«В России для максимального эффекта от проводимых масштабных преобразований необходима интеллектуализация всех субъектов электроэнергетики»

 

Авторы

Липатов Юрий, Председатель Комитета по энергетике Госдумы РФ

Данилова Светлана, Пресс-секретарь Комитета ГД РФ по энергетике

 

    Мировой финансовый кризис и дальнейшие события сильно изменили наше представление о многих вечных принципах, явлениях, ценностях. Стало ясно, что в динамичном, постоянно меняющемся мире нет места догмам. Современный уровень развития общественно-экономических отношений, технологий, состояние окружающей среды требуют новаций, иного уровня интеллекта при оптимизации управленческих решений и совершенствовании экономико-правового обеспечения. Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в частности в сфере теплоснабжения, относятся к числу важнейших государственных приоритетов России. Основой будущего станут новаторские и революционные идеи в этой области.
    Озвученные Президентом Российской Федерации стратегические ориентиры страны на создание «умной» экономики определяют требования к электроэнергетике как технологической платформе новой экономики. Сегодня мы имеем внутренние и внешние вызовы к электроэнергетическому комплексу. Внутренний — выполнение энергетическим сектором страны своей важнейшей системообразующей функции в экономике при переходе на инновационный путь развития. Внешний — необходимость преодоления угроз, связанных с неустойчивостью мировых энергетических рынков и волатильностью мировых цен на энергоресурсы, надежным вкладом энергетической отрасли в повышение эффективности внешнеэкономической деятельности страны, усиление позиций России в мировой экономической системе. Сегодня есть четкое понимание требований экономики России к электроэнергетическому комплексу страны — обеспечение активного участия потребителей на рынках электроэнергии, равно как и «цифрового» качества энергии для нужд экономики, предупреждение системных сбоев и противодействие влиянию извне. В электроэнергетику должны быть вовлечены все виды генерации и аккумулирования энергии, а потребитель и поставщик, в свою очередь, должны получить новые продукты, услуги и рынки. При этом следует выделить стратегическую задачу электроэнергетического комплекса в целом — обеспечение и повышение надежности, качества, экономичности и безопасности. В наступающем десятилетии предстоит реализовать Программу широкой экономической и социальной модернизации России, важнейшей политической частью которой являются энергосбережение и энергоэффективность.
    Генсхема как основа
    Основой движения к указанной стратегической цели и строительства инфраструктурных объектов электроэнергетики является Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 г. Ключевые показатели развития отрасли до 2030 г., исходя из просчитанного среднегодового объема прироста электропотребления, должны быть на уровне 2,2%. Для удовлетворения спроса на электроэнергию к 2030 г. будет введено 173 ГВт новых генерирующих мощностей, в том числе: АЭС — 43,4 ГВт; ГЭС — 11,8 ГВт; ТЭС — 112,1 ГВт; ВИЭ — 6,1 ГВт. Суммарная протяженность электрических сетей 330 кВ и выше к этому времени должна составить 108 тыс. км, трансформаторная мощность — 330 тыс. МВА. Планируется провести модернизацию электроэнергетической отрасли путем вывода из эксплуатации устаревшего генерирующего оборудования: предполагаемый общий объем демонтажа к 2030 г. — 67,7 ГВт, в том числе 51,2 ГВт — ТЭС и 16,5 ГВт — АЭС; модернизация электросетевого комплекса позволит снизить потери в сетях до 8% (2010 г. — 12%).
    Общие капиталовложения на реализацию Генеральной схемы и развитие электроэнергетики оцениваются в сумму 20 трлн руб., в том числе в сетевое хозяйство будет направлено 10,2 трлн руб., в генерацию — 9,8 трлн руб.
    Новейший подход
    Слабые звенья электросетевого комплекса России — высокая степень износа и устаревшее электротехническое оборудование. В советский период в приоритетах было возведение новых объектов генерации, а сети финансировались по остаточному принципу. Поэтому нынешнее состояние электросетевого комплекса России совершенно не отвечает предъявляемым к нему требованиям. Выполнение этой задачи возможно только при инновационном подходе к развитию существующей энергосистемы, который заключается в формировании качественно новой электроэнергетической системы, удовлетворяющей потребностям экономики как сегодня, так и в перспективе и выстраивающей прочный фундамент для ее дальнейшего роста. Результатом этих преобразований должно стать создание «умной» сети, призванной устранить существующие проблемы отрасли, повысить не только эффективность ее работы, но и конкурентоспособность экономики России с помощью инновационных технологий.
    Переход энергетических компаний на RAB-регулирование, определяющее новое условие к долгосрочному развитию и преобразованиям сети, будет привлекательным для инвестиций. В экономике формируется также комплекс обязательных требований к обеспечению надежности и качества энергоснабжения потребителей.
    Такая комплексная модернизация и инновационное развитие всех субъектов электроэнергетики на огромном пространстве страны планируется только в России. В зарубежных компаниях в большей степени решаются вопросы на уровне распределительных сетей (например, создание Smart Grid, «умных» городов). В России же для получения максимального эффекта от проводимых масштабных преобразований, безусловно, необходима интеллектуализация всех субъектов электроэнергетики. Построение «умной» сети потребует поддержки государства, фундаментальной и прикладной науки, проектных институтов и промышленности. Интеллектуализация электроэнергетического комплекса и достижение максимального комплексного эффекта в развитии экономики возможны только при совместном усилии всех субъектов электроэнергетической отрасли.
    Крайне важно, чтобы проводимые преобразования и внедряемые решения были совершенны не только с технологической точки зрения, но и закрепляли, так сказать, в «металле» новые принципы общественно-экономических отношений в отрасли. Ведь на практике множество современных проблем и разногласий возникает из-за того, что инфраструктурные объекты отрасли, появившиеся 10 лет назад, уже не отвечают научным представлениям, технологическим возможностям и экономико-правовым интерпретациям, актуальным в данный период.
    Интеллект технологических систем последнего поколения должен способствовать адаптации технологического управления энергетической системой к новым условиям хозяйствования, экономическим и правовым принципам, фиксирующим общественные и государственные потребности и интересы.
    Законодательные изменения
    Безусловно, придать необходимый импульс инновационному развитию в отрасли нереально без глубинного переосмысления основ построения отраслевой нормативной правовой базы.
    Электроэнергетика впервые получила свой федеральный закон только в 2003 г. в результате законодательного обеспечения реформы электроэнергетики, закрепив организационные и экономические принципы ее функционирования и развития.
    Нормативно-правовая база электроэнергетики постоянно совершенствуется, а Государственная дума уделяет большое внимание вопросам функционирования отрасли. В частности, в настоящее время на рассмотрении в Думе находится законопроект о внесении изменений в Закон «Об электроэнергетике», в котором нашли свое отражение и аспекты законодательного обеспечения развития сетевого комплекса. Планируется изучить и принять этот законопроект во втором и третьем чтениях в период весенней сессии Государственной думы.
    Работа по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы отрасли в дальнейшем будет продолжена, и в ее рамках особого внимания заслуживает инициатива Федеральной сетевой компании по созданию Сетевого кодекса — документа, призванного урегулировать сложные многоступенчатые отношения, возникающие при распределении электроэнергии. В данный момент проект концепции Сетевого кодекса находится на рассмотрении в Комитете Государственной думы по энергетике.
    Все копившиеся десятилетиями проблемы электросетевого комплекса требуют своего скорейшего разрешения, т.к. именно сетевой комплекс по сути своей способен обеспечить бесперебойную и надежную доставку товара от производителя к потребителю, несмотря на природные, экономические и политические катаклизмы.
    Принятый в 2009 г. ФЗ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» должен стать одним из важнейших для отечественной экономики благодаря огромному потенциалу норм государственного регулирования в области энергосбережения и энергоэффективности.
    Поскольку одним из главных направлений регулирования ФЗ «Об энергосбережении…» является ЖКХ, то его концепция и ряд ключевых аспектов были реализованы в принятом в июле 2010 г. ФЗ «О теплоснабжении» № 190-ФЗ, где сформулированы основные положения реформы теплоснабжения, которые должны сделать отрасль инвеcтиционно привлекательной, обеспечить безопасное гарантированное теплоснабжение. Реформа теплоснабжения, которая определена указанным законом, должна стать основой последующего масштабного жилищного строительства.
    Особая актуальность ФЗ «О теплоснабжении» обусловлена упразднением с 1 января 2011 г. ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и необходимостью сохранения законодательной базы регулирования тарифов в теплоснабжении.
    Законом установлен исчерпывающий список тарифов и платежей в области теплоснабжения, из которого исключены инвестиционные надбавки — главный источник бесконтрольного роста цен в сфере ЖКХ. По-новому формируются источники финансирования инвестиционных программ организаций теплоснабжения. Эти изменения должны остановить или замедлить процесс повышения тарифов на теплоснабжение, сделать предсказуемым рост цен за счет введения долгосрочных тарифов.
    Сегодня стоит вопрос полноценной реализации норм этих двух законов путем создания адекватной системы подзаконных актов: к сожалению, 2010 г. прошел в борьбе федеральных органов исполнительной власти за то, кто и какой нормативный акт должен подготовить. Рассматриваемые законы должны были быть разработаны уже в прошлом году. Подзаконные акты к ФЗ «О теплоснабжении» планировалось принять к началу отопительного сезона 2010 г. (в течение 4 мес. после утверждения закона), еще раньше — подзаконные акты, поддерживающие 251-ФЗ. В настоящее время требуется скорейшая подготовка нормативных актов, конкретизирующих положения 261-ФЗ, из которых важнейшими для сферы ЖКХ являются: правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов; требования к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений; требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
    ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено наличие 26 нормативных актов, ответственность за выпуск которых сегодня распределена между Минрегионом, Минэнерго, Минэкономразвития и Федеральной службой по тарифам. Основными из них являются: Основы ценообразования в сфере теплоснабжения; Методические указания по расчету тарифов в сфере теплоснабжения; Правила определения стоимости активов и инвестированного капитала; Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями; Порядок установления долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере теплоснабжения; Порядок согласования решений и порядок рассмотрения разногласий при установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; Правила согласования и утверждения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения; Порядок заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон; Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей; Правила организации теплоснабжения и правила подключения к системам теплоснабжения; Правила распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии; Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
    Таким образом, Федеральным собранием в целом уже сформирована необходимая законодательная база в области энергосбережения и теплоснабжения. Законодатели прошли свою половину пути, слово — за исполнительными органами власти. Созданием нормативной базы дело не кончается — начинается работа по реализации положений закона.
    Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» — наглядное тому подтверждение, реальное наполнение бюджетными деньгами сформулированных в законе основополагающих принципов.
    В настоящее время формируется реестр пилотных проектов. Разработанные в типовом формате и окончательно рекомендованные Координационным советом пилотные проекты предлагаются для внедрения муниципальным образованиям и регионам, в том числе в составе региональных и муниципальных программ энергосбережения. Всего предстоит освоить до 200 подобных проектов, охватывающих основные направления энергосбережения.
    Энергоэффективность и энергосбережение российской экономики — это общая задача и Федерального собрания, и правительства, и региональных, местных органов законодательной и исполнительной власти. Для осуществления намеченных мероприятий необходимо включить все возможные административные рычаги, активизировать информационную политику, разработать механизмы, устраняющие препоны развития передовых современных технологий. Наша цель — создание конкурентоспособной российской экономики, а энергетика — это тот локомотив, который обеспечивает поступательное движение всех отраслей экономики в заданном направлении.