пиковую нагрузку.
        2. В зависимости от периода поставки:
  • сезонные контракты (зимний контракт включает в себя IV и I кварталы; летний - II и III кварталы);
  • квартальные контракты по 13 недель (январь-март, апрель июнь, июль-сентябрь, октябрь-декабрь);
  • месячные контракты (март, июнь, сентябрь и декабрь содержат пять недель; остальные месяцы - четыре недели);
  • недельные контракты на базовую нагрузку - с 23:00 понедельника до 23:00 воскресенья;
  • недельные контракты на пиковую нагрузку - с 7:00 понедельника до 19:00 пятницы;
  • суточные контракты на базовую нагрузку - с 23:00 до 23:00 в течение всех дней;
  • суточные контракты на пиковую нагрузку - с 7:00 до 19:00 в течение будних дней;
  • четырехчасовые блочные заявки (шесть блоков по четыре часа);
  • спот-контракты - получасовые контракты.
        Все участники торгов (биржи) являются членами клиринговой палаты, которая занимается отслеживанием выполнения условий поставки/потребления и оплаты поставленной электроэнергии.

        Результаты работы по NETA
        По мнению OFGEM, функционирование рынка по NETA в целом показало положительные результаты:

  • получили быстрое развитие все три сегмента рынка: форвардный, фьючерсный и спотовый, а также биржевая торговля;
  • произошло заметное снижение оптовых цен на электроэнергию, несмотря на рост цен на газ;
  • балансирующий механизм функционировал удовлетворительно, и, поскольку только 3% поставляемой электроэнергии покупалось через балансирующий механизм, последний не оказывал заметного влияния на уровень оптовых цен;
  • наблюдалось заметное снижение издержек на системные и вспомогательные услуги.     В то же время некоторые эксперты отмечают сложность балансирующего механизма, а также благоприятные условия для проявления в его рамках <рыночной власти> крупных компаний (что, собственно, и было одной из причин отказа от пула и перехода к NETA).

        Примечание
        1 См.: ЭнергоРынок. 2004. № 10 (11). С. 53-55.

  •  
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему