Новейшие ИТ-разработки позволят энергетике совершить скачок в будущее

 

Автор

Лашкевич Юлия, Директор департамента по работе с атомной промышленностью, энергетикой и ЖКХ, IBS

 

    В условиях все возрастающей конкуренции мы отмечаем повышение заинтересованности российских предприятий в энергоэффективности. Руководители компаний осознают, что речь идет о прямой связи затрат на электроэнергию с себестоимостью и, следовательно, конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Все чаще это понимание воплощается в конкретных действиях, направленных на обеспечение энергосбережения, внедрение новых технологий энергоэффективности.
    Волна интереса к тематике более рациональных расходов на энергоресурсы прослеживается во всех ключевых отраслях российской экономики, в том числе на самом энергорынке и в тесно связанной с ним сфере жилищно-коммунального хозяйства.
    С точки зрения консалтинга и ИТ, под энергоэффективными технологиями подразумеваются как программно-аппаратные решения (датчики, автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии, различные программные комплексы и т.д.), так и механизмы повышения качества управления на всех стадиях — от прогноза и детального планирования энергопотребностей до оперативного анализа отклонений, их влияния на деятельность предприятия и принятия по итогам этого анализа управленческих решений. Для успешного выполнения задач по внедрению подобных технологий от консалтинговых компаний требуются знание отраслевого рынка, способность применять на практике новейшие ИТ-разработки оте­чественных и западных производителей, опыт решения задач энергетической отрасли с учетом российской специфики (ход реформы, административно-законодательные факторы, низкая оснащенность приборами учета и системами диспетчеризации, региональные особенности и т.д.).
    При этом информационные технологии развиваются быстрыми темпами и с каждым годом дают энергетической отрасли все больше новых возможностей. На наш взгляд, сегодня на повестке дня стоит вопрос о более тесной интеграции систем различного уровня. Если до недавнего времени корпоративные информационные системы в электроэнергетике использовались в основном как инструмент получения данных для принятия решений, а реальное управление технологическими процессами осуществлялось с помощью систем класса АСУТП или АСКУЭ, современный подход предполагает объединение этих направлений во взаимосвязанное ИТ-решение. Такой комплексный подход означает, что вместо внедрения отдельных разнонаправленных систем (например, учетной системы — ERP и производственной системы — АСУТП или АСКУЭ) следует формировать единое решение, позволяющее управлять и предприятием, и производством. Интеграция значительно снизит издержки и даст предприятию существенные экономические эффекты. Еще больше преимуществ можно получить, если реализовывать новую концепцию с использованием более совершенных, нежели АСКУЭ, технологий, в том числе появившихся недавно на рынке Smart Metering (интеллектуальный учет) и Smart Grid (интеллектуальная сеть).
    Первый блок этих разработок — Smart Metering — представляет собой системы дистанционного управления электросетевыми активами и приборами учета. Они обеспечивают полное и оперативное измерение параметров производства, передачи, потребления электроэнергии, контроль расчетов и взаимодействия с абонентами. С этим сопряжено применение технологий второго блока новых ИТ-решений — Smart Grid, позволяющих преодолевать разрозненность энергосистем, интегрировать все их элементы в единую цепь: генерация — сети — сбыт — потребитель. Полноправными участниками цепочки должны быть и те, кто производит, и те, кто транспортирует, и те, кто продает, и, конечно же, потребители энергоресурсов. Применение новых технологий на всех участках цепи предоставит огромные возможности с точки зрения аналитики, улучшит качество взаимодействия участников процесса, позволит преодолевать «пики» нагрузок на мощности в сети, снизит риск перебоев, сделает генерацию и передачу более равномерными (а значит, более дешевыми в обслуживании). Все это приведет к снижению как затрат энергетиков, так и тарифов для предприятий и граждан.
    На наш взгляд, в современных условиях решение обозначенных задач является шагом к максимально эффективному управлению в энергетической отрасли. Однако многое из того, о чем сказано выше, может показаться чем-то из области фантастики. Действительно, отставание отечественной промышленности (включая собственно электроэнергетику и жилищно-коммунальное хозяйство) от промышленности развитых стран Запада в части энергоэффективности сегодня велико. Развитие информационных технологий и их растущая доступность дают нам отличный шанс преодолеть это отставание буквально за несколько лет.
    Если говорить о конкретных путях решения, к сожалению, необходимо отметить, что предложения в данном сегменте со стороны отечественных ИТ-поставщиков ограниченны. На рынке преобладают решения зарубежных разработчиков, среди которых следует выделить программные продукты Oracle и SAP. Из конкретных ИТ-разработок, включающих в себя базовые компоненты Smart Grid и Smart Metering, можно назвать программный комплекс Oracle Utilities и его биллинговую составляющую Oracle Customer Care & Billing (CC&B). Специалисты нашей компании имеют огромный опыт внедрения биллинговых проектов на многих предприятиях отрасли, а в настоящее время ведут проект в крупнейшей энергосбытовой компании страны на основе технологий Oracle CC&B. Мы на практике убедились в том, что решение гармонично сочетает возможности автоматизации всех направлений работы энергосбытового предприятия и традиционно сильный для ПО Oracle подход к обеспечению коммерческой сферы деятельности. Создаваемая система не только удовлетворяет текущие потребности бизнеса, но и закладывает надежный фундамент для его дальнейшего развития. Конечно, как уже было сказано, внедрение ИТ-решений необходимо вести с учетом российской специфики и опыта предшествующих проектов для российских заказчиков.
    Хочется надеяться, что в ближайшее время на успешных примерах внедрения таких новейших разработок многие участники отечественного рынка энергетики и ЖКХ откроют для себя серьезные возможности, позволяющие:
  • точно учитывать объемы производства, передачи, потребления электроэнергии;
  • вести интерактивную работу с контрагентами;
  • оперативно анализировать потребности клиентов;
  • прогнозировать генерацию и потребление;
  • корректировать в соответствии с величиной потребления объемы производства;
  • сокращать коммерческие и технические потери.
    Таким образом, все более очевидным для игроков энергорынка будет становиться влияние средств ИТ на обеспечение большей конкурентоспособности деятельности компаний отрасли. А предприятия — потребители электроэнергии (равно как и простой обыватель) благодаря ИТ научатся оптимизировать расходы за счет стимулирования эффективного использования энергоресурсов и управления собственным потреблением.