• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Нелегкий путь потребителя?

 

Автор

Копсяев Анатолий, Директор некоммерческого партнерства <Объединение производителей средств коммерческого учета электроэнергии> (НП <АСКУЭ>)

 

    В последнее время потребители активно стремятся к выходу на оптовый рынок электроэнергии (ОРЭ), причем эта тенденция наблюдается как в регулируемом (РС ОРЭ), так и в конкурентном секторе ОРЭ (КС ОРЭ).
    Данная статья посвящена основным проблемам промышленных потребителей розничного рынка электроэнергии, стимулам их выхода на ОРЭ и проблемным вопросам ОРЭ на территории Европейской зоны РФ.

    Первой серьезной проблемой розничного рынка электроэнергии (РРЭ) является участие промышленных потребителей в перекрестном субсидировании. Поэтому данная потребительская категория использует любые механизмы для освобождения от субсидирования других потребителей.
    Рассмотрим структуру тарифа на электроэнергию для розничного и оптового рынков более подробно. Структуру тарифа потребителя РРЭ можно определить формулой:

    ТPРЭ = ТО + DТПС, (1)
    где ТРРЭ - тариф потребителя РРЭ;
    ТО - тариф потребителя, отражающий затраты и прибыль энергоснабжающих организаций (экономически обоснованный тариф);
    DТПС - надбавка к тарифу, складывающаяся в результате перекрестного субсидирования.

    Средний тариф потребителя, рассчитанный по формуле (1), в пересчете на одну ставку для разных регионов Европейской зоны варьируется от 80 до 160 коп./кВт.ч (за исключением регионов, обслуживаемых Дагэнерго, Колэнерго, Ленэнерго, Мосэнерго).
    Структуру расчетного суммарного тарифа на электроэнергию при выходе на ОРЭ, отражающую статьи расходов на РРЭ, можно определить как

    ТРAС = ТОРЭ + ТУ + ТАО-эн + ТЭС, (2)
    где ТРАС - расчетный суммарный тариф потребителя;
    ТОРЭ - тариф на электроэнергию на ОРЭ (на РС ОРЭ - регулируемый, на КС ОРЭ - сложившийся в результате торгов НП <АТС>);
    ТУ - суммарный тариф услуг ОАО <ФСК ЕЭС>, ОАО <СО-ЦДУ ЕЭС>, НП <АТС>, ЗАО <ЦДР ФОРЭМ> и прочих организаций;
    ТАО-эн - тариф на услуги по передаче электроэнергии по сетям АО-энерго;
    ТЭС - тариф на услуги по передаче по сетям других электросетевых организаций (коммунальная энергетика и пр.).

    Тарифы потребителей, участвующих в перекрестном субсидировании региона и получающих электроэнергию на региональном рынке, утверждаются региональными энергокомиссиями (РЭК) для разных уровней напряжения.
    В табл. 1 даны диапазоны тарифов потребителей 750 кВА и выше, приведенных к одной ставке для разных уровней напряжения. Воспользовавшись формулой (2), получаем суммарный тариф потребителя ОРЭ. Тарифы на услуги ОАО <ФСК ЕЭС>, РАО <ЕЭС России>, ОАО <СО-ЦДУ ЕЭС>, НП <АТС> и ЗАО <ЦДР ФОРЭМ> утверждаются ФЭК России. Суммарный тариф на услуги этих организаций (ТУ) по состоянию на 1 апреля 2004 г. составляет примерно 10 коп./кВт.ч.

Таблица 1. Тарифы потребителей 750 кВА и выше

 Тарифы / Розничный рынок Ф О Р Э М К С О Р Э Предельные уровни тарифов на услуги по передаче электроэнергии через сети АО-энерго
Уровни напряжения Тариф потребителей в пересчете на одну ставку Суммарное значение тарифа Суммарное значение тарифа
  min max среднее min max среднее min max среднее min max среднее
        Центральный округ      
ВН 100 119 109,5 70 104 87 64 98 81 6 40 23
СН 108 160 134 78 153 115,5 72 147 109,5 14 89 51,5
НН 115 172 143,5 124 224 174 118 218 168 60 160 110
                         
        Северо-Западный округ      
ВН 102 152 127 67 128 97,5 61 122 91,5 3 64 33,5
СН 113 158 135,5 87 168 127,5 81 162 121,5 23 104 63,5
НН 141 183 162 131 187 159 125 181 153 67 123 95
                         
