СТАНДАРТнаяэнергетика в России:реалии и перспективы

 

Автор

Наумов Эдуард, Генеральный директор НП «ИНВЭЛ»

 

    Интервью с генеральным директором НП «ИНВЭЛ» Эдуардом Наумовым
    В России, согласно одобренной стратегической программе развития экономики до 2020 г., перед энергетиками поставлена задача по снижению энергоемкости продукции на 40%. Для ее реализации необходимо определить вектор дальнейших преобразований в отечественной энергетике, создать все условия для построения новой модели отрасли: гибкой, надежной, безопасной, экологичной, с активным участием потребителей. Однако разрабатываемые планы и программы, по мнению экспертов, могут остаться нереализованными, если не совершенствовать нормативно-законодательную базу и не уделять пристального внимания гармонизации российских норм и стандартов с международными. О перспективах построения интеллектуальной энергетики, действующей на принципах Smart Grid, с учетом существующей базы в сфере технического регулирования в энергетике мы побеседовали с генеральным директором НП «ИНВЭЛ» Эдуардом Наумовым.
    ЭР: Эдуард Борисович, о необходимости обновления нормативной базы в энергетике говорится давно. НП «ИНВЭЛ», как организация, которая отвечает за ведение информационного фонда для всей отрасли, выступало с какими-либо предложениями?
    Э. Н.: Проблема использования устаревших нормативных документов в электроэнергетике на сегодняшний день стоит довольно остро. Реестр, который ведет ИНВЭЛ, включает в себя около 2000 документов, значительная часть из которых разрабатывалась в период 70—80-х гг. прошлого века. Очевидно, что в них содержатся старые требования, устаревшие нормы, которые создавались профильными институтами, исходя из реалий того времени. В период реформирования отрасли на основании двух программ стандартизации ОАО «РАО «ЕЭС России», которое занималось обновлением нормативной базы в сфере электроэнергетики, наше партнерство переработало и актуализировало более 260 стандартов. В 2009 г. по заказу Министерства энергетики Российской Федерации ИНВЭЛ провел аудит действующих в отрасли документов и совместно с экспертами сформулировал предложения по переработке, пересмотру и отмене части документов. Согласно нашим выводам, из всей базы документов, которой и сегодня руководствуются энергетики, около 1000 документов требуют переработки, порядка 300 документов целесообразно отменить, по ряду из них были сделаны предложения по изменению статуса.
    ЭР: Реализованы ли предложения партнерства по актуализации базы документов?
    Э. Н.: К сожалению, нет. Результаты этой работы были переданы в Министерство энергетики РФ в 2009 г. Планировалось в 2010 г. приступить к реализации второго этапа, по которому предполагалось сформировать комплексную отраслевую программу пересмотра и разработки первоочередных документов и начать непосредственную работу по актуализации значительной их части. Однако в настоящее время комплексной работы в отрасли по этому вопросу не ведется.
    Поскольку существовали концептуальные разногласия, в какой системе нормативно-правового регулирования будут строиться правоотношения в сфере электроэнергетики: в рамках ФЗ «О техническом регулировании» или на основании подзаконных актов, принимаемых в развитие ФЗ «Об электроэнергетике», необходимо было определить и дальнейший путь преобразований. В результате по инициативе Министерства энергетики РФ в июле 2011 г. были внесены изменения в ФЗ «О техническом регулировании», в соответствии с которыми из сферы регулирования данного закона были исключены требования к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики. Предполагается, что следующим этапом будет наделение Министерства энергетики РФ полномочиями по утверждению документов, устанавливающих обязательные требования в этой сфере. Вопрос, появится ли данная компетенция у Минэнерго России или каким-то образом она будет трансформирована в связи с перспективами деятельности Таможенного союза и ВТО, остается открытым.
    ЭР: По каким же «законам» живет энергетика сегодня, ведь необходимые поправки в закон об электро­энергетике в части передачи полномочий еще не внесены?
    Э. Н.: Энергетики руководствуются перечнем документов, который ведет наше партнерство, согласно официальному приказу ОАО «РАО «ЕЭС России» по передаче ИНВЭЛ этих функций. В дальнейшем, в зависимости от того, как будет решен вопрос полномочий утверждающего органа, начнется и переработка реальных документов. В настоящее время Минэнерго России ведет работу по согласованию проекта о внесении изменений в ФЗ «Об электроэнергетике», который прошел первое чтение в Государственной Думе, а потом был отправлен на доработку и устранение замечаний.
    По сути, образовался так называемый правовой вакуум. Особенно в части технического регулирования. Помимо этого, не решен ряд проблем со смежными отраслями, которые осуществляют свою деятельность в зоне технического регулирования: строительными, производителями оборудования, компаниями, оказывающими услуги по НИОКР и др.
    ЭР: Чем грозит отрасли отсутствие актуальной нормативной базы?
    Э. Н.: Отсутствие современных документов, от которых напрямую зависят темпы внедрения технологий, оборудования, не позволяет сформировать новый технологический базис и сделать конкурентоспособной отечественную энергетику на мировом рынке. Распространение технологий Smart Grid также подразумевает переработку и использование новых стандартов. Здесь важно понимать, что для решения тех или иных локальных задач энергокомпании зачастую разрабатывают стандарты «под себя», но этого недостаточно, и такая ситуация не устраняет существующих в научно-технической документации общеотраслевых пробелов.
    Есть ряд институтов, которые разрабатывают тексты документов по своей тематике. Например, ОРГРЭС — по эксплуатации, ОргЭнергоСтрой — по строительной части. Но единого центра заказа документов нет, в отличие от советской системы, когда эти функции исполняло Главное техническое управление при Минэнерго.
    ЭР: Какое направление в энергетической отрасли характеризуется самой сложной ситуацией?
    Э. Н.: Самые устаревшие документы связаны с организацией технологических процессов, например, с ремонтами и управлением строительством. Именно с процедурными положениями, которые были написаны еще под советскую систему управления и ее структуру. Доходит до абсурда, когда согласно тому или иному документу энергетикам нужно пройти процедуру согласования с уже несуществующими министерствами и ведомствами.
    По оборудованию ситуация не так критична: оно установлено и эксплуатируется в соответствии с имеющимися, но устаревшими правилами и нормами. Сложности возникнут, когда начнут ввозить и эксплуатировать новое оборудование. Генерирующие компании, которые осуществляют реконструкцию своих объектов и планируют использование новых видов оборудования, по которым нет действующих стандартов, вынуждены делать специальные обоснования по его безопасности для Ростехнадзора до принятия соответствующих документов по этим импортным позициям.
    ЭР: С какой периодичностью необходимо осуществлять пересмотр документов, чтобы не тормозить процессы развития отрасли?
    Э. Н.: В среднем в мировой практике периодичность переработки стандартов — пять лет. Три года — в продвинутых странах, таких как Германия, Америка, Великобритания. В случае с Россией речь идет о десятилетиях и больше. Что говорить, если в действующей базе документов есть инструкции, составленные в 30-е гг. прошлого века.
    ЭР: По этой логике несовершенство документальной базы может стать существенным сдерживающим фактором развития отрасли. Чтов этом случае можно сказать о российских перспективах построения интеллектуальной энергетики Smart Grid?
    Э. Н.: Важно принятие тех или иных решений в интересах всей отрасли. НП «ИНВЭЛ» видит этот общий подход в создании единого Центра стандартизации, проект которого был предложен в рамках сформулированной нами Концепции нормативно-правового регулирования и в начале года направлен на рассмотрение в Министерство энергетики РФ и энергокомпании отрасли. Инициативы отдельных компаний по разработке и внедрению стандартов зачастую не решают общеотраслевых задач. Поэтому должна быть сформирована централизованная комплексная программа, которая будет также учитывать все предложения и существующие наработки компаний.
    Тема Smart Grid обсуждается в России с 2007 г. Изучая последние тенденции и мировой опыт в области электроэнергетики ИНВЭЛ совместно с экспертами разработало предложения по формированию Smart Grid уже с учетом российской специфики. Впоследствии наши наработки были использованы при формировании технологической платформы «Интеллектуальная энергетическая система России». Сегодня министерство продолжает работу по совершенствованию механизмов функционирования этой платформы.
    ЭР: Но решение вопросов норма­тивно-технического регулирования не снимет всех проблемных моментов. Какие проекты ИНВЭЛ как центр компетенции в вопросах инновационного развития электроэнергетики реализует в интересах всей отрасли?
    Э. Н.: Говоря о необходимости совершенствования технического регулирования, мы понимаем, что построение энергетики будущего — это комплексная задача. Инновации и их эффективное внедрение подразумевают и создание особых условий, а именно единую инфраструктурную площадку, где стало бы возможным воссоздание всей цепочки «рождения» инноваций — от идей до апробации. Предложение партнерства — реализовать уникальный для России общеотраслевой инфраструктурный проект по созданию инновационного энергопарка и строительства энергетического дома. Концепция его уже разработана, идет определение источников финансирования.
    Параллельно ИНВЭЛ реализует интернет-проект многофункционального общеотраслевого портала www.SmartGrid.ru, который станет виртуальным воплощением инновационного энергопарка. Часть сервисов энергопарка, такие как центр стандартизации, экспертная сеть, кадровый резерв и ряд других, в скором времени будет иметь свое воплощение в интернет-сети. В настоящее время заработал первый — информационно-аналитический сервис портала SmartGrid.ru.