Экономическая эффективность ТГК за год и полугодие

 

Автор

Пшеничников Сергей, Генеральный директор компании IT Energy Analytics

 

    В статье на примере территориальных генерирующих компаний (ТГК) продемонстрирована технология расчета рейтингов экономической эффективности генерирующих и сетевых предприятий1. Рейтинги составляются отраслевыми аналитиками компании "АйТи Энерджи Аналитика" с периодичностью раз в год на протяжении последних трех лет в интересах топ-менеджеров РАО "ЕЭС России", ФСК ЕЭС, постреформенных энергетических организаций, а со второго полугодия 2008 г. также для Минэнерго, МРСК-Холдинга и др.
    Использованная для числового определения рейтингов система финансово-экономических показателей базируется на данных годовой бухгалтерской отчетности компаний.
    Сводный рейтинг экономической эффективности ТГК (рис. 1, 2) формируется на основе трех частных:

  • рентабельности;
  • ликвидности и финансовой устойчивости;
  • деловой активности.     Выбор конкретных показателей для расчета интегральной оценки экономической эффективности обу-словлен их преобладающим значением при поиске возможных альтернативных инвестиционных решений инвесторами, собственниками и руководителями энергокомпаний.
        Показатели, отобранные для построения частных рейтингов (диаграммы на рис. 3-18), линейно независимы, что способствует комплексному (насколько позволяют исходные данные) анализу экономической эффективности организаций.
        В основе методики расчета интегрального показателя каждой рейтинговой оценки лежит сравнение компаний по каждому показателю рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сопоставляемым параметрам за расчетный период. Поскольку каждый частный рейтинг "собирается" из нескольких показателей, то сопоставление с эталонной компанией носит многомерный характер. Степень удаленности от эталона определяется путем расчета интегрального показателя, являющегося функцией сравниваемых показателей, аналогичной понятию расстояния между точками в многомерном пространстве.
        При построении каждого из рейтингов решались следующие задачи:
  • выбор показателей, характеризующих экономическую эффективность компании;
  • расчет параметров, определение интервалов допустимых значений и нормирование;
  • определение весовых коэффициентов показателей;
  • расчет рейтинга (интегрального показателя);
  • стратификация компаний по значениям интегрального показателя.





  •