• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Как не проиграть на двустороннем договоре?

 

Автор

Пикин Сергей, Директор Фонда энергетического развития

 

    Открытие сектора свободной торговли оптового рынка электроэнергии (ССТ ОРЭ) позволило участникам использовать два основных инструмента работы на нем: подачу спотовых заявок и двусторонние договоры. И если первый инструмент уже достаточно хорошо изучен и опробован многими участниками рынка, то второй по-прежнему таит в себе много загадок. В данной статье мы хотели бы рассмотреть основные стратегии, используемые участниками при работе с двусторонними договорами, типичные ошибки и возможные решения.

    Основные вопросы любого игрока на рынке - как заработать деньги и как их не потерять? Учитывая, что конкурентный рынок подвержен ценовым колебаниям и, следовательно, риску изменения цены, многие участники хотели бы получить гарантированный положительный результат своей деятельности. В этом им помогает возможность хеджирования рисков посредством заключения договоров по фиксированным ценам с определенным графиком поставки. Такой договор позволяет получить представление о денежных потоках на рынке электроэнергии: покупатели точно знают, сколько они будут платить за энергию в течение срока действия договора, а продавцы могут детально планировать свой бюджет продаж. Кроме того, подобная информация дает продавцам возможность договариваться с поставщиками топлива о более выгодных условиях покупки. Например, если угольная станция, заключив двусторонний договор на длительное время, обеспечит себе дополнительные продажи на рынке электроэнергии, она сможет получить как скидку от угольщиков, так и более удобный график платежей, поскольку договор в этом случае будет являться гарантией поставки необходимого объема угля для выработки электроэнергии. Наличие целого пакета таких долгосрочных договоров позволяет станции или генерирующей компании с большей вероятностью приобрести кредитные ресурсы.

    Справка
    Двусторонний договор купли-продажи электрической энергии - соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется предоставить покупателю электрическую энергию в оговоренном количестве и определенного соответствующими техническими регламентами и иными обязательными требованиями качества, а покупатель обязуется принять и оплатить ее на условиях договора, заключенного в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, а также иными нормативными документами.

    Однако существует другое основание для заключения двустороннего договора - получение дополнительного выигрыша от договора по отношению к спотовому рынку. Рассмотрим возможность такого выигрыша через спецификацию договора.

    Выбор спецификации двустороннего договора
    Любой двусторонний договор имеет следующий набор существенных условий:
    1. Цена договора (базовая цена).
    2. Распределение разницы узловых цен между сторонами договора.
    3. Условия оплаты по договору.
    4. График поставки в почасовом разрезе.

    Базовая цена
    Участник, умеющий прогнозировать цену на споте, вправе заключить договор по лучшей цене, чем показывает его прогноз. Естественно, никто не гарантирует, что его контрагент по договору примет подобные условия (он также может обладать достоверным прогнозом цены). На этом этапе основным вопросом является определение цены договора. Как правило, логика установления базовой цены такова: ни одна из сторон не заключит договор на условиях, которые хуже имеющихся в регулируемом секторе оптового рынка. Соответственно выделяются граничные условия контракта: покупатель всегда заключает договор выше своего тарифа с некоторым дисконтом по отношению к нему, а продавец не заключает договор ниже своего тарифа на электроэнергию с некоторой надбавкой в счет условно-постоянных затрат, т. е. каждая из сторон пытается заключить договор, цена которого чуть лучше текущих цен на споте. Во многом это объясняется отсутствием как возможности прогнозирования цены, так и коротким горизонтом планирования по двустороннему договору. В результате ни одна из сторон существенного выигрыша не получает.

Динамика двусторонних договоров в ССТ ОРЭ
Месяц Количество зарегистрированных договоров, шт. Зарегистрированный объем, млн кВт.ч Доля от покупки в ССТ, %
Декабрь 4 27 2
Январь 4 60 2,3
Февраль 5 258 6,8
Март 3 412 9,4
Апрель 3 277 6,9
Май 6 101 2,8
Июнь 10 201 5,6
Июль 3 235 6,1
Август 2 262 6,2
Итого 41 1833 5,8

    В настоящее время двусторонние договоры, заключаемые на рынке, имеют следующие характеристики:

  • они одномесячные с возможностью пролонгации;
  • как правило, заключаются с соседями (с ними проще договориться);
  • используется гибкая форма оплаты, связанная со сроками оплаты на ФОРЭМ;
  • цены жестко привязаны к текущим ценам на спотовом рынке;
  • никто из участников не знает, что он будет делать хотя бы через три месяца.
        В такой ситуации двусторонние договоры не получили большого распространения на рынке, а их объем в среднем составил около 6% от общего объема ССТ ОРЭ.
        Однако двусторонний договор способен дать существенный выигрыш при заключении на срок от трех до шести месяцев. И чем дольше срок договора, тем, с одной стороны, выше риск получить цену хуже, чем на спотовом рынке, но, с другой - больше возможный выигрыш. В ситуации, когда участники осведомлены о тарифах как минимум на три месяца вперед и об их динамике на год вперед, указанный риск снижается.

        Разница узловых цен
        Наибольшие риски двусторонних договоров заключаются в разнице узловых цен между контрагентами. Только детальный анализ статистических данных за длительный период позволяет получить примерную картину изменения разницы узловых цен между группами точек поставки участников. Но только примерную! Помимо прочего, необходимо понимать и те факторы, от которых зависит динамика этой разницы. Основных факторов три:
        1. Режимные условия между сторонами по договору (направление перетоков, ремонты линий и генерирующих объектов, другая технологическая информация).
        2. Поведение крупных игроков в энергозоне участников договора: как правило, присутствие или отсутствие на рынке того или иного поставщика с объемом предложения порядка 10-20% от общего объема может существенно влиять на ценообразование в отдельных местностях, например на Урале.
        3. Влияние поставщика и покупателя, являющихся сторонами договора, на цены в их узлах.
        Остановимся на последнем факторе подробнее: именно здесь при заключении договора допускают множество ошибок. Правила рынка гласят, что объемы по двустороннему договору не участвуют в конкурентном отборе ценовых заявок, т. е. в установлении цены. Что это означает на практике? Если продавец электроэнергии подписывает двусторонний договор с покупателем, работающим в энергозоне, ценовая динамика которой относительно слабо коррелирует с ценовой динамикой энергозоны поставщика, а продаваемые в энергозоне поставщика объемы нельзя заместить на рынке, то, как правило, для поставщика цена увеличивается, а для покупателя - снижается. Однако обязательным условием реализации такого сценария является работа по двустороннему договору на 100%-ный объем покупки/продажи в этом часе или группе часов. В противном случае, если покупатель, помимо объема, определенного двусторонним договором, подаст заявку на спотовом рынке по высокой цене, он может поднять цены в узлах, не получив желаемого эффекта. Почему это важно? Дело в том, что многие договоры заключаются таким образом, что цена покупателя на споте оказывается выше цены продавца и возникает разница узловых цен. Соответственно чем выше цена покупателя и/или ниже цена продавца, тем больше становится разница, что сказывается на фактической цене договора.
        Кроме того, при заключении договора часто происходит механическое распределение оплаты разницы узловых цен между сторонами: 50/50, 70/30 и т. п. Описанный способ, безусловно, имеет право на существование, однако работает он только при <хорошей истории> поведения разницы узловых цен - ее стабильности во времени. Если же такой истории нет или высока вероятность сильных колебаний, к распределению этой разницы нужно подходить дифференцированно: в зависимости от ее размера должна меняться и пропорция распределения между сторонами договора. Необходима четкая и понятная формула!

        Условия оплаты
        Данное условие достаточно простое и понятное. Цена договора может зависеть от времени его опла-ты: например, если кто-то получает деньги раньше, чем поставлен товар, то он, как правило, идет на определенные уступки по стоимости. Величина этого дисконта определяется ставкой процента, по которой поставщик вправе получить кредит. На больший дисконт он не пойдет! Другим основанием для снижения цены поставщиком может быть ситуация, когда покупатель, приобретая энергию в регулируемом секторе у данного поставщика, оплачивает весь объем поставки авансом.

        График поставки
        Ранее мы говорили о том, как важно иметь представление о поведении разницы узловых цен между группами точек поставки участников. Дело в том, что такая разница изменяется от часа к часу. На этом также можно играть и выигрывать! Представленный график свидетельствует, что при заключении договора между покупателем с Урала и продавцом из любой другой энергозоны в дневные часы разница цен окажется отрицательной (цена покупателя выше цены продавца) и будет выплачена продавцу. Зная о подобной динамике, продавец может заключить договор с покупателем по среднесуточной цене в группе точек поставки покупателя, т. е. больше, чем фактическая цена днем. В результате фактическая цена по договору для продавца окажется выше, чем на спотовом рынке в данные часы.
        Существуют и другие способы, позволяющие превратить двусторонний договор в инструмент не только хеджирования рисков, но и дополнительного выигрыша на рынке. Здесь все зависит от способности участника анализировать поступающую информацию, делать правильные выводы и строить верные прогнозы на их основе. В итоге в выигрыше окажется тот, кто сможет лучше просчитать рынок и договориться с контрагентом.

  •  
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему