Цена либерализации

 

Автор

Степанова Марина, Пресс-секретарь ОАО «Омскэнергосбыт»

 

    С 2011 г. все коммерческие потребители России покупают электроэнергию по свободным ценам. В декабре 2010 г. закончился процесс поэтапной либерализации рынка электроэнергии, запущенный в 2006 г. Формальное отсутствие тарифного регулирования негативно воспринимается участниками рынка как сигнал дальнейшего повышения цен на энергоресурсы.
    В феврале-марте текущего года ситуация с ростом цен на электроэнергию и тарифов на передачу была отмечена вниманием высшего руководства страны. Выступая на президиуме Госсовета по развитию электроэнергетики, президент Дмитрий Медведев отметил, что одной из острейших проблем отрасли остается морально и физически устаревшая инфраструктура. В генерации доля оборудования, отработавшего более 30 лет, составляет около 40%, в сетевом комплексе — более 50%. Например, самая «молодая» омская ТЭЦ — ТЭЦ-5 была введена в эксплуатацию в 1976 г.
    Реформа российской электроэнергетики преследовала цель увеличения объема инвестиций в отрасль, повышения эффективности ее предприятий и обеспечения надежного бесперебойного энергоснабжения. Однако фактически цены в электроэнергетическом секторе растут, а износ оборудования в генерации и сетевом хозяйстве по-прежнему пугает своими масштабами. Получается, с одной стороны, рост цены на электроэнергию для конечного по­требителя — это результат самой реформы, заключающейся в необходимости модернизации существующей мощности. С другой стороны, выходит, что, получая средства за продажу энергии (мощности), генерирующие и сетевые компании не вкладывают их в модернизацию в достаточном объеме. По словам российского президента, несмотря на то что инвестиции в отрасль и ввод мощностей, казалось бы, растут, за последние 20 лет эффективность отрасли практически не повысилась.
    Тарифный лабиринт
    Рядовому потребителю, по сути, все равно, кто виноват в росте цен, — он недоволен самим фактом удорожания ресурса. А поскольку из всей цепочки (генерация — сети — сбыт) ему приходится общаться именно с энергосбытовой компанией — гарантирующим поставщиком, зачастую по­требитель ассоциирует рост тарифа именно с ним.
    Из чего складывается розничная цена на электроэнергию для промышленных потребителей? Из стоимости электроэнергии на оптовом рынке (выработка генерирующими компаниями), тарифа на передачу электроэнергии по сетям, сбытовой надбавки и инфраструктурных платежей. При этом в структуре розничной цены, по данным Некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, 45,8% приходится на генерацию, 51,4% — на передачу и лишь 2,7 и 0,1% — на сбытовую надбавку и инфраструктурные платежи соответственно.
    Сравним структуру тарифа для потребителей Омского региона за последние два года. Удельный вес сбытовой надбавки и инфраструктурных платежей снизился с 3,74% в 2010 г. до 3,3% в 2011 г. В целом уменьшилась доля затрат, связанных с покупкой электроэнергии, — с 54,19% в прошлом году до 50,1% в текущем году. Рост тарифа на 4,53% произошел только в части услуг по передаче энергии — с 42,07% в 2010 г. до 46,6% в 2011 г.
    Таким образом, значительную долю в конечной стоимости электроэнергии составляет плата за услуги по передаче, что связано с большой изношенностью сетей и срочной необходимостью их модернизации.
    В одной лодке
    В ситуации, когда действующие механизмы ценообразования на рынке непрозрачны и непонятны потребителю, призывы некоторых энергосбытовых компаний о продаже ресурса по фиксированной или более низкой, чем у гарантирующего поставщика, цене, вероятно, находят положительный от­клик у по­требителей. На самом деле обеспечить низкую цену другие энер­госбытовые компании не смогут, т.к. покупка электроэнергии для всех участников оптового рынка происходит по цене, сложившейся в конкретный час суток исходя из состава генерирующего оборудования. Величина платы за услуги сетевых компаний также будет для потребителя неизменной.
    Клиенту, пожелавшему перейти к другой энергосбытовой организации, необходимо будет осущест­вить комплекс организационных и технических мероприятий, связанных с внедрением автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), соответствующей Правилам оптового рынка электроэнергии. А это весьма затратное и не всегда окупаемое мероприятие.
    Дальнейшее развитие конкурент­ных механизмов на рынке электроэнергии связано с дифференциацией сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков для каждой группы потребителей. Сейчас сдерживание цен для населения приводит к перекладыванию стоимости электроэнергии на бизнес. Проблема перекрестного суб­сидирования все еще существует. Для ее решения необходимо добиться того, чтобы каждая группа потребителей оплачивала свою долю стоимости услуг, как это происходит во всех отраслях экономики.
    Спасение потребителей — дело гарантирующего ­ поставщика
    Гарантирующий поставщик менее всего заинтересован в росте цен для потребителей, поскольку для эффективной работы энергосбытовой организации важна 100%-ная собираемость платежей.
    Чем ниже конечная стоимость киловатт-часа, тем эффективнее работа гарантирующего поставщика электроэнергии. Зависимость прямая: чем выше сложится цена на энергоресурсы, тем больше придется работать гарантирующему по­ставщику над снижением дебиторской задолженности. «Специфика деятельности гарантирующего по­ставщика связана с кассовыми разрывами и авансовой оплатой всего объема электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии, поэтому Омская энергосбытовая компания как гарантирующий поставщик меньше всего заинтересована в увеличении стоимости киловатт-часа, — говорит ее генеральный директор Николай Лясковец. — С одной стороны, деятельность гарантирующего поставщика электроэнергии регулируется и контролируется государством, и мы должны работать по тарифам, установленным региональной энергетической комиссией Омской области. С другой стороны, мы должны помочь сориентироваться нашим клиентам в сложившейся ситуации и предложить комплексные решения, направленные на снижение оплаты энергоресурсов.»
    В ритме энергосбережения
    В сложившейся ситуации все более актуальной становится задача по снижению затрат на энергоресурсы. Для потребителя логичным было бы оптимизировать расходы за счет внутренних резервов и внедрения энергоэффективных технологий. Гарантирующие поставщики, в свою очередь, могут оказать и оказывают потребителям помощь в части минимизации затрат, направленных на оплату энергоресурсов.
    «Понимая, что развитие энергосбытового бизнеса в регионе объективно ограничено зоной дейст­вия гарантирующего поставщика, мы с 2008 г. стали работать в направлении развития услуг по организации энергоснабжения и энерго­сбе­режению, — рассказывает Н. Ляско­вец. — Омская энергосбытовая компания является членом саморегулируемых орга­низаций в области электромонтажных работ и проведения энергетических обследований, осуществляет энергоаудит, устанавливает и обслуживает тепловые и электрические приборы учета, ­успешно работает на рынке внедрения автоматизированных систем контроля за электропотреблением, выполняет широкий спектр услуг в области электромонтажных работ, электрических измерений.»
    По мере реализации Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» меняются роль и статус гарантирующих поставщиков в регионах. Клиент хочет получить от энергосбытовой компании не только точность расчетов, но и комплекс­ные решения в области энергосбережения, консультацию по выбору прибора учета и пр. Поэтому гарантирующие поставщики электроэнергии заинтересованы сегодня не в продаже максимального объема ресурса, а в выстраивании взаимовыгодных отношений с каждым клиентом, направленных на качественное предоставление услуг по энергоснабжению и энергосбережению. И зачастую именно гарантирующие поставщики электроэнергии выступают в регио­нах основными партнерами власти в реализации политики энергосбережения.