«Основными стимулами для внедрения Smart Metering в России должны быть законодательные требования и рыночные преобразования в энергетике»

 

Автор

Яковлев Александр, Менеджер по развитию бизнеса в энергетике, Tieto Россия

 

    Интервью с менеджером по развитию бизнеса в энергетике, Tieto Россия Александром Яковлевым
    ЭР: Александр, как вы оцениваете российский рынок Smart Metering? Какие тенденции здесь складываются?
    А. Я.: Smart Metering сегодня — это популярное и быстро развивающееся направление в автоматизации энергосбытовой деятельности. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации, конференции и, конечно, пилотные проекты, за которыми, как мы надеемся, последует массовое развертывание инфраструктуры интеллектуального учета (Advanced Metering Infrastructure, AMI). Существенной тенденцией в настоящее время является понимание того, что Smart Metering — это часть более серьезной концепции Smart Grid, объединяющей в себе как измерительные, так и управляющие функции, и призванной обеспечить устойчивость энергоснабжения в условиях, когда некоторые из потребителей могут играть роль поставщиков энергии.
    На рисунке показано, как в компании Tieto видят этапы развития ИТ в индустрии энергоснабжения. Сейчас российский рынок осваивает базирующуюся на Smart Metering передовую инфраструктуру обмена данными AMI и Smart Grid, которая у нас конкретизирована в концепции активно-адаптивной сети. Этап «реакция на спрос», или «управление спросом», как его иногда называют, затронут в меньшей степени, что вызвано, по всей видимости, недостаточно развитыми рыночными отношениями в торговле электро­энергией.
    ЭР: Что предлагает Tieto на российском рынке ИТ-услуг и продуктов для энергоснабжающих компаний? В чем особенность вашего подхода и ваши конкурентные преимущества?
    А. Я.: Наша компания достаточно известна в сегменте Smart Metering: мы участвовали в развертывании более 1 млн интеллектуальных приборов учета в Скандинавии — каждый третий потребитель получает там счета за энергию из наших систем биллинга. Нами созданы центры по работе с потребителями для многих энергокомпаний не только в Северной Европе, но и в Германии. Столь масштабный опыт позволяет уверждать, что мы комплексно понимаем ИТ-потребности компаний, занимающихся энергоснабжением.
    Продукты и услуги Tieto поддерживают процессы сбора информации о энергопотреблении в хранилище энергоданных, управление информацией о потребителях и биллинг, а также способны построить так называемый цифровой офис, обеспечивающий интерфейс взаимодействия с потребителем. Они позволяют нам реализовывать эффективное управление и создавать сервисы нового поколения для энергокомпаний в различных областях деятельности — от измерения до расчета, например на основе модели облачных вычислений, что фактически означает возможность предоставления услуг оператора коммерческого учета как сервиса в модели аутсорсинга бизнес-процессов. Такой подход был с успехом реализован нами в проекте компании E.ON в Швеции.
    Мы имеем специальные инструменты, включая программное обес­печение, и подходы к планированию, организации, развертыванию и эксплуатации современной инфраструктуры приборов учета. Так, Тieto предоставляет лучшее в своем классе программное решение AMIRO (AMI Rollout & Operation), позволяющее планировать внедрение интеллектуального учета, управлять проектом по развертыванию системы и полностью раскрыть потенциал AMI для энергоснабжающей компании. Таким образом, Tieto предлагает высокоуровневое проектирование AMI как в области развертывания, так и в области последующей эксплуатации для гарантированного обеспечения целевых значений ROI и других показателей эффективности (KPI).
    Еще один программный продукт в нашем портфеле, ориентированный на задачи энергоснабжающих компаний, — это система управления нарядами на работы WMS (Workflow Management System). Она предназначена для организации выполнения, упрощения и интеграции всех основных процессов и подпроцессов в энергокомпании с учетом соблюдения комплексных требований индустрии и готовности к изменению и оптимизации бизнеса.
    Ядро WMS представляет собой платформу обработки нарядов на работы, которая обеспечивает управление всеми реализованными в системе процессами. Связанная с ядром функциональность, например управление диспетчеризацией, подключение нового потребителя и массовое развертывание приборов учета, также является важной особенностью продукта, содержащего в себе десятки стандартных для отрасли сценариев выполнения работ.
    WMS основана на сервисно-ориен­тированной архитектуре (Ser­vice-Oriented Architecture, SOA), разработанной на базе Java. Информация о процессах хранится в базе данных, все другие сведения доступны благодаря интеграции с другими сис­темами.
    ЭР: Расскажите о своих наиболее интересных проектах по внедрению систем Smart Metering за рубежом.
    А. Я.: Начну с проекта по развертыванию в Швеции сети из более чем 850 тыс. интеллектуальных счетчиков, позволяющих автоматически считывать показания потребления электроэнергии клиентами Fortum. По мнению Fortum, WMS послужила залогом эффективного управления масштабным развертыванием в сжатые сроки. В то же время поддержка ИТ-системы позволила повысить эффективность процессов, добиться экономии времени и средств и, таким образом, экономически эффективной адаптации к быстрым изменениям на электроэнергетическом рынке.
    Этот же инструмент успешно использовала норвежская компания Skagerak Energi AS в рамках реализации проекта по развертыванию системы интеллектуального учета электроэнергии. Для начала, в качест­ве пилотного проекта, нужно было заменить 5 тыс. приборов учета, а в итоге — 178 тыс. Проблема была в том, что в Норвегии более 90% электросчетчиков расположены внутри домов потребителей, и замена счетчика возможна только при личном присутствии клиента. Tieto предложила комплексный вариант внедрения платформы AMI Tieto — интеллектуальную инфраструктуру учета с дополнительными возможностями для резервирования ресурсов монтажных бригад и оптимизации их деятельности. Для этого потребовалось проанализировать весь процесс замены приборов, а также определить необходимые шаги для обеспечения замены каждого счетчика от момента внесения в график до исполнения.
    Мне же наиболее интересным представляется проект E.ON — развертывание услуг интеллектуального учета в энергопотреблении для 143 тыс. клиентов. Работая с этим проектом, наша компания, известная своими достижениями и в традиционном ИТ-аутсорсинге, и в области проектирования и развертывания AMI, получила уникальную компетенцию, реализовав полный аутсорсинг бизнес-процессов (Business Pro­cess Outsourcing, BPO) оператора коммерческого учета в модели «управляемых услуг» (Managed Services)для созданной AMI в коммунальном секторе энергоснабжения. В 2005 г. Tieto и сетевое подразделение международной энергокомпании Е.ON в Швеции подписали контракт на внедрение проекта предоставления «управляемых услуг» в части AMI. Суть проекта заключалась в создании и предоставлении полнофункциональной AMI как услуги для энергоснабжающей компании. Он состоял из двух частей: проект развертывания AMI и проект по управлению услугами (Service Operations). В объем проекта включены полный переход от ручного считывания показаний к автоматизированному, а также разработка и предоставление широкого ассортимента услуг в области интеллектуального учета (Smart Metering).
    ЭР: Итак, ваша компания имеет значительный опыт внедрения систем Smart Metering за рубежом. Каковы все-таки перспективы развития этих технологий в России? Какие препятствия есть на этом пути?
    А. Я.: Фокус проектов у нас в России во многом технический. Не всегда в достаточном обьеме заказчики обращают внимание на то, как организовать развертывание и эксплуатацию системы, какие бизнес-задачи приоритетны, как построить соглашение об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA) с бизнесом и каким образом при реализации проекта станет понятно, что результат достигнут. Но ситуация стремительно меняется, растет квалификация наших российских компаний, и это радует. Основными же стимулами при внедрении Smart Metering в России, как и в других странах, должны быть законодательные требования и рыночные преобразования в энергетике.
    В Швеции, к примеру, на государственном уровне сформулированы законодательные требования, регламентирующие расчет за энергопотреб­ление на основании ежемесячных фактических данных о потреблении. А в Финляндии, к 1 января 2014 г. около 80% приборов учета электроэнергии смогут обеспечить считывание с почасовым разрешением.
    В целом российскому рынку еще только предстоит достичь состояния зрелости — мы почувствуем это вмес­те с изменением технических требований заказчиков, а также при оценке функционального содержания реа­лизованных пилотных проектов, в том числе по публикациям в вашем издании.