Механизмы стимулирования программ энергосбережения как способ развития инноваций в энергетике

 

Автор

Захаров Роман, Генеральный директор ООО «Энергострим-Энергосбыт»

 
    В настоящее время эффективность и объемы потребления энергоресурсов остаются одними из важнейших показателей, во многом определяющих уровень жизни населения любого государства. Топливно-энергетический комплекс является составной частью хозяйственного комплекса каждой страны и функционирует во взаимодействии с другими секторами экономики в целях достижения максимальных результатов социально-экономического развития.
    Успешная работа отраслей ТЭК способствует решению таких основных задач, как:
  • рациональное удовлетворение потребностей экономики страны в топливно-энергетических ресурсах (ТЭР);
  • формирование оптимальных региональных балансов ТЭР, обеспечивающих разумное использование местных источников энергии;
  • снижение уровня энергоемкости продукции.
    Вопросы грамотного расходования ТЭР сейчас особенно актуальны в связи с относительно высокой эффективностью проводимых энерго­сберегающих мероприятий, наличием значительных запасов сэкономленных энергоресурсов и повышением цен на энергоносители. Россия находится на таком этапе развития производства, когда задействовать потенциал энергосбережения предпочтительнее, чем наращивать добычу топлива. Примерно 40% такого потенциала сосредоточено в самом ТЭК, около 30% — в других отраслях промышленности и строительстве, свыше 20% — в коммунально-бытовом секторе, 7% — на транспорте и 3% — в сельском хозяйстве.
    На практике снижения цен на продукцию сегодня можно добиться за счет мер по энергосбережению, поскольку это дает реальную экономию средств на оплату газа, электрической и тепловой энергии. Такой подход к проблеме важен как для экономики страны в целом, так и для производителей и потребителей в частности. Гарантией качественной организации и внедрения энергосберегающих мероприятий должен быть прозрачный и действенный правовой механизм.
    До недавнего времени отношения в сфере потребления топливно-энергетических ресурсов регулировал Федеральный закон от 03.04.1996 г. № 28-ФЗ «Об энерго­сбережении», в котором впервые было закреплено понятие «энергосбережение», предусматривающее реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное расходование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. В целях практического применения положений Федерального закона «Об энергосбережении» было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 588 «О дополнительных мерах по стимулированию энерго­сбережения в России».
    В соответствии с вышеуказанными нормативными актами энергосберегающая политика государства строилась на основе разработки соответствующих федеральных, межрегиональных и муниципальных программ.
    Анализ выполнения подобных программ за период 1998—2003 гг. показал, что при внедрении части энергосберегающих проектов не был получен ожидаемый результат. Энергосбережение — не изолированный процесс, его нельзя рассматривать в отрыве от других экономических процессов, происходящих в субъектах РФ. Реализация шаблонных программ повышения энергетической эффективности без учета нюансов региона приводила к печальным последствиям:
  • возврат инвестиций через тарифную политику (как отмечено в Законе «Об энергоэффективности») зачастую оборачивался серьезным увеличением сумм платежей для населения и промышленности;
  • краткосрочные контракты на поставку энергоресурсов не позволяли осуществлять долгосрочное планирование денежных потоков и тем самым препятствовали привлечению финансирования;
  • оценка эффективности выполняемых проектов осложнялась из-за отсутствия соответствующих методик и системы отчетности;
  • действовавшая нормативно-пра­во­вая база не гарантировала коммерческую прибыль и возврат вложенных в энергосберегающие проекты средств частных инвесторов;
  • возможности большинства местных бюджетов не позволяли выделить необходимые объемы финансирования долгосрочных программ.
    Вышеуказанные проблемы и риски, связанные с реализацией энергосберегающих программ, нередко влекли за собой избыточные бюджетные расходы, дополнительную нагрузку на население и промышленность через тарифную политику и, как следствие, рост социальной напряженности.
    Весьма значимым событием в государственной политике энергосбережения последних лет стал подписанный Президентом РФ 23.11.2009 г. Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, безусловно, является серьезным шагом на пути энерго­сбережения и содержит важные для нашей экономики нормы энергоэффективного развития и правового регулирования. В настоящее время в рамках данного закона ведется активная работа по внесению поправок в Градостроительный, Жилищный и Налоговый кодексы, готовятся подзаконные акты в пределах полномочий министерств, ведомств и субъектов РФ. Законодательно сформулированы требования, предъявляемые к программам энергосбережения.
    Одна из ключевых ролей в снижении энергоемкости российской экономики отводится мерам стимулирующего характера. Среди них — предоставление льгот и преференций предприятиям, использующим энергосберегающие технологии; упрощение доступа к финансовым ресурсам для выполнения программ по энергосбережению; развитие рынка энергосервиса; государственная поддержка возобновляемой энергетики; популяризация энергосбережения. Усовершенствованная законодательная база уже сегодня позволила запустить шесть комплексных пилотных проектов в инновационной сфере: «Считай, экономь и плати», «Новый свет», «Энергоэффективный квартал», «Энергоэфективная социальная сфера», «Малая комплексная энергетика», «Инновационная энергетика».
    О необходимости нововведений в области энергосбережения говорил в своем выступлении министр энергетики РФ Сергей Шматко 21 апреля 2010 г. на Общероссийской образовательной конференции «Энергоэффективность и энерго­сбережение в регионах, муниципалитетах и бюджетной сфере». Он отметил, что проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности имеет приоритетное значение для модернизации и технологического развития российской экономики и ее перевода на инновационные рельсы.
    Для максимальной отдачи от осуществления энергосберегающих мероприятий следует продвигать новейшие технологии, требующие больших объемов финансирования, что в настоящее время невозможно без привлечения инвестиций. Но инновационная сфера остается малопривлекательной для иностранного и отечественного банковского капитала и частных инвесторов. На данный момент существуют следующие барьеры, сдерживающие приток инвестиций: недостаток мотивации, информации, опыта финансирования проектов, организации и координации долгосрочных крупнобюджетных программ.
    Большая часть реализуемых энергосберегающих проектов — малобюджетные. Они быстро окупаются, и поэтому предприятия предпочитают вкладывать в них собственные средства.
    Кроме того, низкий процент обращений за помощью в банки и к частным инвесторам объясняется консервативными прогнозами по поводу выгод от энергосбережения, нехваткой организационного опыта осуществления соответствующих программ и неэффективным взаимодействием технической и финансовой служб предприятий. Со своей стороны инвесторы предъявляют более жесткие требования к финансированию проектов в сфере энергоэффективности, чем к проектам с отработанным механизмом вложения средств.
    Поэтому главными условиями преодоления выявленных тенденций являются формирование прогрессивного технологического уклада; использование всех инструментов прямого и косвенного государственного регулирования в области инвестирования инновационной деятельности; сохранение и укрепление кадрового научного и научно-технического потенциала; «ликвидация безграмотности» и пропаганда культуры энергоэффективного потребления среди населения, руководителей предприятий, предпринимателей и бизнес-сообщества в целом.
    Одним из вариантов привлечения денежных ресурсов для продвижения инновационных технологий является заключение контрактов на рынке энергосервиса. Это метод работы в сфере повышения энергетической эффективности основан на предоставлении специализированной энергосервисной компанией целого комплекса услуг по энергосбережению с возмещением собственных расходов и получением финансовой прибыли из фактически достигаемой экономии энергозатрат. Через механизм энергосервисных контрактов возможно решение целого ряда задач: проведение энергетических обследований объектов с составлением соответствующих паспортов, содержащих перечень мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности; разработка программ финансирования энергосберегающих мероприятий; реализация запланированных мер по снижению удельной энергоемкости ТЭК и усилению его надежности, по техническому перевооружению и модернизации основных фондов.
    Инвестиции в энергосбережение возможны также через договоры купли-прoдaжи, пocтaвки, пeрeдaчи энeргeтичecких рecурcoв, включaющиe в ceбя уcлoвия энeргo­ceр­виcнoгo кoнтрaктa.