• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Закон "О техническом регулировании" и реформирование электроэнергетики: как достичь баланса

 

Авторы

Харько Виктор, Генеральный директор ЗАО "ЭНСЕРТИКО", к. т. н.

Златкович Лев, Заместитель генерального директора по методическому обеспечению сертификации ЗАО <ЭНСЕРТИКО>, докт. экон. наук

 

    В настоящее время ряд базовых отраслей российской экономики с организационно-правовой точки зрения представляют собой холдинги, управляющие компании которых с большей или меньшей степенью эффективности руководят своими дочерними и зависимыми предприятиями и организациями, составляющими эти отрасли. Примерами таких холдингов могут служить электроэнергетика страны, газовая промышленность, железнодорожный транспорт и др.
    Как правило, задачи, стоящие перед базовыми отраслями народного хозяйства, определены соответствующими федеральными законами. В федеральном законе <Об электроэнергетике> это безусловное обеспечение энергетической безопасности страны, технологическое единство и экологическая безопасность объектов электроэнергетики, надежность и бесперебойность их функционирования, а также наиболее полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в электрической энергии.
    Столь же важные и ответственные задачи, в том числе связанные с проблемами национальной безопасности, стоят и перед другими базовыми отраслями экономики страны.
    Очевидно, что решение подобных, весьма сложных, задач невозможно без скоординированных и целенаправленных действий всех хозяйствующих субъектов отрасли. Другими словами, необходим определенный уровень управляемости отраслью, который обеспечил бы проведение единой технической и инвестиционной политики, идеологическое и методическое единство управленческих, производственных и вспомогательных процессов со стороны всех субъектов, составляющих холдинг. Это особенно важно в период реформирования, когда серьезно меняется не только структура отрасли, но и правоотношения между ее субъектами. В данной ситуации особое значение приобретает федеральный закон <О техническом регулировании>. За последнее время РАО <ЕЭС России> предприняло ряд шагов по реализации положений и требований данного нормативного правового акта. Однако осуществленные в этом направлении действия носят фрагментарный характер и поэтому, с одной стороны, не используют все возможности, предоставляемые законом, а с другой - не дают должного эффекта. Практически единственным шагом в реализации ФЗ <О техническом регулировании> явилась замена вошедшей в противоречие с ним ранее действовавшей в отрасли системы аттестации и аккредитации системой добровольной сертификации <ЭнСЕРТИКО>. При этом РАО <ЕЭС России> окончательно не определило перечень технических регламентов, в которых отрасль заинтересована в первую очередь, а также не утвердило перечень национальных стандартов, подлежащих разработке и служащих доказательной базой подтверждения соответствия регламентам. Очевидно, что без регламентов и стандартов, без четкой и ясной концепции в отношении стандартов предприятий закон <О техническом регулировании> не может успешно использоваться для решения задач технического прогресса, промышленной и экологической безопасности на предприятиях электроэнергетики. Беспокойство вызывает и факт отсутствия интереса со стороны корпоративного центра и предприятий отрасли к системам менеджмента качества, являющимся основой создания эффективных систем управления. Таким образом, возможности, которые предоставил закон, полностью не используются, а следовательно, ожидаемый эффект от его применения не достигнут.


    В связи с этим представляется целесообразной разработка целевой комплексной программы <Реализация закона "О техническом регулировании" в электроэнергетике>. Есть основания полагать, что в условиях развития рыночных отношений с отказом от централизованного планирования именно целевые программы должны стать средством решения общеотраслевых проблем, поскольку они представляют собой систему согласованных всеми участниками мер, направленных на достижение единой, заранее поставленной цели.
    Целевая установка этой программы представляет модель целей программы. Например, цель программы (Ц) может состоять из шести подцелей, или функциональных задач:

    Ц = Ц1+Ц2+ Ц3+Ц4+ Ц5+Ц6,
    где:
    Ц1 - реализация ФЗ в создании нормативной базы электроэнергетики;
    Ц2 - реализация ФЗ в обеспечении научно-технического прогресса в отрасли;
    Ц3 - реализация ФЗ в обеспечении промышленной и экологической безопасности объектов электроэнергетики;
    Ц4 - реализация ФЗ и международных стандартов ISO серии 9000 в создании современной системы управления производственными и вспомогательными процессами, а также процедурами принятия управленческих решений в холдинге;
    Ц5 - реализация ФЗ в обеспечении защиты предприятий и организаций холдинга от некачественной продукции (услуг), недобросовестных и некомпетентных контрагентов;
    Ц6 - реализация ФЗ в создании систем внутреннего аудита и систематического инспекционного контроля со стороны внешних независимых организаций.

    Подпроцессы (функциональные задачи), в свою очередь, дифференцируются на подцели третьего уровня и т. д.
    Задание на разработку такой целевой программы должно содержать:

  • описание проблемы, формулировку основных целей и целевых задач программы;
  • конечные целевые показатели, на которые должна выйти программа, сроки и этапы ее осуществления;
  • основные ограничения и ограничивающие условия, которые необходимо учитывать при разработке и реализации программы;
  • лимиты инвестиций для разработки и выполнения программы, их источники с выделением бюджетного и внебюджетного финансирования, а также собственных средств участников программы;
  • этапы и сроки подготовки программы;
  • перечень разработчиков и основных исполнителей программы.
        Примерная общая схема документальной структуры программы представлена на рисунке.
        Огромное значение в решении задач обеспечения эффективности и качества имеют системы менеджмента качества на базе международных стандартов ISO серии 9000 (СМК). СМК - система управления процессами и процедурами, обеспечивающими получение результата (продукта), который обладает совокупностью свойств, удовлетворяющих получателя (потребителя). Выступления участников и материалы 48-го Конгресса Европейской организации по качеству, состоявшегося 7-9 сентября 2004 г. в Москве, еще раз подтвердили, что успешно решать перечисленные задачи можно только на основе комплексного и системного подхода, принципов, заложенных в международных стандартах ISO.
        Таким образом, если конечной целью реформирования электроэнергетики является повышение эффективности отрасли, то необходимо обеспечить полное использование инструментария, предложенного ФЗ <О техническом регулировании>.

  •  
    Добавить комментарий
    Комментарии (1):
    Keli
    30.11.-0001 00:00:00
    That's really thinking at an ipmressvie level