• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Перекрестное субсидирование: вчера, сегодня, завтра

 

Авторы

Вахтеров Сергей, Главный редактор журнала "ЭнергоРынок"

Затологин Даниил, Аналитик журнала "ЭнергоРынок"

 

    Как известно, конечная цель реформирования электроэнергетического комплекса страны - привлечение инвестиций в отрасль, повышение эффективности энергокомпаний, а также свободного рынка электроэнергии и мощностей. Формированию рынка препятствует перекрестное субсидирование. Этот механизм уже давно превратился в головную боль для предприятий. Они несут на себе бремя выплат населению, которое на сегодняшний день не в состоянии платить полностью за электроэнергию.

    Корни проблемы
    Как ни странно, но в СССР энергетика развивалась по рыночным законам. Во всяком случае, в том секторе, который касался проблем ценообразования. За основу был взят экономически обоснованный принцип: платить за электричество нужно его полную стоимость с учетом заранее заложенной прибыли для энергетиков.
    Стоимость электричества во многом зависит от конечного напряжения тока, подаваемого потребителю, причем зависимость эта обратно пропорциональная: чем выше напряжение, тем ниже цена. Чтобы подать потребителю энергию нужного напряжения, его последовательно снижают. В результате самой дорогой оказывается электроэнергия, подаваемая населению, с напряжением 220 В.
    При социализме все потребители электроэнергии делились на три группы в зависимости от получаемого напряжения. И тарифов тоже было три. Для потребителей энергии высокого напряжения (крупные промышленные предприятия) они были самыми низкими: 1,5-2,0 коп. (если сравнить эту цену с сегодняшней по паритету покупательной способности, получится 60-80 коп.) за 1 кВт.ч. Те, кто использовал электроэнергию среднего напряжения (небольшие предприятия, колхозы, совхозы), платили за нее по 3 коп. Население и бюджетные организации и учреждения отдавали по 4 коп. за 1 кВт.ч.
    В итоге энергетика работала с прибылью, что позволяло не только содержать энергообъекты в рабочем состоянии, но и возводить новые электростанции. Заводы не страдали от высоких тарифов и динамично развивались. А народ, платя за свет по 3-5% от средних заработков в 120-140 руб. ежемесячно, не очень-то это замечал. <Энергетических льготников> тогда почти не было, их совокупная доля в потреблении не превышала 2%?
    Текущее состояние
    Так сложилось, что в результате рыночных преобразований, начавшихся еще в 1990-х гг., появилось около 60 различных групп льготников, к тому же заработки некоторых слоев населения оставляют желать лучшего (табл. 1). Нельзя не согласиться с тем, что около 40% населения просто не заметит повышения тарифов в 1,5-2 раза, ведь в реальном исчислении эта сумма составит примерно 100-150 руб.

Таблица 1. Средняя заработная плата по регионам России и размер оплаты средней семьи за электроэнергию (в объеме 120 кВт/ч в месяц в 2002 г.)
Город Средняя зарплата, руб. Плата за электроэнергию, руб.
Москва 4581,40 52,80
Санкт-Петербург 3475,00 64,20
Архангельск 3483,90 72,00
Псков 1917,50 84,00
Орел 1912,00 63,60
Самара 2837,90 51,60
Ростов 1846,70 78,00
Краснодар 2144,40 84,00
Махачкала 1128,50 43,20
Екатеринбург 2708,50 55,20
Челябинск 2681,70 48,00
Тюмень 10193,20 52,80
Оренбург 2339,60 36,00
Омск 1897,90 32,40
Томск 3851,80 55,20
Новосибирск 2503,40 66,00
Барнаул 1463,20 76,80
Абакан 2681,50 24,00
Красноярск 4272,00 33,60
Иркутск 3316,80 12,00
Улан-Удэ 2416,50 67,20
Чита 2594,20 67,20
Благовещенск 2794,20 60,00
Якутск 5001,60 81,60
Магадан 5085,60 68,28
Петропавловск-Камчатский 4734,10 240,00
Южно-Сахалинск 4412,10 114,00
Хабаровск 3575,80 72,00
Владивосток 3655,20 87,60

    К тому же в некоторых регионах описанная проблема уже решена: население оплачивает потребленную электроэнергию в полном объеме (табл. 2). Однако, по словам Георгия Кутового, бывшего главы Федеральной энергетической комиссии, <группа, нуждающаяся в поддержке, составляет порядка 20-25% населения>. Это означает, что около 30 млн человек в нашей стране просто не смогут вносить плату, соответствующую реальной стоимости электроэнергии.

Город Для промышленности Для населения
Москва 65,94 44,00
Санкт-Петербург 63,89 53,50
Архангельск 112,00 60,00
Псков 86,60 70,00
Орел 68,00 53,00
Самара 56,10 43,00
Ростов 63,10 65,00
Краснодар 83,70 70,00
Махачкала 42,00 36,00
Екатеринбург 48,80 46,00
Челябинск 63,30 40,00
Тюмень 53,70 44,00
Оренбург 60,30 30,00
Омск 59,00 27,00
Томск 66,07 46,00
Новосибирск 36,60 55,00
Барнаул 59,88 64,00
Абакан 15,53 20,00
Красноярск 31,26 28,00
Иркутск 17,14 10,00
Улан-Удэ 81,50 56,00
Чита 68,00 56,00
Благовещенск 66,10 50,00
Якутск 97,00 68,00
Магадан 65,00 56,90
Петропавловск-Камчатский 363,00 200,00
Южно-Сахалинск 99,40 95,00
Хабаровск 81,50 60,00
Владивосток 107,10 73,00
Табл. 2 Тарифы на электроэнергию по России в 2002 году (коп./кВт.ч).

    По оценкам замглавы Минэкономразвития Андрея Шаронова, в настоящий момент объем перекрестного субсидирования в российской электроэнергетике составляет 53 млрд руб. в год с учетом льгот - именно столько вместо населения платят промышленные предприятия, что не может не сказываться на их развитии. Если бы мы вдруг захотели мгновенно ликвидировать <перекрестку>, то в среднем по стране крупные промышленные предприятия платили бы по 90,9 коп., средние (в том числе экс-колхозы) - по 1,3 руб., а потребители низкого напряжения (бюджетные организации и население) - по 1,62 руб. за 1 кВт.ч. Однако такого резкого скачка цен на электричество часть населения не выдержит и перестанет платить за свет вообще. Поэтому первостепенная задача Правительства РФ и руководства РАО <ЕЭС России> как локомотива реформы - разработать механизм ликвидации перекрестного субсидирования, с помощью которого удастся поэтапно и без социальных потрясений подвести субсидируемых потребителей к полной оплате электроэнергии.
    Вариант преобразования
    На сегодняшний день четкой и последовательной программы отмены перекрестного субсидирования (за исключением федеральных законов и программ консалтинговых фирм), представленной государственной властью либо РАО <ЕЭС России>, не существует. Имеются только отдельные заявления их представителей, в частности такие:
    Герман Греф: <Минэкономразвития предлагает ликвидировать перекрестное субсидирование за четыре года. Министерство сейчас готовит соответствующую программу. При ликвидации перекрестного субсидирования будет оказано существенное влияние на бюджеты субъектов России. Мы остановили массовый выход на ФОРЭМ и решили, что все надо делать постепенно>.
    Анатолий Чубайс: <До конца года необходимо принять закон о ликвидации перекрестного субсидирования, а с 1 января 2005 г. в России должна заработать система этой ликвидации>.
    Итак, конечная цель обозначена: отмена перекрестного субсидирования, рано или поздно. Что же касается ее практического достижения, то из немногочисленных предлагаемых вариантов (часть из которых представлена на страницах нашего журнала) стоит отметить план компании Carana, включающий полный алгоритм действий.
    Суть предлагаемого Carana плана в следующем. Учитывая, что до 2007 г. значительную часть оптового рынка будет занимать регулируемый сектор, где торговля электроэнергией и мощностью осуществляется по тарифам, устанавливаемым ФЭК, перекрестное субсидирование включается в состав затрат при расчете единого тарифа покупки электроэнергии (мощности) на ФОРЭМ.
    Затем средства перекрестного субсидирования централизуются и распределяются между регионами пропорционально доле перекрестного субсидирования, имевшего место в конкретном регионе, в общем объеме субсидирования. Форма доведения субсидий до получателей - установление индивидуальных для каждого АО-энерго скидок к тарифу покупки электроэнергии на ФОРЭМ.
    Модель переноса перекрестного субсидирования с розничного на оптовый рынок для Европейской зоны ФОРЭМ на 2004 г. предполагает такую последовательность действий:
    1. На розничном рынке устанавливаются экономически обоснованные тарифы на передачу электроэнергии по региональным сетям.
    2. Перекрестное субсидирование определяется по каждому региону и суммируется в целом по России.
    3. Суммарный объем перекрестного субсидирования по России включается в тариф покупки электроэнергии (мощности) на ФОРЭМ, который устанавливается единым для всех покупателей оптового рынка, в том числе для АО-энерго.
    4. Перекрестное субсидирование исключается из тарифов на передачу электроэнергии, которые устанавливаются на экономически обоснованном уровне.
    В Европейской зоне ФОРЭМ общий объем перекрестного субсидирования в 2004 г. составил, по оценкам специалистов Carana Corp., 48 млрд руб. В результате включения перекрестного субсидирования в тариф покупки электроэнергии (мощности) на ФОРЭМ рост среднего одноставочного тарифа покупки электроэнергии (мощности) равен 19% (с 52,3 коп./кВт.ч после вывода генерации АО-энерго на оптовый рынок до 62,2 коп./кВт.ч).
    Покупатели оптового рынка формально будут покупать электроэнергию по данному тарифу, а генерация - продавать по собственным тарифам, не включающим надбавку по перекрестному субсидированию.
    На оптовом рынке возникнет избыток средств в размере 48 млрд руб., а на розничном тарифы для потребителей-доноров изменятся разнонаправленно в зависимости от региона. Тарифы для населения и других субсидируемых групп могут увеличиться в 1,5-2 раза без дополнительного вмешательства, варианты которого описаны ниже.
    Изменение тарифов для потребителей-доноров, т. е. промышленных предприятий, будет зависеть от трех факторов:

  • соотношения объема перекрестного субсидирования до и после переноса его из региона на уровень оптового рынка, в результате чего этот объем усредняется для всех и может стать как больше, так и меньше прежнего уровня;
  • соотношения стоимости покупки электроэнергии до и после вывода генерации АО-энерго на оптовый рынок;
  • роста тарифов на продукцию естественных монополий, в частности увеличения цен в электроэнергетике, что оказывает наибольшее влияние на издержки потребителей, инфляцию и темпы экономического роста.
        Возникший избыток средств на оптовом рынке предлагается распределить между АО-энерго через систему индивидуальных скидок к тарифам на ФОРЭМ. Для потребителей-доноров устанавливаются экономически обоснованные тарифы на электроэнергию (мощность): единая цена оптового рынка + сетевой тариф на соответствующем напряжении (без перекрестки) + абонентская плата + услуги ФСК, АТС и СО + сбытовая надбавка гарантирующего поставщика.
        По каждому АО-энерго объем индивидуальных субсидий определяется как разница между экономически обоснованным и утвержденным тарифом для населения и других субсидируемых групп, умноженная на отпуск электроэнергии для данных групп. При этом под экономически обоснованным тарифом понимается сумма тарифа покупки электроэнергии (мощности) на ФОРЭМ, тарифа на передачу электроэнергии на соответствующем уровне напряжения, абонентской платы, платы за услуги ФСК, АТС и СО и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
        Относительно объема покупки электроэнергии, поставляемой населению и другим субсидируемым группам, необходимая скидка к тарифу покупки электроэнергии (мощности) на оптовом рынке определяется на основании индивидуального размера субсидий для каждого АО-энерго. Сумма данной скидки вычисляется как результат от деления необходимого индивидуального объема субсидий на отпуск электроэнергии населению и другим субсидируемым группам.
        Данная модель имеет целый ряд достоинств и недостатков. К первым можно отнести такой важный экономический показатель, как отсутствие выпадающих доходов у АО-энерго при выходе потребителей на ФОРЭМ и в свободный сектор торгов оптового рынка электроэнергии. С другой стороны, с принятием экономически обоснованного тарифа часть предприятий увеличит отчисления на перекрестное субсидирование в силу его усреднения по стране. В конечном итоге, каким образом будет происходить отмена перекрестного субсидирования, решать не компании Carana. Однако данная проблема должна решаться - именно решаться, а не вязнуть в речах чиновников и планах консалтинговых компаний. Мы же, в свою очередь, на страницах журнала <Энергорынок> постараемся осветить и другие концепции ликвидации перекрестного субсидирования.

  •  
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему