• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Переходному рынку - год. Что дальше?

 

Автор

Стриженко Полина, Заместитель начальника департамента рынка ЦУР РАО "ЕЭС России"

 

    Переходному оптовому рынку электроэнергии исполнился один год. Сегодня уже можно подвести определенные итоги и сделать выводы, которые должны лечь в основу дальнейшей реформы ОРЭ и электроэнергетики в целом.
    Безусловным достижением является успешный запуск 1 ноября 2003 г. и стабильное функционирование в течение почти года конкурентного оптового рынка электроэнергии. Основным нововведением можно считать запуск сектора свободной торговли с конкурентным механизмом ценообразования на электроэнергию, основанным на свободном определении участниками рынка цен и объемов поставки и переходе к почасовому планированию собственного потребления. В конкурентном секторе был внедрен принципиально новый для российского рынка электроэнергии механизм ценообразования: цены устанавливаются в результате уравновешивания спроса и предложения на электрическую энергию и полностью зависят от ценовых предпочтений самих участников рынка.
    В секторе свободной торговли сложились действительно конкурентные отношения как между поставщиками, так и между покупателями электрической энергии, что подтверждает анализ ценовых заявок участников ССТ. В частности, ценовые заявки продавцов были близки к их предельным переменным затратам на производство электроэнергии, а ценовые заявки покупателей - к их одноставочным тарифам в регулируемом секторе или на розничном рынке.
    В результате цены на покупку в секторе свободной торговли сложились в среднем на 12-13% ниже тарифов регулируемого сектора, что позволило в разной степени сэкономить всем покупателям, участвующим в торгах.
    Однако экономический эффект от запуска нового оптового рынка электрической энергии этим не исчерпывается, здесь есть и другие составляющие:

  • переход от годового, месячного планирования объемов сальдо-перетоков электрической энергии (мощности) по балансам, утверждаемым ФСТ РФ, к почасовому планированию <на сутки вперед> самими участниками позволил значительно улучшить эффективность загрузки генерирующих мощностей по критерию минимизации стоимости поставки электроэнергии (мощности) потребителям и снизить плановую стоимость единицы электрической энергии, рассчитанную исходя из планового графика <на сутки вперед>;
  • изменение принципов оплаты электрической энергии (мощности) в регулируемом секторе оптового рынка привело к снижению на 15% оплаты стоимости мощности поставщикам в регулируемом секторе ОРЭ и к возможности для поставщиков компенсировать 15% стоимости мощности в ССТ за счет маржинального принципа ценообразования. Следует отметить, что ввиду естественной планки цен в секторе свободной торговли не все поставщики смогли компенсировать свои условно-постоянные затраты на производство электрической энергии (мощности). Правила предусматривают оплату таким поставщикам 100% стоимости мощности, если это необходимо для поддержания резервов и/или установленных технологических параметров ЕЭС России;
  • с запуском рынка была внедрена система экономического стимулирования участников к выполнению управляющих воздействий системного оператора и наиболее точному прогнозированию собственного потребления за сутки до физической поставки электроэнергии: участники штрафуются либо поощряются за почасовые отклонения от заданного графика нагрузки или заявленного почасового потребления. Участие в секторе отклонений позволило поставщикам, имеющим маневренное генерирующее оборудование и участвующим в балансировании системы, значительно улучшить свои финансовые результаты по сравнению с функционированием до 1 ноября 2003 г. Однако для многих компаний, не сумевших приспособиться к новым правилам, финансовые итоги работы на рынке за счет штрафных санкций за почасовые отклонения несколько ухудшились. Но, несмотря на изменение методологических подходов при расчете объемов и стоимости отклонений за истекший период, ясно выражена динамика снижения объемов отклонений, квалифицируемых как отклонения по собственной инициативе участника.     В результате всех нововведений появилась принципиально новая система принятия решений субъектами рынка:
  • у потребителей появилась возможность выбора между покупкой электроэнергии в регулируемом секторе или в секторе свободной торговли ОРЭ;
  • уровень цен в свободном секторе рынка формируется самими участниками;
  • участники несут финансовую ответственность за стратегию и тактику своего рыночного поведения и за точность выполнения команд системного оператора.     Это стало несомненным шагом вперед: адаптация субъектов в рыночной среде и становление их рыночной мотивации являются залогом успешности либерализации в любой отрасли.
        Реализация таких правил функционирования стала возможной только в результате создания на этапе запуска рынка и последующего эффективного функционирования новой рыночной инфрастуктуры (как технологической, так и институциональной), отвечающей требованиям оперативности и надежности управления, новой системы финансовых гарантий и максимальной прозрачности всех рыночных процессов. Помимо этого, в связи с вводом в действие новых правил ОРЭ, существенные изменения произошли в системе оперативно-диспетчерского управления:
  • с запуском нового рынка был осуществлен переход от управления режимами работы единой энергетической системы по параметру <сальдо-перетоки> к управлению по параметру <генерация> - теперь системный оператор ведет режимы по каждой генерирующей единице, независимо от ее балансовой принадлежности. Такое положение позволило обеспечить работу на рынке разделенных по видам деятельности вертикально интегрированных компаний (АО-энерго) и подготовиться к окончательному разделению конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности, предусмотренному федеральным законом РФ <Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период> и планируемому с 1 января 2005 г.;
  • загрузка генерирующих мощностей осуществляется сегодня с учетом ценовых заявок участников по критерию минимизации стоимости поставки электрической энергии потребителю, что способствует повышению эффективности загрузки генерирующих мощностей в системе.     Сегодня, по прошествии года работы нового конкурентного рынка, необходимо четко определить основные пути его дальнейшей либерализации.
        Очевидным недостатком действующей модели является искажение ценовых сигналов участникам рынка и инвесторам, не отражающих реальной стоимости электрической энергии:
  • ввиду существующего арбитража у покупателей электроэнергии между конкурентным и регулируемым сектором задается нерыночный порог цен в конкурентном секторе;
  • отсутствует должная дифференциация цен по зонам суточного графика нагрузки;
  • в секторе отклонений формируются искаженные сигналы по стоимости балансирования системы в реальном времени.
        Другая серьезная сложность сегодняшнего рынка - доступ на ОРЭ (как в регулируемый сектор, так и в сектор свободной торговли) новых участников. Расширение числа участников регулируемого сектора в настоящий момент затруднено ввиду нерешенности проблемы перекрестного субсидирования в регионах и появления выпадающих доходов АО-энерго в результате вывода на оптовый рынок части обслуживаемых ими на розничном рынке объемов потребления. Только принятие системного решения о реформировании системы перекрестного субсидирования может способствовать расширению числа участников регулируемого сектора ОРЭ и выходу в этот сектор крупных потребителей электрической энергии. Проблема выхода в ССТ связана прежде всего с возникающими разногласиями между АО-энерго и крупными потребителями из-за необходимости выполнения условий допуска новых субъектов на оптовый рынок, а также из-за отсутствия тарифов на передачу электроэнергии с выделением экономически обоснованной части и нагрузки по перекрестному субсидированию.
        Помимо сложностей системного характера существуют проблемы, связанные с отсутствием нормативов реформирования отрасли, в том числе в области тарифного, налогового, технического и других видов регулирования.
        Тем не менее наиболее значимым результатом функционирования нового конкурентного оптового рынка является подтверждение работоспособности созданной инфраструктуры и заинтересованности субъектов электроэнергетики в свободных рыночных отношениях: инфраструктура, технологии и нормативная база рынка позволяют на основе внедренных рыночных принципов расширить сферу применения конкурентных отношений и свободного ценообразования, в том числе за счет увеличения объемов продаж электроэнергии по нерегулируемым ценам и расширения или введения новых ценовых зон оптового рынка.
        В ближайшей перспективе в новую ценовую зону оптового рынка предполагается включить Сибирь.
        В переходный период это позволит минимизировать возможные риски, связанные с введением полностью конкурентного оптового рынка электрической энергии (мощности) в Сибири, а также опробовать на приме-ре данного региона конкурентные и иные механизмы оплаты мощности поставщикам с учетом необходимости замещения гидроэлектростанций региона в маловодные годы, теплоснабжения населения и др.
        Сегодня главная задача - достичь большего экономического эффекта от новой организации оптового рынка путем создания и внедрения:
  • механизмов рыночной оценки предоставления системных услуг.
        В условиях постепенной либерализации электроэнергетики наиболее действенной формой здесь является рынок: с одной стороны, он стимулирует участников оказывать такие услуги, с другой - позволяет минимизировать затраты на их предоставление через конкуренцию среди поставщиков;
  • рыночной системы поддержания долгосрочных резервов мощности в ЕЭС России. Создание рынка мощности или внедрение рыночных механизмов оплаты мощности в рынок электрической энергии даст реальную оценку стоимости мощности для принятия инвестиционных решений;
  • системы управления ценовыми рисками на оптовом рынке;
  • конкурентного ценообразования в секторе отклонений оптового рынка.
        Кроме того, конкурентный оптовый рынок электрической энергии (мощности) предполагает поэтапный или единовременный переход к либерализованному внешнеторговому обороту электрической энергии, основанному на принципах справедливой конкуренции между участниками внешнеэкономической деятельности, а также сохранение и расширение экспортно-импортных рынков. В рамках модели либерализованного экспорта/импорта необходимо создать механизмы хеджирования рисков участников внешнеэкономической деятельности, разработать и реализовать новые стандарты технологического и экономического взаимодействия системных операторов граничных энергосистем и многое другое.
        По всем перечисленным направлениям РАО <ЕЭС России> сегодня ведет интенсивную работу, широко привлекая ведущие отечественные и зарубежные консалтинговые компании, специализирующиеся в области электроэнергетики.
        Необходимой предпосылкой для дальнейшего реформирования отрасли являются изменения тарифной политики на оптовом и розничных рынках, включающие:
  • вывод всей генерации на оптовый рынок к 2005 г. Это позволит оценить реальные затраты на содержание генерирующих мощностей, которые в настоящий момент непрозрачны и скрыты в конечных региональных тарифах, и создаст основу для формирования рынка мощности и механизмов привлечения инвестиций;
  • решение проблемы перекрестного субсидирования, которое является существенным препятстви-ем для дальнейшей либерализации ОРЭ. Предложение РАО <ЕЭС России> состоит в постепенной ликвидации перекрестного субсидирования с одновременным внедрением сначала целевого неналогового сбора с субъектов оптового и розничных рынков электроэнергии с целью сохранения заниженного тарифа для субсидируемых категорий потребителей, а затем - в переходе к системе адресной поддержки последних;
  • решение проблемы стоимостного небаланса оптового рынка. Здесь необходимо реализовать комплекс мер как в части предупреждения текущего стоимостного небаланса, так и в части ликвидации накопленного. Этот механизм уже сейчас разрабатывается РАО <ЕЭС России> и должен позволить постепенно ликвидировать накопленный стоимостной небаланс, не создавая препятствий для либерализации оптового рынка электроэнергии, и предотвратить его появление в будущем;
  • привлечение инвестиций для формирования технологического резерва мощностей. Учитывая сроки привлечения инвесторов и последующее строительство новых мощностей, решать данную проблему нужно уже сейчас, на переходном этапе реформирования электроэнергетики.
        Наконец, параллельно с либерализацией рынка необходимо создать эффективную систему антимонопольного контроля и регулирования отрасли. Организация такой системы на ОРЭ актуальна ввиду высокой концентрации отраслевых активов в управлении крупных холдингов, объединяющих генерацию нескольких регионов, их потенциальной возможности оказывать влияние на уровень рыночной цены на электрическую энергию в соответствующих регионах и движения к целевому конкурентному оптовому рынку.
        В этой части нужно создать не только действенный механизм, обеспечивающий честную конкуренцию между участниками рынка, но и структуру отрасли, максимально соответствующую задачам развития конкуренции.
        Система антимонопольного регулирования на ОРЭ будет эффективной при условии разработки принципиально новой методологии, отличной от имеющихся в других отраслях. Ее действенность в значительной мере зависит от выбора способов регулирования в части недопущения злоупотреблений участниками рынка монопольным положением и необоснованных всплесков рыночных цен на электроэнергию. Эта проблема становится актуальной для российского рынка электроэнергии при переходе к модели, предусматривающей обязательное участие потребителей в конкурентном секторе и предполагаемой на следующем этапе реформирования.
        В заключение необходимо сказать, что успех мероприятий по совершенствованию функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности) и электроэнергетики в целом во многом зависит от эффективности и своевременности нормативного обеспечения реформы.
        Все перечисленные выше направления реформы должны стать фундаментом для дальнейшей либерализации отрасли, ее развития на основе частных инвестиций, повышения надежности энергоснабжения потребителей и эффективности предприятий-поставщиков электрической энергии.

  •  
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему