Конъюнктура рынка ит-услуг в условиях экономического кризиса

 

Авторы

Черников Алексей, Директор ООО "Сайнер"

Лифшиц Евгений, Директор по консалтингу московского ПО ООО "Сайнер"

Деркач Александр, Заместитель директора по консалтингу ООО "Сайнер", к. э. н.

 

    Финансовый и экономический кризис - явление глобальное, служащее катализатором масштабных изменений. По своей сути, кризис сравним с естественным отбором. Меняя условия окружающей среды, он оказывает существенное влияние на внутренние факторы, что приводит к эволюции. Для сравнительно молодого и спе-цифического рынка ИТ-услуг России кризис является основным фактором, влияющим на его конъюнктуру.
    В современных условиях ИТ-рынок зависит от множества факторов, большая часть которых, к сожалению, оказывает на него негативное воздействие. Для адекватной оценки конъюнктуры рынка необходимо выделить его внутренние базовые характеристики:

  • вспомогательная роль ИТ-сер-ви-сов по сравнению с основными участниками бизнес-процессов деятельности компаний;
  • существенная эластичность спроса в данном секторе рынка;
  • высокий уровень квалификации специалистов;
  • высокий уровень заработной платы специалистов;
  • зависимость инфраструктурной части ИТ-проектов от импортных поставок;
  • локомотив развития технологий и методов менеджмента;
  • основные заказчики рынка ИТ-услуг - структурообразующие отрасли: нефте-, газо-, горнодобывающая промышленность, металлургия, энергетика, ритейл, телекоммуникации и связь.
    Также можно выделить два основных ИТ-направления, которые будут востребованы в ближайшее время. Во-первых, процессы, поддерживающие жизнедеятельность компаний: услуги лицензирования ПО, технической поддержки, провайдеров телекоммуникаций, ИТ-аутсорсинг, хостинг. Во-вторых, услуги, стратегически важные для деятельности компаний: для сектора электроэнергетики, в частности управление взаимоотношениями с клиентами, техническое обслуживание и ремонт оборудования, учет электроэнергии.
    Исходя из изложенных базовых факторов, характеризующих ИТ-рынок, можно предположить, что в условиях экономического кризиса в этой сфере услуг будут наблюдаться следующие тенденции.
    Снизится интерес к long-проек-там, требующим больших инвестиционных вложений. Это вызовет существенное падение рынка и, как следствие, снижение доходов и прибыли его игроков в абсолютном и относительном выражении, а также сокращение числа игроков в отрасли. В этих условиях ИТ-компаниям придется постоянно повышать свои конкурентные преимущества и оптимизировать затраты.
    В конкурентной борьбе преимущества будут иметь компании, способные не только предложить заказчику наименьшую цену, но и убедительно доказать, что от внедрения ИТ-решения повысится эффективность его бизнеса. В этих условиях предпочтение будет отдано тем решениям, которые позволят выбрать оптимальные схемы инвестиций для получения в достаточно короткие сроки максимального бизнес-эффекта. Изменение во внешней среде требуют оперативного реагирования на изменяющиеся экономические условия. Для этого нужны BI-системы, разрешающие проводить анализ существующего положения предприятия и прогнозировать его развитие, а также ERP-системы, обеспечивающие быстрое  исполнение этих корректирующих воздействий. Также будут востребованы CRM-системы, так как в условиях сжимающего рынка необходимы действия по удержанию клиентов и проведение менее затратных маркетинговых мероприятий по привлечению новых.
    Еще одной тенденцией, вызванной кризисом, станет интерес к компаниям, способным осуществить качественный бизнес-консалтинг, приоритезировать задачи, разработать и доработать стратегию развития с учетом текущей внешней среды. Кризис даст импульс новому витку развития ИТ-консалтинга. Причем это развитие будет носить качественный характер. В последнее время данный вид деятельности на отечественном ИТ-рынке, скорее, был дополнительной услугой, которую заказчики воспринимали, как нечто эфемерное, не существенное и не приносящее конкретной прибыли. В какой-то мере в этом есть вина и самих ИТ-компаний: обычное составление временного плана внедрения того или иного продукта многие так называемые ИТ-консультанты выдавали за консалтинг. Поэтому не удивительно, что некоторые клиенты с большим скептицизмом относятся к ИТ-консалтингу. Сокращение числа игроков на рынке ИТ-услуг, а также рост интереса со стороны заказчиков к данному продукту, несомненно, существенно повысят качество предлагаемых услуг. Привлечение внимания к данной услуге будет вызвано уменьшением количества внедрений и стремлением сократить издержки на ИТ, что вызовет необходимость в аудите имеющихся информационных систем и бизнес-процессов, которые они поддерживают. Проведенный ИТ-консалтинг даст заказчику понимание того, как оптимизировать затраты, находить решения для улучшения бизнес-процессов и отражать получаемую эффективность.
    Также стремление повысить эффективность и сократить издержки на ИТ подтолкнут потребителей этих услуг к активному применению ИТ-аутсорсинга, причем, скорее всего, это будет неразрывно связано с ИТ-консалтингом, поскольку обе услуги предстоит оказывать выбранной компании. Данная схема давно и с успехом используется бизнесом в финансовом и юридическом секторе. Кризис покажет, насколько эффективно ее использование и в ИТ-секторе.
    Все эти факторы и тенденции приведут к тому, что конъюнктура рынка ИТ-процессов изменит не только свой внешний вид, но и философию. Рынок станет более прозрачен, будет больше ориентирован на бизнес. Из вспомогательных сервисов ИТ-услуги превратятся в полноправного участника всех бизнес-процессов организации. Компании этого сектора будут предлагать заказчикам не продукт для автоматизации бизнеса, а решения для достижения поставленных задач, что существенно повысит привлекательность к ним со стороны бизнес-сообщества.
    Немаловажна роль и стратегических альянсов ИТ-компаний, которые путем координации совместных усилий на паритетных началах и партнерских отношений смогут оптимально тратить необходимые средства и объединится в борьбе за клиента.
    В конечном счете компаниям, которые нуждаются в кардинальном пересмотре ведения своего бизнеса, также необходимо совершенствование бизнес-процессов и их ИТ-обеспечения.
    Все это приведет к новому этапу развития отечественного ИТ-рынка. Можно говорить о том, что в условиях экономического кризиса выживут сильнейшие ИТ-компании, сумевшие оптимизировать свои затраты, имеющие лучшие технологии продвижения и продаж своих услуг, организации и осуществления работ. А ИТ-услуги после кризиса станут более доступны широкому кругу потребителей и станут его неотъемлемой частью.