Проблемы построения АИИС КУЭ гарантирующими поставщиками в условиях выхода потребителей на ОРЭМ

 

Автор

Глеб Синицин, Начальник департамента оптового рынка электроэнергии ОАО «Омская энергосбытовая компания»

 
    Как известно, участниками действующего оптового рынка электроэнергии и мощности являются генерирующие компании, гарантирующие поставщики, другие энергосбытовые организации, ОАО «ФСК ЕЭС» и крупные потребители, получившие статус субъекта ОРЭМ.
    Правила оптового рынка предписывают создание автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии и ее модернизацию в установленные сроки (до 1 сентября 2008 г. — в соответствии с техническими требованиями 2-го этапа, до 1 сентября 2010 г. — в соответствии с техническими требованиями 3-го этапа). При невыполнении субъектами ОРЭМ указанных требований предусматриваются санкции, которые с 1 сентября 2010 г. претерпели значительные изменения, и в скором времени большинству ГП, видимо, следует ожидать применения этих санкций со стороны НП «Совет рынка».
    Зачастую гарантирующие поставщики не имеют на балансе собственных приборов учета по границам зон оптового рынка, поэтому АИИС КУЭ подавляющего большинства ГП строятся на базе существующих автоматизированных систем подобного класса смежных субъектов ОРЭМ и являются так называемыми «системами верхнего уровня». При наличии смежных сечений используются АИИС КУЭ:
  • ФСК ЕЭС;
  • генерирующих компаний, расположенных в зоне деятельности ГП;
  • территориальной сетевой организации (далее — ТСО), приборы учета которой установлены на границе зон ответственности двух ГП — если имеется сечение с ГП соседней энергосистемы;
  • розничных потребителей — если имеется сечение с обслуживающей их энергосбытовой компанией (далее — ЭСК), работающей в зоне деятельности ГП.
    Таким образом, формирование гарантирующим поставщиком ежесуточных данных коммерческого учета (макетов 80020) происходит на основе совокупности макетов 80020, получаемых от смежных субъектов ОРЭМ (в том числе от ФСК ЕЭС) и ТСО, являющихся владельцами АИИС КУЭ. При этом неполадки в работе измерительной системы хотя бы одного из таких субъектов влекут за собой сбой передачи данных от ГП в адрес коммерческого оператора. А при наличии большого количества сечений со смежными субъектами эти риски усиливаются. Следовательно, для оформления ГП акта соответствия системы коммерческого учета техническим требованиям 2-го и 3-го этапов АИИС КУЭ всех смежных субъектов оптового рынка также должны удовлетворять техническим требованиям ОРЭМ. В свою очередь, макеты 80020, получаемые от этих субъектов, должны быть достоверными и передаваться в установленные сроки.
    Исходя из вышесказанного, построение АИИС КУЭ гарантирующим поставщиком в большинстве случаев целиком и полностью зависит от смежных с ГП субъектов оптового рынка и ТСО, внедряющих (или уже внедривших) собственные измерительные системы.
    С другой стороны, пунктом 131 Правил оптового рынка определено, что если участник ОРЭМ (в нашем случае — ГП) использует принадлежащие на праве собственности или иных законных основаниях третьим лицам АИИС КУЭ и средства измерений, ответственность за соблюдение требований упомянутых Правил в части обеспечения коммерческого учета несет именно этот участник оптового рынка (то есть ГП).
    Теоретически гарантирующий поставщик может воздействовать на смежные субъекты рынка — энергосбытовые компании, воспользовавшись «Положением о применении санкций на ОРЭМ», однако в отношениях с ТСО он в состоянии лишь рассчитывать на сознательность сетевой организации, так как в законодательстве четко не прописана ответственность ТСО за несоблюдение сроков создания АИИС КУЭ.
    Ситуация усугубляется тем, что на практике в ряде случаев при выводе потребителя на оптовый рынок конкурентная ЭСК получает допуск к участию в работе на ОРЭМ по группе точек поставки (ГТП) данного потребителя, при этом не имея соответствующей техническим требованиям рынка системы коммерческого учета. В результате гарантирующий поставщик несет ответственность за функционирование на своей территории АИИС КУЭ, не обладая рычагами воздействия на ее состояние в принципе. Не будем забывать о том, что деятельность ГП является регулируемой органами исполнительной власти, и в структуре его затрат отсутствуют средства на создание собственной АИИС КУЭ.
    Предположим, гарантирующему поставщику удалось преодолеть вышеназванные трудности, и он имеет все документы для построения системы коммерческого учета (опросные листы, техзадание, проект и проч.). Допустим, вся эта документация уже передана на экспертизу в ОАО «АТС» и НП «Совет рынка». На данном этапе возникает следующая проблема: один из потребителей ГП (как правило, крупное предприятие) принимает решение о переходе на обслуживание к другой ЭСК. В соответствии с «Положением о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка» предстоит согласование документов о регистрации ГТП данного потребителя. У гарантирующего поставщика образуется новое сечение, после регистрации которого он должен подтвердить соответствие средств коммерческого учета в этом сечении техническим требованиям ОРЭМ. Иначе говоря, ГП обязан заново сформировать весь пакет документов для регистрации АИИС КУЭ по всей группе точек поставки с учетом нового сечения и направить на экспертизу в НП «Совет рынка» и ОАО «АТС». Разумеется, исчисление срока согласования технической документации начинается именно с этой даты и в целом длится от 3 до 6 месяцев. Причем к моменту завершения согласовательных процедур не исключена подобная ситуация с очередным потребителем. Аналогичным образом происходит и замена одной ЭСК на другую в зоне деятельности ГП, и изменение действующих сечений (добавление или исключение точек поставки). Таким образом, для ГП процесс внедрения АИИС КУЭ становится бесконечным.
    Вывод из всего вышесказанного напрашивается однозначный: механизм согласования технической документации по созданию (модернизации) АИИС КУЭ для ГП сложен и неэффективен.
    Вернемся к вопросу о санкциях за нарушение технических требований к системам коммерческого учета, о чем было упомянуто в начале. В соответствии с изменениями, внесенными 01.09.2010 г., формулировка ст. 32 «Положения о применении санкций на оптовом рынке электрической энергии и мощности» выглядит следующим образом (в свободном изложении): субъект ОРЭМ, в отношении которого выявлен факт нарушения технических требований 2-го этапа к системам коммерческого учета, подвергается однократному взысканию штрафа в размере 750 тыс. руб. за каждый установленный период нарушения и выдаче предписания об устранении недостатков в течение 60 календарных дней.
    В обосновании внесения этих изменений ставится акцент на упрощении процессуальных действий сторон, участвующих в рассмотрении дела о нарушении субъектом технических требований 2-го этапа в части расчета штрафа — в связи с неэффективностью системы санкций из-за сложного алгоритма расчета.
    Между тем логичным и естественным выходом из сложившейся ситуации могло бы стать упрощение механизма согласования технической документации по созданию (модернизации) гарантирующим поставщиком АИИС КУЭ, а не упрощение системы штрафных санкций за невыполнение ГП технических требований ОРЭМ.