• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Реформирование электроэнергетики Новой Зеландии

 

Автор

Шульга Ингард, Главный эксперт, РАО "ЕЭС России"

 

    После роста государственного долга в начале 1980-х гг. правительство Новой Зеландии взяло курс на дерегулирование экономики. Такая политика была направлена на снижение государственного вмешательства в экономику и создание либо расширение конкуренции в ряде отраслей (банковский сектор, морской и воздушный транспорт, железные дороги, телекоммуникации и почта, газовая промышленность и электроэнергетика). Таким образом, реформа электроэнергетики началась как часть более общего процесса либерализации всей экономики.

    Отказ от государственного управления электроэнергетикой
    До реформы электроэнергетика была монополизирована органами власти. При этом государственные активы и функции контролировались министерством энергетики и включали генерацию, управление магистральными сетями, сбыт крупнейшим потребителям. Распределение энергии и розничное энергоснабжение находились в ведении местных органов электроснабжения (electricity supply authorities - ESA).
    В 1985 г. насчитывался 61 ESA, каждый из которых контролировал энергоснабжение определенной территории.
    Регулирование электроэнергетики начало меняться вместе с пересмотром принципов государственного участия в других отраслях.
    В 1986 г. был принят законодательный акт <О государственных предприятиях> (State-Owned Enterprises Act), который положил начало <корпоратизации> многих государственных активов: вместо органов власти, прежде директивно управлявших принадлежащими государству ресурсами, стали создаваться государственные компании, функционирующие как бизнес-структуры.
    Одной из отраслей, где в 1987 г. началась подобная реструктуризация, стала электроэнергетика.
    В том же 1987 г. была создана Группа по проблемам электроэнергетики (известная как проект Electricity Task Force), объединявшая представителей отрасли и государственных структур. Ее задачей была выработка рекомендаций для правительства по реформе электроэнергетики.
    В 1989 г. Группа предложила направления реформы, большинство из которых затем были реализованы. Среди них выделялись следующие:

  • обособление функций передачи и производства электроэнергии с выделением их в независимые компании (завершено в 1999 г.);
  • сохранение в обозримой перспективе монополии на генерацию и возможная демонополизация в будущем (в 1996-1999 гг. сектор генерации был демонополизирован);
  • акционирование и частичная приватизация энергокомпаний местного значения (осуществлялось с 1992 г.);
  • ликвидация статусной монополии органов власти на распределение энергии и отмена гарантированной (обязательной) поставки электроэнергии энергоснабжающими организациями (осуществлялось в 1993-1994 гг.);
  • создание конкурентного оптового рынка электроэнергии (создан в 1996 г.);
  • введение режима <мягкого регулирования> электроэнергетики (light handed regulation) в сочетании с обязательным раскрытием детальной информации о деятельности энергетических компаний (осуществлялось с 1994 г.).
        На протяжении 1990-х гг. эти направления были скорректированы и расширены. В частности, был законодательно закреплен принцип полного разделения естественно-монопольных (транспортировка электроэнергии и оперативно-диспетчерское управление) и конкурентных (производство и сбыт) видов деятельности в электроэнергетике, разрешена масштабная приватизация в отрасли, закреплено право потребителей электроэнергии на выбор поставщика и т. д.
        В итоге этих и других преобразований к концу 1990-х гг. в Новой Зеландии сформировалась система <мягкого регулирования> электроэнергетики (light handed regulation), принципы которого заключались в следующем:
  • саморегулирование преобладало над государственным регулированием;
  • государство предусматривало рычаги воздействия на отрасль, но их использование допускалось лишь в случае неэффективного функционирования механизмов саморегулирования;
  • действовал унифицированный подход к госрегулированию: ограничения и требования государства носили во многом универсальный характер для разных отраслей экономики.
        При подобной системе те вопросы функционирования электроэнергетики, которые в большинстве стран находятся в ведении государственных органов, в Новой Зеландии регулировались самой отраслью:
  • сформировалась система многосторонних соглашений субъектов отрасли и потребителей, которые во многом заменяли нормативные и правовые акты;
  • контроль за выполнением соглашений, за текущим функционированием отрасли и рынка осуществлялся организациями саморегулирования, учредителями которых выступали субъекты отрасли и потребители.
        Таким образом, на протяжении 1980-1990-х гг. в электроэнергетике были введены правила игры, которые позволили создать новую структуру отрасли и конкурентный рынок электроэнергии в их современном виде. При этом по степени либерализации естественных монополий Новая Зеландия превзошла большинство развитых стран мира.

        Систему <мягкого регулирования> определяют следующие факты:
  • многие решения государства, касающиеся реформы электроэнергетики, носили характер ориентира для субъектов отрасли и оформлялись в виде документов, не имеющих того правового статуса, который типичен для отраслевых реформ в других странах. Эти предложения затем реализовывались через саморегулируемые организации и многосторонние соглашения участников отрасли;
  • в результате реформы Новая Зеландия оказалась в числе немногих стран, где условия доступа к сетям транспортировки электроэнергии определялись на основе переговоров заинтересованных сторон, а не задавались государством;
  • надзор за оптовым рынком Новой Зеландии до недавнего времени также осуществлялся негосударственными структурами.
  •     Изменение структуры отрасли
        Первой фазой реструктуризации электроэнергетики стало акционирование энергоснабжающих организаций, которое прошло в период 1987-1992 гг. В ходе этого процесса государственные активы в электроэнергетике и функции управления отраслью были переданы от министерства энергетики новообразованному государственному предприятию - Электроэнергетической корпорации Новой Зеландии (Electricity Corporation of New Zealand - ECNZ).
        <Корпоратизация> электроэнергетики продолжилась на местном и муниципальном уровнях: в начале 1990-х гг. были акционированы различные местные органы энергоснабжения.
        Смысл данного процесса состоял в том, что:

  • если раньше энергоснабжающие структуры находились в непосредственном управлении органов власти (чиновников), то теперь госконтроль сводился главным образом к утверждению стратегических планов развития;
  • акционирование подготовило электроэнергетику к демонополизации: созданию частного сектора в отрасли и рынка электроэнергии.
        Демонополизация электроэнергетики началась с местного уровня: акт <Об энергетических компаниях>, принятый в 1992 г., допускал различные формы контроля над местными компаниями электроснабжения: муниципальный, частный либо доверительное управление.
        В 1994 г. единая государственная электроэнергетическая монополия ECNZ была разделена на две самостоятельные компании: контроль над магистральными сетями отошел к Transpower, а генерацию продолжала контролировать ECNZ.
        В 1996 г. из ECNZ была выделена в качестве самостоятельной генерирующей компании Contact Energy, которой передали 22% новозеландских мощностей по выработке электроэнергии. Однако до 1998 г. обе компании (считавшиеся конкурентами) оставались в государственной собственности и, таким образом, государство продолжало контролировать свыше 95% производства электроэнергии.
        Приватизация крупных генерирующих активов началась в 1998 г. с передачи Contact Energy в частные руки.
        В 1999 г. оставшаяся часть ECNZ была разделена на три компании: Genesis Power Ltd, Meridian Energy Ltd Mighty River Power Ltd (все они возникли на базе ECNZ и оставались в государственной собственности).
        В последующем к компаниям, сформировавшимся в ходе дробления государственной монополии, добавился ряд новообразованных частных компаний (современная структура электроэнергетики Новой Зеландии отражена в таблице).

    Форма
    собственности
    Вид
    деятельности
    (функции, доля на рынке)
    Государственная Коммунальная/потребительская кооперация Муниципальная Частная
    Генерация Meridian Energy (32%)
    Mighty River Power (11%)
    Genesis Power (14%)


    Contact Energy (22%)
    TrustPower (4%)
    TransAlta/NGC (5%)
    Инфраструктура рынка d-Cypha (урегулирование споров)
    Transpower (оперативно-диспетчерское управление)
        M-co (оператор рынка)
    Передача Transpower      
    Сбыт
    20 компаний Две компании в муниципальной собственности
    Две компании в смешанной муниципальной/частной собственности

        В итоге реструктуризации в отрасли возникли конкурентные отношения, которые позволили сформировать свободный рынок электроэнергии.

        Формирование конкурентного рынка
        В июне 1993 г. правительство создало Группу по развитию оптового рынка электроэнергии (Wholesale Electricity Market Development Group - WEMDG), целью которой была разработка концепции рынка. Группа включала как представителей органов власти, так и субъектов отрасли. Среди приоритетных задач, поставленных перед Группой, была выработка модели рынка, которая позволит минимизировать уровень цен на электроэнергию.
        В августе 1994 г. WEMDG сформулировала окончательные предложения правительству, которые, в частности, предусматривали:

  • создание конкурентного оптового рынка;
  • осуществление большей части торговли в рамках долгосрочных контрактов с развитием производных инструментов;
  • формирование добровольного пула и спот-рынка, оператором которого должна выступать независимая организация;
  • разделение естественно-монопольных и конкурентных функций в электроэнергетике, демонополизация отрасли и фискальное стимулирование энергоэффективности.
        Эти предложения были реализованы (некоторые уже после создания рынка), и в октябре 1996 г. начал функционировать конкурентный оптовый рынок электроэнергии Новой Зеландии (New Zealand Electricity Market - NZEM). С момента создания NZEM его цены не регулировались государством.
        Современный оптовый рынок Новой Зеландии основан на многостороннем соглашении продавцов и покупателей, в соответствии с которым осуществляется торговля электроэнергией на получасовой основе. Покупателями выступают крупные потребители и сбытовые организации, перепродающие затем энергию на розничном рынке. NZEM является свободным (остаточным) пулом, вне которого допускается торговля электроэнергией по двусторонним контрактам. При этом через оптовый рынок в Новой Зеландии проходит порядка 75% оборота электроэнергии.
        С 29 мая 2002 г. введено требование обязательного раскрытия всех ценовых заявок продавцов и покупателей, которые вводятся в торговую систему рынка - COMIT (Commodity Market Information Trading System). Эта система одновременно служит каналом исчерпывающей информации о ситуации на рынке. На базе COMIT в Новой Зеландии впервые в мире была введена свободная дистанционная торговля электроэнергией (через Интернет).
        Оператором рынка выступает Market Place Company Ltd (M-co), контроль над которой распределен между участниками рынка.

        (Продолжение следует...)

  •  
    Добавить комментарий
    Комментарии (1):
    kids jerseys cheap jerseys free shipping VX
    30.11.-0001 00:00:00
    They sometimes walk away from an experience saying, Government is<a href=http://www.playrec.dk/shop/Chiefsjerseys.aspx?3>new england patriots jersey</a> <p> china jerseys nfl jerseys from china</p>

    <p>п»їI ll admit that I was very surprised that San Diego was able to shake off a disastrous loss to the Texans in Week 1 and go into Philadelphia and pick up a big win over the Eagles last week. Still, I don t expect the Chargers to be able to repeat that feat once again this week in their second straight road game. </p><a href=http://www.andalustranslation.com/images/Dolphinsjerseys.aspx?5>authentic jerry rice 49ers jersey</a> <p>п»їAfter a 24-3 first-half lead turned into a 27-20 margin heading into the fourth quarter, the Bears defense did an admirable job of holding Pittsburgh to a field goal on a potential game-tying drive. The biggest play came from linebacker Lance Briggs, who hit Steelers quarterback Ben Roethlisberger s arm to force an incompletion on third-and-10. </p>

    <p>п»їMachado, 21, was enjoying a breakout season before his injury, making his first All-Star team and leading the American League with 51 doubles in his first full season. The Orioles lost all four games in Tampa Bay and now have a postseason elimination number of two, but this looks like as positive an outcome as Machado and the team could have hoped for under the circumstances; hopefully he can pick up where he left off next spring. </p><a href=http://www.andalustranslation.com/images/Dolphinsjerseys.aspx?8>dallas throwback jersey</a> <p>п»їIt was, with Norton breaking Ali's jaw in the early rounds and having his way with the former champion for much of the night. The loss was even more shocking because Ali had only lost to Joe Frazier in their 1971 showdown and was campaigning for the title he would win again the next year against George Foreman in Zaire. </p>