        Южный округ      
ВН 81 123 102 67 117 92 61 111 86 3 53 28
СН 95 138 116,5 86 187 136,5 80 181 130,5 22 123 72,5
НН 141 165 153 98 208 153 92 202 147 34 144 89
                         
        Приволжский округ      
ВН 69 115 92 71 104 87,5 65 98 81,5 7 40 23,5
СН 84 135 109,5 78 171 124,5 72 165 118,5 14 107 60,5
НН 111 165 138 87 215 151 81 209 145 23 151 87
                         
        Уральский округ      
ВН 77 95 86 70 99 84,5 64 93 78,5 6 35 20,5
СН 100 144 122 86 124 105 80 118 99 22 60 41
НН 112 162 137 134 156 145 128 150 139 70 92 81
                         
        В среднем по Европейской зоне      
ВН 85,8 120,8 103,3 69 110,4 89,7 63 104,4 83,7 5 46,4 25,7
СН 100 147 123,5 83 160,6 121,8 77 154,6 115,8 19 96,6 57,8
НН 124 169,4 146,7 114,8 198 156,4 108,8 192 150,4 50,8 134 92,4
                         

ВН - высокое напряжение
СН -- среднее напряжение
НН - низкое напряжение

    Среднеотпускной фактический тариф (ТОРЭ) РС ОРЭ по состоянию на апрель этого года составил 51 коп./кВт.ч по Европейской зоне РФ, а среднеотпускной тариф (ТОРЭ) на КС ОРЭ определяется по результатам торгов и находится на уровне 47 коп./кВт.ч.
    Предельные минимальные и максимальные тарифы на услуги по передаче электроэнергии по сетям АО-энерго рассчитываются РЭК и утверждаются ФЭК (ФСТ) Российской Федерации. Для потребителей, питающихся от сетей АО-энерго, величина ТЭС = 0 (см. формулу (2)).
    Данные расчета суммарных тарифов ФОРЭМ и КС ОРЭ по округам Европейской зоны, а также средние значения тарифов приведены в табл. 1.
    Из представленного анализа тарифов РРЭ и ОРЭ следует, что в структуре расчетного суммарного тарифа потребителя, работающего на КС ОРЭ, регулируемая доля остается достаточно высокой, как правило, превышает нерегулируемую (тариф на торгах НП <АТС>) и в среднем составляет по уровням напряжения для ВН - 43%, СН - 59%, НН - 68%.
    За характеристику стимула для выхода и работы потребителей 750 кВА и выше можно принять величину снижения (повышения) расчетного суммарного тарифа ОРЭ (ТРАС) по сравнению с РРЭ. Так, в табл. 2 приведена величина среднего стимула ОРЭ по отношению к среднему тарифу РРЭ в процентах, а также максимальное значение стимула, рассчитанное как относительная разность максимального тарифа РРЭ и среднего тарифа соответствующего сектора ОРЭ.

Таблица 2. Характеристика стимула выхода на ОРЭ для потребителей 750 кВА и выше (в процентах от тарифа розничного рынка электроэнергии)

Стимул выхода /  Уровни напряжения Стимул выхода на ФОРЭМ Стимул выхода на КС ОРЭ
  среднее max среднее max
  Центральный округ
ВН 20,5% 26,9% 26,0% 31,9%
СН 13,8% 27,8% 18,3% 31,6%
НН --21,3% --1,2% --17,1% 2,3%
         
  Северо-Западный округ
ВН 23,2% 35,9% 28,0% 39,8%
СН 5,9% 19,3% 10,3% 23,1%
НН 1,9% 13,1% 5,6% 16,4%
         
  Южный округ
ВН 9,8% 25,2% 15,7% 30,1%
СН --17,2% 1,1% --12,0% 5,4%
НН 0,0% 7,3% 3,9% 10,9%
         
  Приволжский округ
ВН 4,9% 23,9% 11,4% 29,1%
СН --13,7% 7,8% --8,2% 12,2%
НН --9,4% 8,5% --5,1% 12,1%
         
  Уральский округ
ВН 1,7% 11,1% 8,7% 17,4%
СН 13,9% 27,1% 18,9% 31,3%
НН --5,8% 10,5% --1,5% 14,2%
         
  В среднем по Европейской зоне
ВН 13,2% 25,7% 19,0% 30,7%
СН 1,4% 17,1% 6,2% 21,2%
НН --6,6% 7,7% --2,5% 11,2%
         

    Наибольшие стимулы для выхода на ОРЭ имеют потребители высокого напряжения и часть потребителей среднего напряжения. Величина стимула подобных потребителей может составлять в зависимости от региона 40% и более. Эта категория потребителей в первую очередь заинтересована в использовании ОРЭ в качестве механизма освобождения от перекрестного субсидирования, а уже во вторую - в получении эффекта (по сравнению с РС ОРЭ) от участия в торгах на КС ОРЭ, который составляет 3-4% от тарифа розничного рынка электроэнергии.
    Потребители высокого (реже - среднего) напряжения используют ОРЭ в качестве инструмента освобождения от перекрестного субсидирования, так как эффект от покупки электроэнергии на торгах НП <АТС> на порядок ниже стимула для выхода на ОРЭ.
    Потребители низкого напряжения и часть потребителей среднего напряжения практически не заинтересованы в выходе на ОРЭ.
    Второй серьезной проблемой, с точки зрения потребителя, является незавершенность реформ электроэнергетики, и в первую очередь АО-энерго. Так, в АО-энерго не выделены и не обособлены производство, сбыт электроэнергии и электросетевая инфраструктура, участвующая в передаче и распределении электроэнергии. В свою очередь, незавершенность реформирования приводит к незавершенности построения одного из главных элементов рынка электроэнергии - магистральных и распределительных электросетей. Это обстоятельство лишает АО-энерго заинтересованности в предоставлении услуг по передаче электроэнергии потребителям.
    Основной задачей нереформированного АО-энерго является не оказание услуг по передаче электроэнергии, а электроснабжение потребителей. Товарная же продукция - это реализация объема электроэнергии. Поэтому вывод любого потребителя РРЭ на оптовый рынок электроэнергии приводит, во-первых, к снижению объема реализации электроэнергии АО-энерго, а соответственно составляющей себестоимости и прибыли; а во-вторых, к увеличению перекрестного субсидирования других потребителей региона. Причем выпадающие доходы АО-энерго, как правило, значительно выше, чем денежная составляющая услуг по передаче электроэнергии. Поэтому закономерна борьба интересов АО-энерго, регионов и выходящих на ОРЭ потребителей. При этом АО-энерго и РЭКи вынуждены создавать препятствия для выхода потребителей на ОРЭ. Наиболее распространенными приемами здесь являются:
    1. Завышение тарифов на услуги по передаче электроэнергии, что довольно легко удается из-за отсутствия выделенной расчетной базы затрат и раздельного учета по инфраструктуре передачи электроэнергии. На практике применяются искусственные приемы выделения расходов на передачу электроэнергии из расходов АО-энерго, включающих производство, передачу, сбыт электроэнергии, ремонт, строительство и др. Несовершенство механизма утверждения этих тарифов выражается в том, что максимальный предельный тариф превышает минимальный в десятки раз. Это дает право РЭКам при выходе потребителей на ОРЭ субъективно применять тариф на передачу электроэнергии в широком диапазоне регулирования. Фактически это означает, что практика перекрестного субсидирования сохраняется, но в несколько иной форме (т. е. переносится в сферу передачи электроэнергии).
    2. Усложнение процедуры расчета, согласования и утверждения балансов и тарифов потребителей.
    3. Отказ АО-энерго в заключении договоров на передачу электроэнергии по разным причинам, вплоть до судебных разбирательств, длящихся месяцами.
    4. Применение сдерживающих факторов. Например, выдвижение технических требований при создании и совершенствовании систем учета, внедрение которых является одним из основных условий выхода на ОРЭ. В этом случае АО-энерго не согласовывает проектные решения, не допускает персонал потребителей на свои объекты и т. д.
    5. Использование административного и корпоративного ресурсов.
    Потребители высокого напряжения (750 кВА и выше) и отдельные потребители среднего напряжения для защиты своих интересов, как правило, заключают с регионом соглашение об участии в перекрестном субсидировании, доказывают свою правоту через суды или применяют мотивационные механизмы относительно организаций и лиц, участвующих в процедурах регулирования и принятия решений.
    Таким образом, решение проблемы перекрестного субсидирования необходимо проводить до или одновременно с реформами электроэнергетики, направленными на построение конкурентного рынка электроэнергии. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • разработать и реализовать программу ликвидации перекрестного субсидирования;
  • в качестве первоочередного шага к реструктуризации завершить построение национальной сети и начать выделение распределительных электросетей АО-энерго;
  • разработать и внедрить методологию и механизмы реализации услуг по передаче электроэнергии электросетевых организаций.
        Третья (возможно, главная) проблема потребителей - снижение стимулов для покупки электроэнергии на РРЭ и ОРЭ и рассмотрение проектов развития собственной или местной генерации. Эта проблема вызвана непропорциональным повышением стоимости услуг энергоснабжающих организаций по сравнению с энергопроизводством для всех уровней напряжения и, в первую очередь, для низкого и среднего. Вернемся еще раз к структуре тарифа на ОРЭ и РРЭ. Сравнение значений среднего тарифа ОРЭ по Европейской зоне со стоимостью производства показывает, что в структуре расчетного суммарного тарифа на ОРЭ стоимость производства соизмерима или меньше стоимости услуг (табл. 3).

    Доля суммарного тарифа / Уровни напряжения Регулируемая доля Нерегулируемая доля
    РС ОРЭ КС ОРЭ РС ОРЭ КС ОРЭ
    ВН 100% 43% -- 57%
    СН 100% 59% -- 41%
    НН 100% 68% -- 32%

        На розничном рынке электроэнергии соотношение <производство/услуги> еще больше смещается в сторону услуг, так как при наличии собственного производства электроэнергии с комбинированной выработкой тепла тариф собственного производства АО-энерго снижается, а средний тариф потребителя РРЭ (см. табл. 1) выше, чем на ОРЭ. Расчет этого соотношения по Европейской зоне представлен в табл. 4.

    Тариф / Уровни напряжения Расчётный суммарный тариф на ОРЭ (ТРАС), коп./кВт.ч Среднеотпускной тариф
    производителей на ОРЭ коп./кВт.ч
    Доля производства Доля услуг
    ВН 89,5 54 60% 40%
    СН 121,8 54 44% 54%
    НН 156,4 54 35% 65%

        Таким образом, стоимость производства как на оптовом, так и на розничном рынке электроэнергии в 2-3 раза меньше суммарной стоимости услуг электросетевых организаций, РАО <ЕЭС России>, ОАО <ФСК ЕЭС>, НП <АТС>, ОАО <СО-ЦДУ ЕЭС>, ЗАО <ЦДР ФОРЭМ>. Во всем мире соотношение стоимости производства/услуг является основным критерием направления инвестиций на производство электроэнергии или на развитие энергосетевого хозяйства. Интересы потребителей электроэнергии, особенно крупных, будут смещаться в сторону развития собственного или кооперативного энергопроизводства и, в первую очередь, комбинированной выработки тепла и электроэнергии. Однако данное направление рыночных преобразований в настоящее время рассматривается в качестве вторичного. Причины такого подхода - в противоречии интересов потребителей, АО-энерго и администрации региона. Создание собственной генерации для потребителей РРЭ (по аналогии с выходом потребителей на ОРЭ) является механизмом освобождения потребителей от перекрестного субсидирования региона.
        Развитие этого направления представляет определенную опасность и для монопольной энергетики. С точки зрения <ЕЭС России>, формирование потребителем собственной генерации приведет к снижению поставки электроэнергии энергоснабжающими организациями <ЕЭС России>, а при внедрении комбинированной выработки электро- и теплоэнергии - к снижению отпуска тепла. Поэтому монопольная нереформируемая энергетика любого уровня в данном направлении будет видеть серьезного конкурента и препятствовать его развитию.
        С точки зрения рыночных преобразований для создания собственной генерации РРЭ необходимо:

  • разработать идеологию розничного, а может быть, и регионального рынков электроэнергии;
  • выделить электросетевую инфраструктуру из монопольной энергетики;
  • разработать и реализовать программу ликвидации перекрестного субсидирования;
  • разработать и реализовать идеологию прямых договоров в составе розничного (или регионального) рынка электроэнергии.
        В заключение заметим, что перечисленные проблемы в значительной степени являются следствием того факта, что разработка и принятие модели функционирования рынка электроэнергии в основном осуществляются без участия (и учета мнения) потребителей. Назрела необходимость в создании общей площадки для организованного представления интересов потребителей электроэнергии в разработке и реализации стратегии энергетики.
        В данной статье использовались материалы постановлений Федеральной и региональных энергетических комиссий по вопросам регулирования тарифов, а также материалы, опубликованные на сайтах РАО <ЕЭС России>, НП <АТС>, ЗАО <ЦДР ФОРЭМ>.

    Тариф / Уровни напряжения Средний тариф РРЭ коп./кВт.ч Тариф производства АО-энерго коп./кВт.ч Доля производства Доля услуг
    ВН 103,3 40 39% 61%
    СН 123,3 40 32% 68%
    НН 146,7 40 27% 73%

  •  
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему