• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Спотовый рынок не может быть основным

 

Автор

 

    Российский конкурентный рынок электроэнергии только зарождается. Однако уже сейчас понятно, что предполагаемая модель полностью либерализованного рынка может не обеспечить привлечение инвестирования в отрасль. Одним из выходов должно стать создание рынка производных инструментов с базисным активом электроэнергии, что подтверждается и западным опытом реформирования отрасли, который, на наш взгляд, необходимо учесть при разработке перспективной модели полностью конкурентного рынка электроэнергии.

    Ожидается, что по мере развития рынка электроэнергии и перехода к предполагаемой модели полностью конкурентного рынка сектор свободной торговли полностью заменит регулируемый и превратится в основную площадку торговли электроэнергией.
    Однако в данном случае обострится проблема ввода новых генерирующих мощностей: сектор свободной торговли оптового рынка не способен обеспечить долгосрочное вложение значительных финансовых средств в развитие электростанций. Указанная проблема никак не освещена в документах, посвященных либерализации торговли электроэнергией в России. Рассмотрим варианты решения различных задач, встающих перед рынком электроэнергии, в зависимости от разновидности рынка.

    Разновидности рынка электроэнергии
    В электроэнергетике по временному принципу можно выделить три вида рынка.
    Текущий рынок - рынок, на котором торговля электроэнергией осуществляется в режиме реального времени. Его разновидностью является спотовый рынок, или рынок <на сутки вперед> (от англ. on the spot - <торговля на месте>, <со склада>). Данный рынок характерен только для электроэнергетики.
    Предполагаемая модель полностью конкурентного рынка - это, по сути, спотовый рынок электроэнергии. Полностью конкурентным он не является потому, что цена на нем ограничена величиной, устанавливаемой Федеральной службой по тарифам. По завершении формирования спотового рынка (при полном прекращении регулирования его предельной величины) производители электроэнергии станут предлагать свои цены, которые представляют собой зависимости предельных (приростных) цен (коп./кВт.ч) от рабочей мощности (часовой выработки электроэнергии). Цена электроэнергии на текущем рынке в каждый час суток будет выравниваться по соотношению кривых предложения производителей и спроса потребителей.
    Но у полностью либерализованного рынка электроэнергии есть два важных недостатка, которые в кон-це концов приведут к невозможности использовать его для справедливой конкурентной торговли электроэнергией:
    1. Равновесная цена спроса и предложения на спотовом рынке - это всегда цена электростанции, замыкающей баланс электроэнергии (в регулируемом секторе оптового рынка цена для потребителей складывается как средняя по производителям электроэнергии).
    2. Возможность производителей электроэнергии использовать негласный сговор для завышения це-ны электроэнергии на замыкающей электростанции. Таким образом, потребители электроэнергии полностью исключаются из процесса формирования цены.
    3. Текущий рынок электроэнергии не может давать ценовые сигналы для развития генерирующих мощностей вследствие краткосрочности этих сигналов. Поэтому при торговле электроэнергией только через спотовый рынок нельзя обеспечить справедливую конкуренцию. По этой же причине со временем обострится проблема развития генерирующих мощностей и создания достаточных резервов.
    Краткосрочный рынок электроэнергии - рынок, на который производители электроэнергии выходят со своими предложениями по ценам на электроэнергию, рассчитанным на основе годовых издержек (средних или предельных) и прибыли в зависимости от годового производства электроэнергии. В данном случае равновесная цена на электроэнергию устанавливается по соотношению планируемых средних или предельных цен производителей электроэнергии и расходов потребителей на ее покупку, рассчитанных в зависимости от годового производства и потребления энергии.
    На краткосрочном рынке используется постоянная равновесная цена продукта или ее средневзвешенное значение за расчетный период.
    Краткосрочные цены производителей на единицу продукции устанавливаются в зависимости от годового объема производства данной продукции при фиксированной мощности производителя. Именно на основе средних годовых затрат и прибыли, планируемых производителями электроэнергии (АО-энерго, отдельными электростанциями-субъектами оптового рынка), государственные органы регулирования (ФСТ и РЭК субъектов РФ) устанавливают в настоящее время для производителей электроэнергии цены продажи электроэнергии на оптовых и розничных рынках. В этом основное отличие цены, регулируемой государством (устанавливается средняя за расчетный период), от цены конкурентного рынка без участия государственного регулирования (устанавливается на уровне предельной в зависимости от платежеспособного спроса потребителей). Прибыль или убыток производителя на конкурентном рынке определяются как разность между равновесной (предельной) ценой и средними затратами производителя. Таким образом, если тариф не регулируется, то производитель электроэнергии на спотовом рынке получает монопольную прибыль. Обеспечение этой прибыли целиком ложится на потребителя.
    В электроэнергетике краткосрочный рынок может быть реализован в форме форвардных (двусторонние договоры между производителем и потребителем на период будущей поставки на заранее оговоренных условиях) и фьючерсных (взаимная передача прав и обязанностей при работе со стандартными договорами на поставку электроэнергии) сделок.
    И если двусторонние договоры купли-продажи в секторе свободной торговли уже начинают заключаться, то фьючерсные контракты сейчас даже не обсуждаются. Текущий рынок электроэнергии также не дает ценовых сигналов на развитие мощностей.
    Долгосрочный рынок электроэнергии предполагает возможность расширения производства электроэнергии. В данном случае мощности производителей не фиксируются, и производители выступают со своими долгосрочными предложениями по ценам (средним или предельным). Долгосрочная цена на таком рынке определяется как равновесная на пересечении долгосрочных кривых спроса и предложения.
    Долгосрочный рынок рассматривает период в 10-15 лет и более, в течение которого новые электростанции могут быть построены и окупиться. Поэтому данная разновидность рынка должна учитываться при анализе развития генерирующих мощностей производителей в условиях конкурентного рынка, в то время как спотовый рынок отражает только текущую ситуацию с рабочими мощностями, а краткосрочный работает с уже действующими электростанциями. Для обеспечения строительства новых электростанций договоры должны заключаться на длительный период (10-20 лет) и предполагать более высокие цены на электроэнергию, обеспечивающие окупаемость инвестиций. Однако в настоящее время АО-энерго, входящие в состав РАО <ЕЭС России>, не могут себе позволить заключать долгосрочные договоры, поскольку подвергаются полной реструктуризации, а также не могут устанавливать долгосрочные тарифы, поскольку организация долгосрочного рынка электроэнергии не оговорена в законах и нынешних постановлениях правительства по реформированию электроэнергетики России и перспективы его существования не ясны.

    Опыт использования спотового рынка в Великобритании
    При разработке плана реформирования российской электроэнергетики был использован опыт создания рынка электроэнергии в Великобритании. К сожалению, во внимание был принят опыт либерализации электроэнергетики в период до 2001 г., оказавшийся отрицательным. Поэтому в 2001 г. в Великобритании была введена новая система организации рынка электроэнергии NETA (New Electricity Trading Arrangement), в соответствии с которой порядок торговли электроэнергией принципиально изменился.
    Рассмотрим процесс формирования рынка электроэнергии в Великобритании более подробно.
    До начала проведения реформ управление электроэнергетикой в Великобритании, как и в России, осуществлялось по жесткому вертикальному принципу. Отрасль, будучи государственной, состояла из центрального электроэнергетического управления (ЦЭУ) и 12 территориальных энергетических управлений (ТЭУ). ЦЭУ являлось монополистом и несло ответственность за производство электроэнергии и ее передачу по сетям высокого напряжения. Территориальные управления покупали электроэнергию у центрального по фиксированной цене и обеспечивали распределение электроэнергии на своей территории по сетям низкого напряжения. Хозяйственная деятельность ЦЭУ и ТЭУ целиком регулировалась государством. Тарифы на электроэнергию для конечных потребителей основывались на себестоимости производства, передачи и распределения электроэнергии с регулируемой добавкой на прибыль.
    Приватизация британской электроэнергетики была начата в 1989 г. с целью повысить эффективность электроснабжения путем создания конкуренции среди производителей электроэнергии. Центральное электроэнергетическое управление было разделено на следующие организации:

  • две генерирующие компании - National Power и Power Gen - стали обеспечивать производство электроэнергии электростанциями на органическом топливе;
  • государственная компания Nuclear Electric взяла на себя ответственность за производство электроэнергии на АЭС;
  • национальная сетевая компания National Grid стала оказывать услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным сетям.
        National Grid перешла в совместное ведение всех ТЭУ. Тарифы на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям высокого напряжения определялись, как и раньше, государством, а регулирование деятельности по передаче электроэнергии осуществлял департамент регулирования электроэнергетики министерства экономики Великобритании.
        Территориальные энергетические управления также были приватизированы и сохранили свои географические границы ответственности за электроснабжение потребителей. Теперь 12 частных распределительных компаний стали распределять электроэнергию по низковольтным сетям и снабжать ею потребителей.
        Сначала был принят закон о разделении производства, распределения и сбыта электроэнергии на отдельные виды деятельности, а чуть позже - закон о либерализации коммунальных услуг. Монополия на сбытовую деятельность также была разрушена. Было создано много сбытовых компаний, которые теперь конкурируют между собой. Однако вскоре вертикально интегрированные компании стали возникать сами собой, поскольку объединение отдельных видов деятельности в единой компании экономило средства и повышало надежность и управляемость электроснабжения. Так, генерирующие компании начали покупать распределительные сети и сбытовые организации, а распределительные компании - строить собственные электростанции.
        В 1991 г. генерирующие компании National Power и Power Gen были проданы. Таким образом, тепловая энергетика оказалась приватизирована, а атомная (Nuclear Electric) осталась в государственной собственности. Государство прекратило регулировать тарифы на производство электрической энергии. Все производители электроэнергии должны были продавать свой продукт на оптовый рынок (в пул) по устанавливаемой рынком покупной цене пула, которая определялась каждые полчаса и на основе которой велись расчеты с производителями электроэнергии.
        Отбор поставщиков электроэнергии на оптовый рынок осуществлялся в следующем порядке. Оператор рынка отбирал генерирующие компании в порядке увеличения заявленных ими цен на электроэнергию, т. е. в первую очередь принимались заявки на поставку электроэнергии по самым низким ценам. В последнюю очередь принималась заявка от того поставщика, который предложил минимальную цену на замыкающую баланс электроэнергию и был способен выделить мощности для покрытия повышения электропотребления. В то же время данная цена - максимальная из всех уже отобранных до этого оператором рынка (замыкающая цена электроэнергии).
        После нескольких лет функционирования рынка независимый регулятор (Ofgem) пришел к заключению, что работа через пул затруднена: электростанции, пользуясь тем, что в основу покупной цены пула положены замыкающие затраты, диктуют цены на электроэнергию, а потребители не способны влиять на ценообразование. Стремясь избавиться от диктата производителей электроэнергии, независимый регулятор разработал проект NETA.
        В течение нескольких лет на основе трех генерирующих компаний - National Power, Power Gen и Nuclear Electric - возникли, каждая самостоятельно, 25 генерирующих компаний. Атомная энергетика в настоящее время представлена двумя генерирующими компаниями, одна из которых частная, а вторая - государственная.
        Основным в Великобритании стал форвардный рынок электроэнергии, на котором заключаются двусторонние контракты на поставку электроэнергии сроком до 10 лет напрямую или через посредника (брокера). Торговые компании (трейдеры) оказывают посреднические услуги при заключении договоров между потребителями и поставщиками, страхуя при этом риски (при существовании пула риски не страховались). Длительные контракты со временем и по необходимости их физического исполнения дробятся на более мелкие, в итоге разбиваясь на получасовые интервалы и реализуясь через спотовый рынок без объявления цены электроэнергии. Таким образом, спотовый рынок перестал формировать цену на электроэнергию и остался в качестве вспомогательного рынка небалансов электроэнергии (рынок отклонений). Участие в спотовом рынке могут принимать также те потребители, которые по каким-либо причинам не заключили двусторонние договоры на покупку электроэнергии, а доверили эту проблему оператору пула. В данном случае цена на электроэнергию для них определяется системным оператором по результатам работы спотового рынка.
        Торговля электроэнергией также стала осуществляться и на фьючерсном (краткосрочном) рынке.
        С фьючерсными сделками работает биржа, объем продажи электроэнергии через которую составляет только 5%, а 95% электроэнергии продается по двусторонним договорам (форвардным контрактам). Доля рынка отклонений совсем незначительна.
        Даже при хорошо организованном рынке электроэнергии всегда будет существовать два типа торговых систем: торговля электроэнергией по договорам между производителями и покупателями (форвардные и фьючерсные контракты) и торговля через объединение субъектов оптового рынка (торговля на спотовом рынке через пул). Переход на первый тип торговых систем технически невозможен, поскольку всегда будет существовать <остаточный> небаланс электроэнергии, который должен быть распределен оператором рынка (рынок отклонений). Однако рынок отклонений, работающий по принципу спотового, является только вспомогательным.
        В случае торговли электроэнергией по договорам оператор объединения (пула) оценивает только техническую реализуемость уже заключенных договоров (пропускные способности ЛЭП, технические ограничения по загрузке электростанций и др.) и не знает цены электроэнергии. При работе на рынке отклонений оператор осуществляет экономическое распределение нагрузки в порядке возрастания цены заявок производителей электроэнергии, заранее заявивших о своем участии в покрытии небалансов. Таким образом, небаланс электроэнергии закрывается системным оператором пула с помощью заранее заказанных электростанций.
        После того как торговля электроэнергией только через спотовый рынок пула оказалась неэффективной, в Великобритании была создана биржа электроэнергии, занимающаяся продажей лицензий на участие в торгах и несущая расходы по их организации. Причем системный оператор пула не участвовал в ее создании. На бирже работают генерирующие и сбытовые, а также финансовые компании, которые покупают электроэнергию для своих клиентов. К ним относится и National Grid, приобретающая электроэнергию для своих нужд.
        В настоящее время функционируют четыре биржи и целый ряд субподрядчиков. Они работают непрерывно, по тому же принципу, что и другие товарные биржи.
        Отдельно торгуются контракты пиковой и базовой нагрузки: первые - с 7:00 до 19:00, кроме субботы и воскресенья, спотовые - в самостоятельном режиме.
        Механизм работы биржи состоит в следующем:
        1. На первом этапе функционирует фьючерсный рынок.
        2. За два дня до начала действия режима открывается спотовый рынок, на котором заключаются спотовые контракты.
        3. За 3,5 ч до начала действия режима <ворота закрываются>, и агент собирает уже заключенные контракты. Одновременно выполняются клиринговые (расчетные) операции.
        4. Затем оператор и National Grid исполняют режим.
        В Великобритании системный оператор и высоковольтные электрические сети (National Grid) объединены, так как контролируют и исполняют режим, задаваемый системным оператором. Задача последнего - следить за соблюдением баланса при ведении режима и выполнять договорные отношения, т. е. особой ответственности он не несет. Отдельного закона о системном операторе нет, все принципы его работы оговорены в лицензии на этот вид деятельности.
        Ofgem регулирует тарифы на передачу электроэнергии по сетям, которые пересматриваются один раз в 4-5 лет. Инвестиции в централизованном порядке в тариф не включаются, поскольку тариф теперь не регулируется.

        Необходимость создания новой торговой площадки
        Опыт работы рынка электроэнергии Великобритании показывает, что сейчас целесообразно более масштабно переходить на двусторонние договоры между производителями и потребителями на несколько лет вперед и готовить новую площадку для торговли фьючерсными контрактами на электроэнергию, на которой участники торговли, не нашедшие своих контрагентов, могут заключать сделки на поставку электроэнергии в будущем.
        На территории действия правил оптового рынка потенциал объема торгов практически исчерпан, поскольку основное число крупных потребителей и производителей электроэнергии уже участвует в них. В настоящее время росту объемов торгов в секторе свободной торговли мешает, во-первых, существование перекрестного субсидирования: крупные промышленные потребители вынуждены покупать электроэнергию на розничном рынке по более высоким тарифам, компенсируя тем самым заниженные тарифы для населения. Во-вторых, АО-энерго, обладая монополией на энергоснабжение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, не позволяют другим производителям электроэнергии обслуживать своих потребителей и максимально загружают собственные, пусть и неэкономичные, электростанции. Разделение деятельности АО-энерго на отдельные виды (генерация, распределение и сбыт) и создание генерирующих компаний, которые смогут конкурировать между собой, должны решить данную проблему.
        Поэтому положительно следует оценить переговоры НП <АТС> с Московской межбанковской валютной биржей (ММВБ) и Российской торговой системой (РТС) о создании новой площадки для совместной торговли фьючерсными контрактами на электроэнергию.
        После прекращения государственного регулирования в 2007-2008 гг. сектор свободной торговли, построенный по принципу спотового рынка, может столкнуться с проблемой резкого роста тарифов вследствие их формирования по принципу цены замыкающей электростанции. Своевременное и масштабное развитие сектора двусторонних договоров и фьючерсных сделок поможет избежать этих негативных последствий.
        Одновременно необходимо решать проблему развития генерирующих мощностей электростанций и поддержания необходимого резерва путем создания рынка долгосрочных контрактов.

  •  
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему