VII профессиональный энергетический форум Развитие российской электроэнергетики: генерация, сети, сбыт
  • Скачать PDF
  • Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

«Неплатежная» дисциплина

 

Автор

Иноземцева Анна, Пресс-секретарь компании «Энергострим»

 
    Решение проблемы неплатежей по-прежнему остается одной из приоритетных задач российской электроэнергетики. В 2009 г. Сергей Шматко заявил, что государством будет выработан комплекс мер и сформирован план борьбы с задолженностью как в оптовом, так и в розничном сегментах рынка. Однако до сих пор справиться с растущими долгами энергетикам не удается.
    О том, что вопрос неплатежей приобрел острый характер и может негативно отразиться на работе отрасли, в феврале текущего года на расширенном заседании комитета Госдумы по энергетике, посвященном итогам деятельности рынков электрической энергии в 2009 г. и задачах на 2010 г., напомнил его председатель Юрий Липатов. «Требуются безотлагательные шаги по наведению порядка в отношении платежной дисциплины, в том числе посредством внесения изменений в федеральное законодательство», — констатировал депутат.
    Действительно, статистика неутешительна: по данным НП «Совет рынка», фактическая задолженность в рознице за год выросла на 25,7 млрд руб., достигнув на начало 2010 г. 73,5 млрд руб. Как известно, розничные потребители закупают энергию у сбытовых компаний, приобретающих ее у производителей на ОРЭ, соответственно, неплатежи за электроэнергию на РРЭ приводят к увеличению долговой нагрузки энергосбытов на оптовом рынке. Вследствие чего общий объем задолженности на ОРЭ за 2009 г. вырос на 12,8 млрд руб. — до 30,1 млрд руб. на 1 января 2010 г.
    Решить проблему долгов в оптовом сегменте частично удается за счет государственных субсидий, направляемых в региональные бюджеты согласно Постановлению Правительства РФ от 15.07.2009 г. № 558 «О предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике». В 2009 г. сумма субсидий составила 8 млрд руб. В результате на ОРЭ в течение нынешнего года наблюдается тенденция к сокращению задолженности: по сведениям НП «Совет рынка», на 6 мая с. г. она равнялась 22,9 млрд руб., уменьшившись по сравнению с 1 января на 7,2 млрд руб., или на 23,9%.
    А вот в рознице пока отмечается обратная динамика: на 21 апреля 2010 г. общая задолженность потребителей перед гарантирующими поставщиками достигла 123,4 млрд руб., увеличившись с начала года более чем в полтора раза.
    В апреле на всероссийском совещании «Об итогах прохождения субъектами электроэнергетики осенне-зимнего периода 2009—2010 гг. и задачах на предстоящий осенне-зимний период 2010—2011 гг.» председатель правления НП «Совет рынка» Дмитрий Пономарев заявил: «Основные факторы увеличения задолженности на розничных рынках — слабая платежная дисциплина потребителей, в том числе предприятий ЖКХ и перепродавцов, и низкая эффективность работы администраций регионов с потребителями». При этом он добавил, что партнерством уже предпринят ряд действий с целью сокращения объема задолженности в рознице: так, в Госдуму внесен пакет законопроектов, направленных на усиление платежной дисциплины (поправки в Уголовный кодекс, КоАП и Федеральный закон «Об электроэнергетике»), разработан и в целом согласован проект Постановления Правительства РФ о порядке смены гарантирующих поставщиков и подготовлена система финансовых гарантий на ОРЭМ.
    Кроме того, в конце прошлого года принятым ПП РФ № 816 синхронизированы оптовые и розничные расчеты за электроэнергию. Как заявил в одном из интервью начальник отдела развития и методологии НП ГП и ЭСК Вячеслав Смирнов, ранее за покупку на оптовом рынке нужно было платить четыре раза в месяц, а на розничном — только два. «Синхронизированные графики платежей снижают объем кассовых разрывов, для покрытия которых ГП вынуждены привлекать банковские кредиты, — пояснил он. — То есть повышается финансовая устойчивость гарантирующих поставщиков».
    Но почему же до сих пор растут долги на РРЭ, и какие меры смогут дисциплинировать российских потребителей электроэнергии?
    По словам генерального директора ОАО «Бурятэнергосбыт» Светланы Борталевич, наиболее проблемными на розничном рынке являются организации ЖКХ. «На их долю приходится более 27% всей дебиторской задолженности, — отмечает она — При этом в регионах явно прослеживается тенденция к периодическому банкротству подобных предприятий с передачей арендованного муниципального имущества очередному ООО с небольшим уставным капиталом». Основными причинами нарастающей долговой динамики Светлана Борталевич называет неэффективное руководство предприятиями, в том числе необоснованно увеличенное количество управленческого персонала, неполный учет затрат в тарифно-балансовых решениях, отсутствие ответственности и контроля над подразделениями ЖКХ со стороны органов власти, неплатежи потребителей за оказанные коммунальные услуги, а также отсутствие административной либо уголовной ответственности руководителей, доведших предприятие до банкротства.
    «Это системная проблема России, — соглашается в беседе с автором статьи генеральный директор ОАО «Тверская энергосбытовая компания» Александр Запрягаев. — Суть ее в том, что, с одной стороны, как на государственном, так и на региональном уровнях происходит сдерживание тарифов на коммунальные услуги, а с другой стороны, вся система ЖКХ пребывает в очень тяжелом состоянии и нуждается в срочных преобразованиях, требующих серьезных расходов». По словам Александра Запрягаева, еще одна причина тяжелой ситуации с неплатежами заключается в том, что в нашей стране более или менее хорошо организован оптовый рынок электроэнергии, но при этом нет четких правил работы на розничном рынке, нет эффективных законодательных методов воздействия на неплательщиков.
    Кнутом и...
    Как рассказал генеральный директор ОАО «Омская энергосбытовая компания» Николай Лясковец, в настоящее время мероприятия по взысканию долгов на РРЭ включают в себя переговоры, реструктуризацию задолженности, продажу и уступку прав требования долга, уведомления о санкциях за неоплату, взимание недоимков через суд, взаимодействие со службой судебных приставов, а также с администрациями и министерствами всех уровней.
    Представители ОАО «Курская ЭСК» сообщили, что применяют еще и такие методы, как заключение мировых соглашений с указанием сроков и сумм погашения задолженности, договоров о реструктуризации с начислением процентов на отсроченную сумму основного долга, а в отношении бюджетных организаций принимаются решения о взыскании недоимок в субсидарном порядке с бюджета муниципального образования.
    Однако по-прежнему одним из самых эффективных способов борьбы с неплатежами в России остается «метод рубильника», то есть ограничение (прекращение) подачи электроэнергии потребителю-должнику. «Во-первых, ограничения являются обеспечительной мерой по оплате потребляемой электроэнергии, — считает генеральный директор ОАО «Курская ЭСК» Сергей Токарев. — Во-вторых, они не позволяют финансово неустойчивым предприятиям, у которых существует риск введения процедуры банкротства, наращивать задолженность».
    «Отключение неплательщиков — один из наиболее распространенных способов решения проблемы неплатежей в рознице, — отмечает заместитель директора по энергосбытовой деятельности — руководитель направления нормативно-правовой работы компании “Энергострим” Мария Корчагина. — Однако здесь важно обеспечить техническую возможность “адресных” отключений должников, чтобы не страдали добросовестные потребители электроэнергии».
    Кроме того, существует проблема «неотключаемых» потребителей (это, как известно, органы государственной власти, медицинские учреждения, воинские части, стратегические предприятия и т. д.). «Поэтому необходимо введение бюджетных, государственных и прочих гарантий в рамках так называемой “технологической брони”, — полагает заместитель руководителя департамента маркетинга и отраслевого развития ЗАО “КЭС” Елена Фатеева. — Иначе говоря, там, где потребителей нельзя отключать в силу производственно-технологических причин, в бюджет обязательно должны быть заложены денежные средства, обеспечивающие электропотребление в пределах указанной брони».
    В то же время эксперты признают, что, несмотря на доказанную эффективность отключений должников, ограничение режима энергопотребления — мера крайняя и не всегда предпочтительная. «Итог ее применения может быть двояким: либо оплата потребителем электроэнергии, либо прекращение функционирования предприятия, его банкротство и, как следствие, списание долгов, что, естественно, невыгодно сбытовой компании», — говорит Александр Запрягаев. «Ограничения приводят к уменьшению потребления электроэнергии и ухудшению финансово-экономических показателей сбытовых организаций», — соглашается Сергей Токарев. По словам Александра Запрягаева, чтобы избежать негативных последствий, прежде всего, нельзя допускать на рынок электрической энергии предприятия-«однодневки», имеющие многомиллионные месячные обороты, но уставный капитал которых при этом составляет порядка 10 тыс. руб.
    Таким образом, одним из важнейших направлений в решении проблемы розничных неплатежей является усиление требований к субъектам оптового рынка, чтобы подобные компании-«однодневки» не могли становиться участниками ОРЭ и заниматься снабжением розничных потребителей.
    В данной связи необходимо принятие системы финансовых гарантий, иными словами, комплекса мер, стимулирующих платежи на ОРЭ и обладающих вариативностью для участников. В ряду таких гарантий стoит назвать, например, увеличение штрафов и ужесточение санкций к неплательщикам, введение гарантийного обеспечения закупок на оптовом рынке, предоплату поставленной энергии (мощности).
    «Очевидным шагом выглядит максимизация предоплаты, — отмечает Мария Корчагина. — Сейчас согласно ПП РФ № 530 для всех категорий потребителей (кроме населения) предусмотрено 70-процентное авансирование поставок электроэнергии, а для энергосбытовых компаний-перепродавцов — 50-процентная пред­оплата до начала месяца. И эти цифры нужно приближать к 100%».
    Вместе с тем, поясняет специалист, поскольку электроэнергетика — жизнеобеспечивающая отрасль, введение предоплаты целесообразно при условиях полноценной работы института адресных субсидий для населения и утверждения системы государственных гарантий в секторе стратегических предприятий.
    «Одна из главных причин неплатежей со стороны ГП — долги недобросовестных посредников — розничных перепродавцов. Это прежде всего ГП второго уровня, не работающие на опте и покупающие электроэнергию у гарантирующих поставщиков — субъектов ОРЭ, а также энергосбытовые компании, не имеющие статуса ГП, — продолжает Мария Корчагина. — Решить проблемы с такими перепродавцами можно в том числе путем упомянутой максимизации предоплаты. Кроме того, правила розничного рынка предусматривают право гарантирующих поставщиков на одностороннее расторжение договоров с перепродавцами-должниками». Еще один метод борьбы с неплатежами, по мнению специалиста, — повышение размера штрафной неустойки за просрочку платежей.
    ...пряником
    Впрочем, преодолеть проблему задолженности в рознице можно и принципиально иными способами. Речь идет о мерах стимулирующего и инновационного характера.
    «Урегулированию ситуации на РРЭ должно способствовать введение успешно применяемой на Западе системы “умного учета” (Smart Metering)», — говорит Мария Корчагина.
    «Умные» счетчики автоматически снимают показания, дистанционно регулируют потребление, помогают абоненту принимать обоснованные решения о том, сколько энергии использовать и в какое время суток. О необходимости внедрения в России «умного учета» заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина в марте этого года на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. «Проекты по установке “умных” приборов начинают реализовываться в некоторых странах. Например, есть очень неплохой итальянский опыт, где “умные” приборы учета были внедрены повсеместно, и это привело к серьезной экономии в энергопотреблении. По сути дела, удалось сократить уровень потерь до 80%», — сообщила глава министерства.
    «Стимулировать потребителей можно также за счет предоставления права гарантирующему поставщику применять в договорах с предприятиями скидки за своевременное и досрочное внесение авансовых платежей; устанавливать индивидуальные графики оплаты электроэнергии для организаций, испытывающих временные финансовые затруднения; проводить конкурсы “лучших плательщиков” с награждением победителей», — считает Сергей Токарев.
    Ряд поощрительных мер сбытовые компании сегодня успешно используют на практике. «Для потребителей-физлиц ОАО “Бурят­энергосбыт” как гарантирующий поставщик в рамках существующих программ лояльности ежегодно проводит лотереи», — рассказала Светлана Борталевич. Многие энерго­сбытовые компании вручают лучшим предприятиям-потребителям ежегодные премии. «Наиболее эффективный способ реально мотивировать пользователей своевременно и в полном объеме платить за электроэнергию заключается в предоставлении скидки для дисциплинированных абонентов, — добавляет Александр Запрягаев. — К сожалению, на данный момент, в соответствии с существующим законодательством, это невозможно. С одной стороны, мы имеем рынок электроэнергии, а с другой — цены, которые строго регулируется государством. Скидка — это действенный рыночный механизм».
    В целом участники рынка сошлись во мнении, что подход к решению проблемы неплатежей должен быть комплексный, включающий весь перечень указанных выше мер. Ведь без повышения платежной дисциплины на оптовом и розничном рынках электроэнергии невозможна полноценная конкуренция, а следовательно, эффективная работа отрасли.
 
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему