ГИС избавит энергетиков от бумажного документооборота

 

Автор

Титов Алексей, эксперт

 

    Федеральный закон «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» (ГИС ТЭК) был принят в третьем чтении 21 ноября 2011 г. на пленарном заседании Государственной думы РФ, одобрен 29 ноября 2011 г. на пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ и подписан 5 декабря 2011 г. Президентом Российской Федерации Д. Медведевым.
    Данный документ предусматривает создание государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и законодательной базы, определяющей правовой режим ее функционирования, а также регламентирует отношения, возникающие в связи с формированием, эксплуатацией и совершенствованием ГИС ТЭК. По словам статс-секретаря — заместителя министра энергетики Российской Федерации Ю. Сентюрина, информация о состоянии и перспективах развития топливно-энергетического комплекса страны, предоставляемая государственными органами и субъектами ТЭК, является главным инструментом проведения эффективной политики и нормативно-правового регулирования в сфере ТЭК и смежных отраслях экономики. Сегодняшнее законодательство ограничивает возможности государственных структур в получении в полном объеме данных о деятельности организаций ТЭК. В результате органы, выполняющие государственные функции в сфере ТЭК и смежных отраслях, не обеспечены в должной степени оперативной и пообъектной информацией, необходимой для принятия важных социально-экономических решений, в том числе по укреплению безопасности государства и предотвращению чрезвычайных ситуаций.
    Для устранения указанных проблем по поручению Президента РФ был разработан Федеральный закон «О ГИС ТЭК», направленный на улучшение государственного контроля в сфере ТЭК и смежных отраслях экономики на базе комплексного использования современных информационных технологий, технических средств и автоматизированных систем анализа поступающих данных. Благодаря закону будет сформировано целостное представление о текущем и прогнозируемом состоянии ТЭК, что во многом способствует оперативному и стратегическому планированию в отрасли, а также энергоэффективному и энергобезопасному развитию экономики России.
    Принятие единого правового акта позволит компенсировать как разрозненность отраслевого законодательства в сфере ТЭК, так и отсутствие базовых федеральных законов для некоторых отраслей ТЭК в части информационно-аналитического обеспечения, благодаря унифицированному подходу создаст условия для эксплуатации и модернизации ГИС.
    По словам Ю. Сентюрина, «закон, определяющий правовые и организационные основы предоставления информации для формирования и использования государственных информационных ресурсов ТЭК, поможет упорядочить и сделать более прозрачным рынок энергоресурсов, гарантируя своевременный и полный обмен данными между государственными органами и хозяйствующими субъектами ТЭК».
    Документ вводит правовые положения, обязывающие организации ТЭК и государственные органы безвозмездно направлять информацию в ГИС ТЭК посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей и методов электронного документооборота. Закон предельно конкретен — предоставлению подлежат 19 видов информации: о качестве энергетических ресурсов, объемах и направлениях их транспортировки; рынках, ценообразовании, тарифах и фактических ценах на энергоресурсы; таможенной статистике внешней торговли России в части энергетических ресурсов; об инцидентах, авариях, чрезвычайных ситуациях и пожарах на объектах ТЭК; охране труда и производственном травматизме; принимаемых мерах по охране окружающей среды, энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и т.д.
    В законе также заложены принципы межведомственного информационного взаимодействия, что значительно упрощает обмен данными между заинтересованными государственными органами.
    Благодаря информационной системе актуальную и доступную информацию об основных тенденциях рынка смогут получать не только государственные органы, субъекты РФ и муниципальные образования, но и юридические лица и простые граждане. Как отметил Ю. Сентюрин, «федеральный закон закрепляет несколько норм, которые позволят бизнес-сообществу избавиться от бумажного документооборота и излишнего администрирования со стороны государственных органов».
    В государственную информационную систему включены сведения о состоянии энергетики иностранных государств и мирового рынка энергоресурсов, налогах и сборах, таможенных пошлинах и иных таможенных платежах в части энергоресурсов, таможенной статистике внешней торговли РФ, экспортно-импортных операциях, прогнозе и направлениях развития топливно-энергетического комплекса РФ и энергетической безопасности России, а также о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, инцидентах или авариях, создающих угрозу безопасности на объектах ТЭК.
    Одним из сегментов ГИС ТЭК должна стать государственная система учета и контроля над производством и перемещением нефти и нефтепродуктов (система «Нефтеконтроль»).
    Согласно закону Правительство РФ утверждает порядок формирования, функционирования и совершенствования ГИС ТЭК, условия безвозмездного и обязательного «ввода» в систему информации, перечень ее форм и правила доступа к ней, а также технические требования по обеспечению ее функциональности. Кроме того, орган, назначенный Правительством РФ, берет на себя полномочия по созданию, эксплуатации и модернизации ГИС ТЭК, определению порядка и объема доступа к ней.
    ГИС ТЭК стала первой из государственных информационных систем, предусмотренных Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Информатизация экономики России начинается именно с ГИС топливно-энергетического комплекса, поскольку именно он является базовым для страны.
    Первый вице-спикер Госдумы РФ О. Морозов, комментируя закон, назвал его долгожданным документом, актуальность которого не вызывает сомнений: «Сегодня без достоверной информации, доступной всем заинтересованным сторонам в режиме реального времени, эффективное управление такой сложнейшей структурой, как топливно-энергетический комплекс, в принципе невозможно. Чтобы хорошо управлять, надо досконально знать то, чем управляешь».
    В свою очередь, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по энергетике Ю. Липатов отметил: «Закон подчеркивает обязательный характер безвозмездного предоставления информации для формирования ГИС ТЭК федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по добыче (производству), переработке (обогащению), преобразованию, хранению, передаче, транспортировке (поставке), снабжению, перевалке (отгрузке) и реализации энергетических ресурсов».
    Федеральная государственная информационная система топливно-энергетического комплекса будет содержать информацию о текущем состоянии ТЭК и прогнозе его развития, открытую для государственных органов, органов местного самоуправления, заинтересованных должностных лиц, организаций и граждан. ГИС предназначена для автоматического сбора, обработки и хранения данных в целях дальнейшего обмена информацией. Проект направлен на комплексное информационно-аналитическое обеспечение и совершенствование системы межведомственного информационного взаимодействия в сфере ТЭК.
    Государственная информационная система включают в себя интеграционный и отраслевые сегменты. Первый представляет собой систему сбора, обработки и хранения информации, а также обеспечения доступа к ней путем взаимодействия отраслевых сегментов ГИС и иных информационных систем. Отраслевые сегменты ГИС — это системы для сбора, анализа и хранения информации о состоянии и прогнозе развития отдельных отраслей ТЭК с функцией доступа к ней.
    Принципы ГИС ТЭК:
  • полнота, достоверность, своевременность предоставления и общедоступность информации;
  • однократность сбора информации;
  • взаимодействие ГИС и иных информационных систем;
  • обеспечение национальной безопасности;
  • доступность и бесплатность программных средств ГИС, необходимых для представления информации.
    Оператором ГИС ТЭК станет Министерство энергетики РФ. Другие ее участники — субъекты РФ и пользователи системы.
    Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2012 г. За нарушение его норм установлена ответственность. Государственная информационная система топливно-энергетического комплекса считается действующей с момента активации интеграционного сегмента ГИС. Согласно закону обязанность федеральных органов власти по предоставлению информации в систему наступит не ранее 1 января 2013 г., а для остальных субъектов — не ранее 1 января 2014 г.