• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Шаг длиною в год

 

Автор

Синюгин Вячеслав, Заместитель министра энергетики РФ

 

    Интервью с заместителем председателя правления РАО <ЕЭС России> Вячеславом Синюгиным

    ЭР: Вячеслав Юрьевич, как бы Вы охарактеризовали год, прошедший со дня принятия законов по реформированию электроэнергетики?

    В. С.: В минувшем году был принят пакет основополагающих законов по реформированию электроэнергетики. Это первое и самое большое достижение за 2003 г.

    Принятый закон <Об электроэнергетике> окончательно определил необходимость реструктуризации электроэнергетической отрасли и задал курс преобразований в направлении создания конкурентной среды. Этот закон является весьма прогрессивным, он содержит конструкции, направленные, в числе прочего, на обеспечение надежности энергосистемы в процессе перехода к рынку, которым позавидовали бы и некоторые зарубежные государства. К таким конструкциям относятся положения о Системном операторе, единой системе диспетчерского управления и ряд других положений.
    Следующим результатом 2003 г. является принятие Концепции стратегии РАО <ЕЭС России> <5+5>, в которой прописаны все этапы реформирования электроэнергетики.
    И, наконец, третье достижение за прошедший год - запуск конкурентного сектора ОРЭ (<5-15%>). Это первый шаг в сторону полноценного конкурентного рынка в России. Процессы в секторе свободной торговли энергией свидетельствуют о готовности энергетиков к <перестройке сознания>.
    Надо сказать, что фондовый рынок позитивно оценил эти преобразования. Рост капитализации компании и курса ее акций - свидетельство доверия инвесторов к тому, что делает менеджмент РАО <ЕЭС России> и дочерних компаний. За 12 месяцев 2003 г. котировки обыкновенных акций РАО <ЕЭС России> выросли более чем в 2 раза - с 13 до 29 центов за акцию. В целом темпы роста ценных бумаг общества и его дочерних компаний обогнали эмитентов из других ведущих секторов российской экономики, включая нефтяной, газовый и телекоммуникационный.

    ЭР: Насколько ход реформирования отрасли соответствует принятой Концепции стратегии РАО <ЕЭС России> <5+5>?

    В. С.: Принятая стратегия является базовым документом, своего рода путеводителем. Она задает общие рамки процессу реструктуризации, в связи с чем возникает необходимость конкретизации целого ряда положений. Я имею в виду прежде всего все то, что касается проведения аукционов по ОГК, которые в стратегии описаны в самых общих чертах, а также положения, касающиеся создания ТГК и ММСК.
    Поэтому сейчас крайне важно проводить работу по детализации и дальнейшей проработке вопросов, которые в стратегии раскрыты недостаточно полно.

    Принятый закон <Об электроэнергетике> окончательно определил необходимость реструктуризации электроэнергетической отрасли и задал курс преобразований в направлении создания конкурентной среды. Этот закон является весьма прогрессивным, он содержит конструкции, направленные, в числе прочего, на обеспечение надежности энергосистемы в процессе перехода к рынку, которым позавидовали бы и некоторые зарубежные государства. К таким конструкциям относятся положения о Системном операторе, единой системе диспетчерского управления и ряд других положений.

    ЭР: Как можно оценить процесс формирования оптовых генерирующих компаний?

    В. С.: После принятия законов по электроэнергетике и концепции стратегии РАО <ЕЭС России> <5+5> компания начала реализацию корпоративных процедур по реформированию. 1 сентября 2003 г. Правительством РФ было принято распоряжение № 1254-р о формировании генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии. В этом документе <поименно> определен состав всех 10 ОГК: 6 на базе тепловых электростанций и 4 гидроОГК. Оптовые генерирующие компании будут сформированы на базе федеральных электростанций (АО-станции) и станций, которые в настоящее время находятся в составе региональных АО-энерго. Поэтому для полного формирования всех ОГК необходимо будет провести реорганизацию АО-энерго в части разделения компаний по видам деятельности. Всего будет создано 10 ОГК, среди которых 6 на базе ТЭС и 4 гидрогенерирующих.
    РАО <ЕЭС России> совместно с инвестиционными консультантами разрабатывает возможные схемы и механизмы проведения аукционов по ОГК. Планируется, что совет директоров РАО <ЕЭС России> рассмотрит этот вопрос в I кв. 2004 г.
    Предполагается, что выделение <пилотной> ОГК может произойти в конце 2004 - начале 2005 г., остальных - в 2005-2006 гг., до реорганизации РАО <ЕЭС России>.

    ЭР: Ожидаете ли Вы возникновения проблем с миноритарными акционерами АО-энерго, которые по каким-либо причинам будут не согласны с передачей электростанций в ОГК?

    В. С.: По мере продвижения реформы разногласия с миноритарными акционерами, конечно, будут возникать. Мы полагаем, что такие проблемы будут решаться наряду с некоторыми системными вопросами, отдельно с каждым акционером. Между тем когда мы выстраивали схему создания ОГК, то предполагали образование холдингов с тем, чтобы на первом этапе РАО <ЕЭС России> вносило туда все акции, а потом акционеры обсуждали между собой их переход на единую акцию. Это было бы наиболее приемлемо. Вопросы перехода на единую акцию еще предстоит доработать. Что же касается убеждения миноритариев в необходимости того или иного решения о реорганизации, которое позволит доформировать ОГК станциями из АО-энерго, то это задача, над которой менеджмент РАО <ЕЭС России> будет продолжать работать.

    ЭР: Как идет работа по выделению ремонтных организаций из АО-энерго?

    В. С.: Реформирование ремонтного и других сервисных бизнесов АО-энерго проходит заданными темпами: энергокомпании РАО <ЕЭС России> учреждают 100%-ные дочерние сервисные (ремонтные) компании, в которые переводятся соответствующие активы и персонал. Главная задача реформы ремонтного бизнеса - развитие конкуренции между однопрофильными сервисными компаниями и, как следствие, улучшение качества их услуг. Для энергокомпаний результатами выделения из своего состава ремонтных подразделений явится снижение затрат на ремонтные работы и повышение эффективности их деятельности. Специально созданная в РАО <ЕЭС России> проектная группа <Ремонты> по состоянию на начало марта этого года одобрила проекты обособления ремонтных подразделений в 70 АО-энерго и 31 АО-станции, а государственную регистрацию прошли 80 дочерних ремонтных компаний.

    ЭР: Что необходимо сделать, с точки зрения нормативно-правовой базы, для полноценной реформы отрасли?

    В. С.: Наиболее важными задачами, которые необходимо решить уже в нынешнем году, являются разработка правил розничного рынка и принятие ряда документов, связанных с особенностями антимонопольного регулирования рынка электроэнергии.
    Кроме того, предстоит принять правительственный документ, связанный со статусом регулирующего органа. Этот документ должен разъяснить, как устроен регулирующий орган и какими инструментами по большей части пользуется. Одной из задач является изменение характера его деятельности. От базовой функции по установлению тарифа регулятор должен переходить непосредственно к регулированию рынка. Необходимо создать схему, которая содержала бы адекватный инструментарий и была соразмерна с новым нарождающимся рынком электроэнергии.

    ЭР: Как обстоят дела с реформированием <пилотных> проектов? Можно ли сделать какие-либо промежуточные выводы?

    В. С.: Сейчас у нас наступает самый ответственный этап: мы переходим от стадии проектирования к стадии реализации проектов реформирования конкретных АО-энерго. Именно на <пилотных> проектах, прошедших собрания акционеров по реорганизации (это ОАО <Калугаэнерго>, ОАО <Брянскэнерго>, ОАО <Орелэнерго>), необходимо отработать все механизмы новых экономических отношений между вновь образуемыми в процессе реформирования АО-энерго компаниями, создать систему договорных отношений, обеспечить сохранение действующего уровня тарифа даже в условиях разделения вертикально интегрированного АО-энерго на профильные компании по видам деятельности, когда возникает потребность определения тарифа для каждого из хозяйствующих субъектов отдельно (генерация, сетевой тариф, сбытовая надбавка). Серьезный вопрос - выстраивание конструктивного взаимодействия с миноритарными акционерами.
    Пока рано делать какие-то выводы. Могу лишь сказать, что в 3 из 4 <пилотов> прошли собрания акционеров, на которых были приняты решения о реорганизации этих АО-энерго.

    Рост капитализации компании и курса ее акций - свидетельство доверия инвесторов к тому, что делает менеджмент РАО <ЕЭС России> и дочерних компаний. За 12 месяцев 2003 г. котировки обыкновенных акций РАО <ЕЭС России> выросли более чем в 2 раза - с 13 до 29 центов за акцию. В целом темпы роста ценных бумаг общества и его дочерних компаний обогнали эмитентов из других ведущих секторов российской экономики, включая нефтяной, газовый и телекоммуникационный.

    ЭР: Что Вы ожидаете от 2004 г.?

    В. С.: Первый блок задач касается реструктуризации самого РАО <ЕЭС России>. Она предполагает прежде всего ряд действий, направленных на создание новых субъектов отрасли и инфраструктуры. Хочу подчеркнуть, что переход на единую акцию для тепловых ОГК - это отдельный шаг, и я не могу пока сказать, в какие сроки он будет реализован.
    Следующая задача - принятие решения о форме проведения аукционов по продаже ОГК. Я очень надеюсь, что будет найдено конструктивное решение, поскольку очень важным фактором запуска рынка и создания конкурентной среды является образование независимых от РАО <ЕЭС России> структур. Необходимо, чтобы появился новый механизм, который позволит <давить> на издержки и ввести в действие экономические стимулы. Именно демонополизированные ОГК - содержательная предпосылка для запуска рынка.
    Второе направление - развитие рынка <5-15%> и расширение его на Сибирь. Эта перспектива просматривалась изначально, и, я думаю, к лету нынешнего года этот вопрос уже будет в стадии серьезного обсуждения. Кроме того, в 2004 г. планируется утвердить основные принципы Целевой модели рынка.
    Третье направление связано с доработкой законодательства. В частности, ожидается, что Правительство РФ примет документ, определяющий статус регулирующего органа.
    Четвертое направление - это реструктуризация АО-энерго и создание межрегиональных структур.

    Еще предстоит принять правительственный документ, связанный со статусом регулирующего органа. Этот документ должен разъяснить, как устроен регулирующий орган и какими инструментами по большей части пользуется. Одной из задач является изменение характера его деятельности. От базовой функции по установлению тарифа регулятор должен переходить непосредственно к регулированию рынка. Необходимо создать схему, которая содержала бы адекватный инструментарий и была соразмерна с новым нарождающимся рынком электроэнергии.

    Вот что будет, по моему мнению, происходить в процессе реформирования электроэнергетики в 2004 г. При этом все, конечно же, зависит от той динамики, которую будет задавать Правительство РФ, с одной стороны, и совет директоров РАО <ЕЭС России> - с другой.

 
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему