Интересы компании — интересы потребителей

 

Автор

Кугаевская Любовь, Генеральный директор ЗАО «Энергопромышленная компания»

 
    Интервью с генеральным директором ЗАО «Энергопромышленная компания» Любовью Кугаевской
    ЭР: Каким стал для компании кризисный 2009 год?
    Л. К.: Поскольку клиентами ЗАО «Энергопромышленная компания» (ЭПК) являются в основном крупные промышленные предприятия добывающей, металлургической и строительной отраслей, которые наиболее сильно пострадали от финансового кризиса, мы также столкнулись с рядом проблем, связанных с поддержанием необходимой платежной дисциплины на ОРЭМ, снижением объемов потребления и неоплатой заказчиками работ по заключенным договорам на создание АИИС КУЭ.
    Однако кризис заставил руководство многих компаний задуматься о сокращении издержек на покупку электроэнергии, поэтому услуги ЭПК, осуществляющей поставку электроэнергии промышленным предприятиям с ОРЭМ, внедрение и техническое обслуживание АИИС КУЭ качественно и на очень выгодных условиях, оказались весьма востребованными.
    Мы значительно расширили круг своих клиентов в различных регионах: Свердловской, Оренбургской, Кемеровской, Кировской, Челябинской областях, Пермском крае и других.
    ЭР: Разразившийся в 2008 году финансовый кризис осложнил и без того непростые отношения между сбытовыми и сетевыми компаниями. Какими принципами руководствуется в этих вопросах ЭПК?
    Л. К.: Наша компания в своей деятельности прежде всего руководствуется интересами клиентов и принципами справедливости, принимая любые решения в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами.
    К сожалению, законодательные акты несовершенны, а иногда и противоречивы, что приводит к их различному толкованию и, как следствие, к бесконечным судебным разбирательствам. Исками между МРСК и сбытовыми компаниями завалены арбитражные суды во многих регионах. Это вызвано тем, что публичные договоры, предлагаемые сетевиками своим потребителям, составлены таким образом, что МРСК при любых обстоятельствах гарантирован безубыточный бизнес, а абонент вынужден оплачивать даже неоказанную услугу.
    Такой подход особенно больно ударил по предприятиям во время кризиса, поскольку потребление электроэнергии на большинстве крупных промышленных объектов значительно снизилось, а в ряде случаев были даже периоды полной остановки производства.
    Однако указанные договоры обязывают потребителя оплачивать услуги МРСК по тарифу на содержание сетей, исходя из заявленной мощности (корректировки которой не принимаются), а если заявленная мощность за расчетный период превышена хотя бы в один час — исходя из максимальной фактической мощности. Таким образом, МРСК обеспечивают для себя сбор НВВ и сверхдоход, что подтверждают финансовые результаты в их годовых отчетах.
    Наша компания отстаивала интересы своих клиентов в арбитражных судах и ФАС, однако судебная практика сегодня, к сожалению, складывается в пользу монополиста.
    ЭР: В своей работе ЭПК в первую очередь ориентирована на промышленные предприятия. Какие услуги вы готовы предложить своим клиентам?
    Л. К.: Мы стараемся строить свою деятельность так, чтобы максимально удовлетворять потребности клиентов.
    Компания осуществляет вывод на ОРЭМ крупных потребителей, а также поставку электроэнергии и мощности промышленным предприятиям с оптового и розничного рынков.
    С 2002 года ЭПК занимается созданием и техническим обслуживанием АИИС КУЭ и систем технического учета энергоресурсов, причем практически все операции выполняются силами специалистов компании, что позволяет устанавливать весьма выгодные для клиентов цены.
    ЗАО «ЭПК» является также поставщиком природного газа для ряда промышленных предприятий в Свердловской области.
    Кроме этого мы оказываем услуги энергоаудита, что особенно актуально в связи с выходом ФЗ «Об энерго­сбережении и о повышении энергоэффективности».
    ЭР: Одним из важнейших активов любой сбытовой организации является структурированная и платежеспособная клиентская база. Какие задачи по развитию бизнеса вы можете выделить в качестве ключевых?
    Л. К.: Полностью согласна с тем, что клиентская база является основным активом сбытовой компании, а еще — профессионализм специалистов, благодаря которому бизнес не только сохраняется, но и расширяется.
    ЗАО «ЭПК», будучи независимой энергосбытовой компанией, не получила в наследство от «дочек» РАО «ЕЭС России» готовую клиентскую базу и отлаженные бизнес-процессы — мы формируем их самостоятельно.
    Мы серьезно относимся к созданию и увеличению клиентской базы с тем, чтобы гарантировать потребителям низкие риски при взаимодействии с нашей компанией.
    В настоящее время с ЭПК работают крупные платежеспособные промышленные предприятия Урала, Поволжья и Сибири. Мы активно занимаемся поиском потенциальных партнеров.
    Кроме того, большое внимание компания уделяет качеству обслуживания потребителей, при этом основной задачей мы видим сокращение затрат на приобретение электроэнергии.
    ЭПК постоянно заключает свободные договоры на ОРЭМ, снижая тем самым стоимость покупки электроэнергии и мощности, и транслирует улучшение финансовых результатов на клиентов.
    Компания проводит анализ планирования энергопотребления предприятиями и регулярно организует для своих клиентов консультации по способам повышения качества планирования, а также обучающие семинары и совещания.
    ЭР: ЗАО «Энергопромышленная компания» является членом и учредителем некоммерческого парт­нерства потребителей электроэнергии. Расскажите подробнее о целях его создания.
    Л. К.: Некоммерческое партнерство «Сообщество покупателей оптового и розничного рынков электроэнергии (мощности)» было образовано в 2008 году с целью открыть потребителю новые возможности, позволяющие влиять на процессы, происходящие в электроэнергетике, при принятии решений и разработке нормативных актов. Члены партнерства своей главной задачей видят сокращение издержек потребителей на покупку энергоресурсов и обеспечение при этом надежности энергоснабжения. Деятельность некоммерческого партнерства нацелена прежде всего на защиту интересов промышленных предприятий.
    ЭР: В электроэнергетике в настоящее время активно идут процессы преобразования и развития. Каким вы представляете будущее вашей компании и сбытового сектора в целом?
    Л. К.: Общее направление развития бизнеса в электроэнергетике — это укрупнение и, как мне кажется, постепенный отход от принципов конкуренции и отсутствия аффилированности между различными сегментами деятельности.
    Наличие аффилированности между сбытовыми и генерирующими компаниями, тенденция к созданию сильными генерирующими предприятиями собственных сбытовых организаций повлечет за собой спад конкуренции, приведет к росту цен и появлению очень крупных вертикально интегрированных компаний, что не будет способствовать формированию действительно рыночных отношений в электроэнергетике.
    На мой взгляд, сбытовой бизнес должен стать более специализированным и структурированным, поскольку бизнес-процессы и риски при обслуживании различных категорий потребителей существенно различаются. Должны быть компании, взаимодействующие с крупными промышленными предприятиями, средними и мелкими потребителями, и компании, работающие с населением.
    Мы в своей деятельности будем ориентироваться на улучшение качества обслуживания именно промышленных предприятий.
    С большой надеждой ждем запуска рынка фьючерсных контрактов, что даст возможность снизить ценовые риски и сократить затраты предприятий на покупку электро­энергии.