Отраслевое решение sap is-u для эффективного управления услугами транспортировки и сбыта энергоресурсов и услугами жкх

Рубрика:

ИТ в энергетике

 

Автор

Михайлова Светлана, Заместитель начальника отдела консалтинга по отраслевым решениям в сфере энергетики и ЖКХ, SCIENER

 

    В структуре современного рынка взаимоотношений от продавца услуг до конечного потребителя существует множество субъектов, выполняющих различные, зачастую дублирующие друг друга функции и конкурирующих между собой. В условиях постоянно возникающих между субъектами различного рода спорных ситуаций, требующих оперативного решения, огромное преимущество имеет сторона, обладающая подробной и структурированной информацией, подтверждающей ее позицию и обеспечивающей правильное принятие управленческих решений.
    Автоматизировать локальные задачи бизнеса готовы многие производители информационных систем, но не все из них способны предоставить именно комплексную автоматизацию бизнес-процессов. Подобные задачи под силу только системам класса Enterprise Resource Planning (ERP). При этом, учитывая специфику и динамику развития энергетической отрасли, компоненты ERP-системы должны гармонично взаимодействовать в общей архитектурной концепции, решение в целом должно быть гибким, а сам процесс внедрения обеспечивать оптимальный результат и отдачу на каждом логическом этапе.
    Сегодня несомненным лидером в построении информационных систем подобного уровня является компания SAP, мировой лидер на рынке корпоративных приложений.
    Компания SCIENER, являясь партнером SAP, предлагает отраслевое решение для энергетики и ЖКХ — SAP for Utilities (SAP IS-U). Решение, которое зарекомендовало себя многолетним опытом эксплуатации в распределительно-сетевом комплексе, генерации, а также в сфере ЖКХ.
    Из очевидных преимуществ системы SAP IS-U можно выделить следующее.
    Система поддерживает необходимые функции управления услугами транспортировки и сбыта энергоресурсов и услугами ЖКХ. Это основные бизнес-функции: расчет объема и стоимости оказанных услуг, построение балансов энергии по узлам сети («лоскутный метод» по принципу от локальных участков до территорий), ведение парка измерительных приборов, планирование и учет данных о проведенных инструментальных проверках средств учета, учет данных о выявленных фактах неучтенного потребления, информационный обмен с участниками рынка, ведение договорной работы и контроль за выполнением условий договоров.
    Система способна оперировать огромными объемами данных. Статистика реальных проектов: в одной системе обрабатывается информация о 3,5 млн точках коммерческого и технического учета электроэнергии, созданы 15 млн единиц оборудования, функционируют все остальные компоненты системы (ТОРО, бухгалтерия и пр.).
    Используется единое интегрированное информационное пространство для всех бизнес-процессов компании: НСИ, база данных точек учета и потребителей едины для всех модулей системы, а соответственно для всех бизнес-процессов компании (контакт-центр, техническое присоединение, бухгалтерия и пр.).
    Онлайн-обновление — информация, введенная в систему с любого организационного уровня, немедленно доступна пользователям.
    Поддержка «ноу-хау» — система поддерживает перспективные направления энергетики, такие как взаимодействие с интеллектуальными приборами учета. Для этого предусмотрено решение SCIENER SciMeter — реализация концепции MeterDataUnification&Synchronization (MDUS), базирующейся на сервисах AMI, предназначенных для организации взаимодействия с отраслевым решением SAP IS-U. В этой части предусмотрены автоматизированный съем показаний и профилей потребления из АИИСКУЭ/АИИСТУЭ, передача сигналов об отключении/ограничении и др.
    Функциональность системы опробована и адаптирована к требованиям российского бизнеса — решение эксплуатируется более 10 лет в России и содержит инструменты, поддерживающие будущее развитие.
    Основная концепция решения — это создание комплексной системы управления, поддерживающей сквозной бизнес-процесс — от обращения клиента, выполнения технологического присоединения, урегулирования договорных отношений до контроля за выполнением обязательств сторон в рамках договорных отношений, где IS-U является одним из ключевых компонентов по автоматизации процессов выполнения биллинга услуг. Такой подход позволяет значительно улучшить качество обслуживания и расчетов с потребителями, усилить контроль за выполнением договорных обязательств и требований по организации коммерческого учета, а также выстроить жесткий и унифицированный процесс по реализации основной деятельности компании.
    В предлагаемом SCIENER решении учитывается возможность изменения статуса компании в общей схеме взаимоотношений на рынке, существенных изменений порядка информационного обмена, условий договоров между участниками. Так, например, в общей биллинговой схеме предусмотрен универсальный гибкий алгоритм расчета объема услуги по передаче электроэнергии для потребителей. Функциональность позволяет определить различные управляющие параметры для расчета потребителей зоны обслуживания разных энергосбытовых организаций/гарантирующих поставщиков (ЭСО/ГП) или даже участков одного ЭСО/ГП. Таким образом, при расчете объемов услуг отдельного потребителя можно учитывать особенности договорных отношений с ЭСО/ГП в одной системе. Примером подобных гибких расчетов служит задание алгоритмов расчета объемов потребления при наличии показаний в расчетном периоде (поступивших из разных источников: квитанции об оплате, съем контролером, самосъем потребителем и т.д.), а также при отсутствии показаний (по нормативам потребления, исходя из условий договоров энергоснабжения и состава оборудования, на основе исторических данных). При этом в случае изменения условий договоров с ЭСО/ГП или изменения действующей нормативно-законодательной базы необходимо внести изменения в управляющие параметры, и расчет следующих периодов будет произведен по новому методу.
    Особое внимание следует уделить работе с первичными документами и первоначальным заполнением базы данных. Функциональность позволяет регистрировать в системе первичную информацию сразу после ее возникновения, хранить образы документов в привязке к объектам системы. Первичная информация находится в оперативном доступе, поэтому отпадает необходимость постоянной работы с документацией на бумажных носителях.
    Организация доступа к данным системы с помощью концепции ролей и полномочий позволяет в рамках единой системы разграничить получение информации и доступ к функциям системы сотрудников различных подразделений компании. Иными словами, каждый сотрудник получает доступ только к той информации, которую ему разрешено использовать, и тем функциям, на которые у него есть полномочия. При этом действия пользователей системы регистрируются внутренними журналами, тем самым повышаются прозрачность деятельности и ответственность работника за выполнение бизнес-функций.
    Актуальной проблемой является необходимость организации информационного обмена между участниками рынка. Выполнение данной функции возможно посредством портального решения Enterprise Portal (SAP EP). Информация из системы IS-U путем портального решения может быть передана/принята от любого интересанта посредством предоставления web-доступа. Организация и предоставление доступа к данным о текущих начислениях в системе IS-U позволяют увеличить скорость и качество сверки и согласования данных по объемам и стоимости оказанных услуг, текущей задолженности и т.д., и в итоге исключить разногласия и снизить уровень дебиторской задолженности.
    При этом внедрение основных блоков функциональности IS-U может осуществляться параллельно или последовательно. План внедрения разрабатывается индивидуально и обеспечивает возможность более равномерного распределения нагрузки на сотрудников, задействованных в процессе внедрения и одновременно выполняющих свои непосредственные производственные функции, что приводит к получению оптимального результата с максимальным эффектом от внедрения системы уже на первых этапах эксплуатации системы.