• Содержание номера
  • Рейтинг:  2 
 

Основные положения об энергосбытовых организациях в законах о реформировании российской электроэнергетики

 

Автор

Нестолий Вячеслав, Советник генерального директора по правовым вопросам ООО <Центр частного права электроэнергетики>

 

    Продолжая разговор об отличиях энергосбытовых организаций от энергоснабжающих, скажем: деятельность последних заключается в том, что отпуск электроэнергии потребителю может осуществляться не только за плату, но и безвозмездно, на основании одностороннего властного распоряжения административного органа2. Основное содержание обязательства по снабжению электрической энергией заключается не в том, что энергия подается за плату, а в том, что она подается и потребляется (используется) бесперебойно, надлежащим образом. Для энергоснабжения возмездность является факультативным условием, и в нормативных правовых актах возможна фиксация как модели возмездного энергоснабжения, так и безвозмездной модели - в зависимости от того, рыночный, товарно-денежный или административно-командный способ распределения материальных благ господствует в экономике. И далеко не случайно законодатель до самого последнего времени не использовал по отношению к энергоснабжению термин <купля-продажа электрической (тепловой) энергии>. Правила о договоре энергоснабжения в действующей редакции Гражданского кодекса размещены в § 6 гл. 30, и с внешней стороны энергоснабжение выступает в качестве разновидности купли-продажи наряду с розничной куплей-продажей, поставкой, контрактацией, продажей недвижимости, продажей предприятия. Но в то же время куплей-продажей в полном смысле этого слова снабжение электро- и теплоэнергией не является и являться не может по следующим соображениям:

  • гипотетически электроэнергия может подаваться не только за плату, но и безвозмездно;
  • электроэнергия, будучи товаром, не является вещью, на нее нельзя приобрести права собственности, невозможно истребовать из чужого незаконного владения. Электроэнергия - такой же товар, как рабочая сила, информация, страховые услуги, транспортная деятельность, права требования (дебиторская задолженность), и не более того. Энергия - такое же свойство вещей, как цвет или запах; можно говорить о правах собственности на вещь - носитель запаха, но не на сам запах, можно говорить о праве собственности на энергоноситель, но не на энергию;
  • до настоящего времени цена на электрическую энергию таксируется государством, за исключением энергии, являющейся предметом оборота в рамках свободного сектора оптового рынка. При купле-продаже цена устанавливается свободным соглашением сторон. Тарифы на электроэнергию и услуги по ее передаче - предмет дискуссий, торга между различными органами исполнительной власти, крупными хозяйствующими субъектами3. Роль же государственных органов тарификации сводится к грамотному, математически и юридически правильному оформлению принятых решений;
  • в рамках оптового рынка основной оборот электрической энергии (мощности) имеет место в пределах регулируемого сектора, где электроэнергия распределяется между участниками рынка пусть возмездно, но на основании административных актов. Договоры, опосредующие обращение электроэнергии и заключаемые во исполнение административных актов, являются вспомогательными, техническими инструментами, такими же, как акты сверки задолженности за сальдо. При отсутствии соответствующего договора право на получение электроэнергии и обязанность ее оплаты возникают непосредственно из административного акта - постановления федерального органа исполнительной власти об утверждении планового баланса производства и поставок электроэнергии (мощности).
        Таким образом, <энергоснабжающая организация> - понятие плановой, административно-командной экономики, до настоящего времени господствующей в сфере обращения электроэнергии. Законы о реформировании электроэнергетики, как отмечалось выше, декларируют, что любые энергосбытовые организации продают электрическую энергию потребителям по свободным ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения и не подлежащим государственному регулированию (абзац 1 ст. 7 федерального закона № 36-ФЗ от 26.03.2003, п. 2 ст. 40 федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003). Энергосбытовая организация, в отличие от энергоснабжающей, - инструмент новых, подлинно рыночных отношений в электроэнергетике.
        Только то и объединяет энергосбытовые и энергоснабжающие организации, что ни те, ни другие не могут обладать правом собственности на отчуждаемую электроэнергию в силу особых свойств последней. Но, в отличие от энергоснабжающей, будущая энергосбытовая компания лишена способности обладать в отношении энергоносителей какими-либо правами. Территориальным сетевым организациям, т. е. субъектам, обладающим на основании какого-либо титула линиями электропередач, трансформаторными и иными подстанциями, распределительными пунктами и иным оборудованием, предназначенным для обеспечения электрических связей и передачи электроэнергии4, запрещено заниматься деятельностью по купле-продаже электрической энергии - за исключением покупки территориальными сетевыми организациями электроэнергии для компенсации потерь в электрических сетях (ст. 41 федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003).
        Не обладая правами на сетевые предприятия и, следовательно, не пользуясь электроэнергией в физическом смысле этого слова, тем не менее энергосбытовые компании покупают и продают. Но не саму электроэнергию, а права на ее получение из сетей Федеральной сетевой компании и территориальных сетевых организаций. Таким образом, право на электроэнергию отрывается от ее материального носителя, и в действительности энергосбытовая организация ведет торговлю не электроэнергией, а обязательствами, имущественными правами.
        Правила о договоре купли-продажи применяются к договору возмездного отчуждения имущественных прав (прав требований) лишь постольку, поскольку это не противоречит содержанию и характеру этих прав (п. 4 ст. 454 ГК РФ). Отсюда следует, что общие правила о купле-продаже должны применяться к договорам покупки и продажи электроэнергии лишь потому, что это не противоречит существу отношений, складывающихся с участием энергосбытовой компании, - покупателя и продавца. По своей правовой природе купля-продажа электроэнергии является не куплей-продажей товара, а возмездной цессией имущественного права, принимающего экономическую форму товара. Возмездная цессия является алеаторной сделкой, сделкой на риск, в отличие от купли-продажи, имеющей меновой характер5. Другими словами, купля-продажа электроэнергии есть в первую очередь цессия и только затем купля-продажа. Отсюда следует, что энергосбытовая компания не просто институт свободного рынка электроэнергии. Это финансовый институт, так как имущественные права на получение электроэнергии могут принимать форму документарных или бездокументарных ценных бумаг, записей на счетах. Электроэнергия может быть предметом купли-продажи, но лишь в безналичной, <виртуальной> форме.
        Для более полной, более весомой аргументации следует прибегнуть к функциональному анализу конструкций энергоснабжающей и энергосбытовой организации с использованием приемов систематического и формально-логического (догматического) толкования.
        Энергоснабжающая организация есть наследие плановой, административной экономики, более или менее успешно функционирующей в условиях <базарного>, <номенклатурного>, <государственного>, по словам чл.-корр. РАН, проф. С. С. Алексеева, <капитализма>6. С другой стороны, <либерализованный> оптовый рынок электроэнергии являющийся, по выражению председателя правления РАО <ЕЭС России>, видного хозяйственного, политического и государственного деятеля А. Б. Чубайса, <российской электроэнергетической биржей>7. Биржевые же институты, а стало быть, и энергосбытовые организации есть в первую очередь институты финансовые.
        Согласно закону определение минимального размера собственного капитала энергосбытовой организации относится к компетенции Правительства РФ (п. 2 ст. 3 федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003). Термин <собственный капитал> до настоящего времени не был известен законодательству об электроэнергетике и Гражданскому кодексу. Но в ст. 63 федерального закона № 86-ФЗ от 10.07.2002 <О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)> говорится, что размер собственных средств (капитала) для действующей кредитной организации при создании на территории иностранного государства дочерних организаций, филиалов, приобретении небанковской кредитной организацией статуса банка и пр. определяется в порядке, установленном нормативными актами Банка России8. В соответствии с п. 14 ст. 36 федерального закона № 75-ФЗ от 07.05.1998 управляющая компания, осуществляющая инвестирование средств пенсионных накоплений, обязана поддерживать достаточность собственных средств (капитала), рассчитанных в соответствии с требованиями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг относительно объема обслуживаемых активов в порядке, устанавливаемом Правительством РФ9. Из ст. 39 федерального закона № 39-ФЗ от 22.04.1996 <О рынке ценных бумаг> следует, что одним из условий оказания брокером и/или дилером услуг по подготовке проспекта ценных бумаг является его соответствие требованиям к размеру собственного капитала, установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг10. В федеральном законе № 156-ФЗ от 29.11.2001 <Об инвестиционных фондах> содержится указание на то, что правила и стандарты, установленные саморегулируемой организацией управляющих компаний, должны содержать порядок расчета величины собственного капитала членов саморегулируемой организации с учетом рисков осуществления деятельности (п. 2 ст. 59)11. Кроме того, категория собственного капитала используется в актах налогового законодательства и актах, устанавливающих технику денежных операций, т. е. в правовых актах о бухгалтерском учете и отчетности.
        Таким образом, <собственный капитал> (<собственные средства>) - понятие законодательства о банках, инвестициях, деятельности на рынке ценных бумаг, т. е. финансового законодательства, имеющего комплексный характер, являющегося источником административного, гражданского и финансового права. Финансовая деятельность юристами-финансоведами определяется как деятельность государства по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач по социально-экономическому развитию страны и обеспечению обороноспособности12. Стало быть, деятельность субъектов товарно-денежных отношений по образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации собственных задач также является финансовой деятельностью, регулируемой, однако, нормами гражданского права. Отсюда следует, что энергосбытовая организация есть один из инструментов, <винтиков> механизма образования, распределения и использования финансовых ресурсов, денежных средств, получаемых на оптовых и розничных рынках электроэнергии.
        Разумеется, нормами гражданского права деятельность субъекта товарно-денежных отношений по созданию и распределению денежных фондов регламентируется. С внешней стороны для третьих лиц его денежные фонды выступают в качестве самостоятельных юридических лиц - коммерческих или некоммерческих организаций. Среди финансовых отношений, возникающих при распределении выручки, валового и чистого дохода организации, чистой прибыли, полученной в результате производственно-хозяйственной деятельности, специалисты особо выделяют отношения внутри объединений хозяйствующих субъектов (ассоциаций, союзов, финансово-промышленных групп, холдингов) вертикально или горизонтально интегрированного типа, направленные на формирование, распределение, использование целевых денежных фондов для обеспечения финансирования научно-исследовательских программ, осуществления инвестиционных проектов и маркетинговых исследований, проводимых в интересах группы и т. д.13 Применительно к целям настоящей работы скажем, что энергосбытовая организация есть денежный фонд крупного социального субъекта, каковым является финансово-промышленная группа или иное объединение монополистического типа. Отношения энергосбытовой организации с потребителями электроэнергии - участниками объединения, опосредуемые в том числе договорами купли-продажи электроэнергии, есть отношения по распределению прибыли объединения, ее концентрации для финансирования стоящих перед группой задач, в частности при реализации инвестиционных проектов в промышленности, энергетике, коммунальном комплексе и иных отраслях народного хозяйства страны.
        Повторим: энергосбытовая организация имеет мало общего с энергосбытовыми подразделениями энергоснабжающих организаций. Энергосбыты функционирующих до настоящего времени акционерных обществ электроэнергетики и электрификации (АО-энерго) происходят от предприятий государственного энергетического надзора и сбыта энергии, входивших в качестве самостоятельных структурных единиц в производственные объединения (ПО) электроэнергетики и электрификации14. Наряду с предприятиями государственного энергетического надзора и сбыта в состав ПО-энерго входили электростанции, сетевые, ремонтные и другие предприятия, <образуя органичное единство по производству, передаче и распределению электроэнергии>15. ПО-энерго и объединенные диспетчерские управления, проектные, транспортные и иные предприятия образовывали территориальные энергетические объединения, подчиненные Министерству электроэнергетики и электрификации СССР16.
        При этом предприятия государственного энергетического надзора и сбыта энергии, будучи структурными подразделениями ПО-энерго, одновременно входили в систему органов, осуществляющих государственный энергетический надзор в СССР17. Старшие инженеры, инспектора предприятий государственного энергетического надзора и сбыта энергии по должности являлись инспекторами государственного энергетического надзора (п. 3 Положения о госэнергонадзоре СССР). Будучи должностными лицами органов государственного управления, старшие инженеры и инженеры предприятий госэнергонадзора и сбыта имели право беспрепятственного, невзирая на время суток, доступа к электроустановкам потребителей; право давать предписания потребителям о прекращении непроизводительного расходования энергии; право требовать соблюдения лимитов потребления электроэнергии; право составлять протоколы о расточительном расходовании электроэнергии с возбуждением вопросов об административном привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в расточительном расходовании электроэнергии; право осуществлять проверку знаний персонала, эксплуатирующего электроустановки, правил технической эксплуатации, техники безопасности; право давать указания потребителям по вопросам допуска к работе на электроустановках граждан, не прошедших проверки знаний правил техники безопасности и правил технической эксплуатации (п. 6 Положения о госэнергонадзоре СССР).
        Таким образом, предприятия государственного энергетического надзора и сбыта ПО-энерго исполняли административные функции контроля за энергопотреблением в целях экономии электро- и теплоэнергии. В идеале эффективность работы энергосбытового предприятия ПО-энерго определялась не объемом средств, вырученных от продажи электроэнергии, а объемом <сбереженных> энергоресурсов.
        Постановлением Совета министров СССР № 924 от 30.07.1988 <О переводе предприятий, объединений и организаций Министерства энергетики и электрификации СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование> Минэнерго предписывалось перевести все подведомственные предприятия, объединения и организации на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, обеспечить условия их деятельности в строгом соответствии с положениями закона СССР от 30.06.1987 <О государственном предприятии (объединении)>18.
        В связи с переводом ПО-энерго на полный хозяйственный расчет и самофинансирование в публикациях, посвященных этому вопросу, отмечалось, что интересы конкретного коллектива, т. е. энергопредприятия, не всегда совпадают с интересами общества в целом (в интересах общества удовлетворять потребности экономики меньшим количеством энергии). <Решение этой задачи, - отмечали специалисты, - может означать для коллектива реальную потерю части прибыли>19. Другими словами, административная компетенция предприятия энергетического надзора и сбыта вступила в противоречие с хозрасчетными целями того же предприятия. Поэтому впоследствии, в ходе преобразования территориальных энергетических объединений в акционерные общества, энергосбытовые подразделения были лишены функций госэнергонадзора и одновременно утратили имевшиеся у них элементы гражданской правосубъектности.
        Важно отметить, что до приватизации территориальных энергетических объединений функции сбыта энергии выполняли хозяйственные органы государственного управления - самостоятельные структурные подразделения (единицы) ПО-энерго. Заключенные энергосбытовыми предприятиями договоры энергоснабжения исполнялись другими подразделениями ПО-энерго, в частности электростанциями и сетевыми предприятиями. Отношения между ПО-энерго и его структурными подразделениями, в том числе сбытовым предприятием, по своей природе являлись административными. Отношения между сбытовым предприятием и другими подразделениями ПО-энерго - внутрихозяйственными. Последние представляли собой <одну из форм распорядительной деятельности в сфере административного управления> (проф. Собчак А. А.)20. То обстоятельство, что во взаимоотношениях с третьими лицами структурные подразделения выступали в качестве вполне самостоятельных образований, не меняло административно-правового характера их отношений в рамках производственного объединения. По словам проф. А. И. Хаснутдинова, <это по-прежнему отношения между частями целого, опосредующие управленческую деятельность объединения>21. Добавим, что для третьих лиц отношения между энергосбытовым предприятием, оперативно-диспетчерским управлением и сетевыми подразделениями территориальной энергосистемы выступали в качестве организационно-технических, не имеющих правового характера, опосредующих внешнюю хозяйственную деятельность производственного объединения по снабжению потребителей электроэнергией. Самостоятельностью, отдельными элементами гражданской правосубъектности структурные единицы ПО-энерго наделялись для обеспечения собственных нужд, для найма рабочей силы и т. п., но никак не для заключения договоров между собой, с производственным объединением или с потребителями электроэнергии.
        С точки зрения сегодняшнего дня интересен сам факт разделения функций по генерации, передаче, распределению, сбыту электроэнергии между самостоятельными организациями, пусть со стороны и выступающими как единое целое. Когда в экономической теории и практике управления приобрела чрезвычайную популярность идея о разделении товарных и финансовых потоков в рамках крупных хозяйствующих субъектов, в электроснабжении для нее была подготовлена благодатная почва.
        Сегодня законы Российской Федерации о реформировании электроэнергетики рассматривают энергосбытовые организации в первую очередь как финансовые институты будущего оптового рынка электроэнергии, не занимающиеся производственной деятельностью. Исключение представляют лишь энергосбытовые организации, которые продают электроэнергию, генерированную на собственных электростанциях. Особенности правового режима деятельности энергосбытовых организаций нельзя определить без анализа подзаконных правовых актов Правительства РФ, положения которых де-факто могут противоречить конкретным нормам законов об электроэнергетике и гражданскому законодательству, что санкционировано самим законодателем.
        В то же время укажем на главное: в прошлом энергоснабжающие организации одновременно осуществляли административные функции контроля за надлежащим использованием электроэнергии потребителями и исполняли гражданско-правовые обязанности по снабжению потребителей электроэнергией22. Энергосбытовая организация может снабжать потребителя электроэнергией только в случае непосредственного присоединения энергопринимающих устройств последнего к сетям генерирующей станции, принадлежащей той же энергосбытовой компании. Энергосбытовая организация не обладает какими-либо административными полномочиями в отношении потребителя, не осуществляет контроль за энергопотреблением. Задачи энергосбытовой организации совершенно иные: они заключаются в сборе денежных средств потребителей, их аккумулировании, оплате прав на получение электроэнергии из сетей Федеральной сетевой компании, передаче данных прав потребителям, их продаже другим энергосбытовым организациям либо иным лицам.

        Примечание
        1 Cм.: ЭнергоРынок. 2004. № 5 (6). С. 60-63.
        2 Гипотетическую возможность безвозмездного снабжения электрической энергией не исключает, в частности, федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, указавший при проверке в порядке кассационного производства дела по иску о взыскании неосновательного обогащения за потребленную фактически, без договора, теплоэнергию, что законом, иными правовыми актами или сделкой не установлены основания для безвозмездного потребления ответчиком тепловой энергии. (См.: Постановление федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5.04.2000 по делу № А78-3684-5/108-Ф02-517/00-С2 Арбитражного суда Читинской области).
        3 См.: Энергооракулы // Ведомости. 2004. 4 марта.
        4 Ст. 3 федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003.
        5 К моменту получения удовлетворения цена имущественного права в сравнении с другими аналогичными правами требования может неоднократно изменяться, как, например, изменяется курс акций или иных ценных бумаг. Не случайно председатель федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа Романец Ю. В., анализируя направленность конструкций купли-продажи и договора о возмездном отчуждении имущественного права, приходит к выводу: большинство правил о купле-продаже не могут применяться к возмездной цессии, и, по-видимому, имущественные права - предмет самостоятельного договора, лишь отчасти попадающего в орбиту действия гл. 30 ГК РФ. (См.: Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. - М., 2001. С. 259.)
        6 Алексеев С. С. Гражданский кодекс. Заметки из истории подготовки проекта. Замечания о содержании Кодекса, его значении и судьбе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти Хохлова С. А. - М., 1998. С. 32.
        7 Чубайс А. Б. Основные итоги и новые задачи // Энергетик. - 2002. - № 8. - С. 3.
        8 Собр. законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2003. № 2. Ст. 57.
        9 О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон <О негосударственных пенсионных фондах>: Федеральный закон № 14-ФЗ от 10.01.2003 // Собр. законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 166.
        10 О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон <О рынке ценных бумаг> и внесении дополнения в Федеральный закон <О некоммерческих организациях> // Собр. законодательства РФ. 2002. № 52 (часть 2). Ст. 5141.
        11 Собр. законодательства РФ. 2001. № 49 (часть 2). Ст. 4562.
        12 См.: Карасева М. В. Финансовое правоотношение. - Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1997. С. 6.
        13 См.: Ручкина Г. Ф. Теоретические основы финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации. - М.: Юриспруденция, 2004. С. 179, 180; она же: Финансово-правовое регулирование предпринимательской деятельности. - М.: Юриспруденция, 2003. С. 155, 156.
        14 См.: Шафир А. М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы). - М.: Юридическая литература, 1990. С. 15.
        15 Шафир А. М. Указ. соч. С. 13.
        16 См.: Шафир А. М. Указ. соч. С. 12-13.
        17 Пункт 2 Положения о государственном энергетическом надзоре в СССР, утвержденного постановлением Совета министров СССР № 1058 от 4.11.1983 <О повышении роли государственного энергетического надзора в обеспечении экономного использования электрической и тепловой энергии> // СП СССР. 1983. № 32. Ст. 179.
        18 Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 26. Ст. 385.
        19 Шафир А. М. Указ. соч. С. 21.
        20 См.: Хаснутдинов А. И. Вспомогательные договоры на транспорте. - Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1994. С. 107.
        21 Хаснутдинов А. И. Указ. соч. С. 107.
        22 См.: Шафир А. М. Система хозяйственных договоров на снабжение электрической, тепловой энергией и газом: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - М.: ВНИИСЗ Минюста СССР. 1982. С. 9.

  •  
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему