Капля за каплей

    Как известно, нехватка топлива на электростанциях может привести к сбоям в жизнедеятельности государства. Поэтому топливообеспечение энергетических объектов - задача государственной важности.
    В свою очередь, менеджмент генерирующих компаний - как предприятий коммерческих - нацелен на достижение оптимального равновесия между ценой, сроками поставки и качеством необходимых объемов топлива, а также на снижение операционных издержек предприятия путем эффективного использования имеющихся ресурсов.
    Для того чтобы понять, каким образом на практике взаимоувязаны перечисленные задачи, журналом "ЭнергоРынок" был проведен опрос топ-менеджеров генерирующих компаний.

    1. Какова структура топливного баланса компании? Преимущественное развитие газовой или угольной генерации он предполагает?
    2. Какие сегодня существуют проблемы в обеспечении электростанций топливом? Каковы, на Ваш взгляд, пути их решения?
    3. Известно, что рост цен на топливо значительно опережает прогноз, закладываемый в тарифе ФСТ. Как, по Вашему мнению, можно решить проблему с невыгодным тарифом?
    4. Какие действия предпринимает компания по повышению эффективности использования топлива?

    Владимир Лебедев генеральный директор ОАО "ЮГК ТГК-8"
    1. В структуре топливного баланса ОАО "Южная генерирующая компания - ТГК-8" 99,8% составляет природный газ. Энергообъекты ТГК-8 находятся преимущественно в крупных жилых массивах, где использование экологически чистого топлива приоритетно.
    2. Долгосрочные договоры поставки газа генерирующим предприятиям серьезно регламентируют взаимоотношения сторон, чего ранее не было. Здесь мы можем отметить несомненный прогресс. Но постепенная либерализация рынка электроэнергии и влияние рыночной конъюнктуры на финансовый результат определяют ряд проблем в отношениях с газо-снабжающими организациями.
    Во-первых, сегодня в рамках одного долгосрочного договора предусмотрена возможность, хочу подчеркнуть, оперативного перераспределения газа между энергообъектами (с подачей заявки за трое суток), однако в реальности все происходит значительно доль-ше. Соответственно, де-факто генерирующая компания из-за нерешенности вопроса топливообеспечения не в состоянии своевременно реагировать на изменение цен РСВ. При этом допустимый диапазон выбора договорных суточных объемов газа (в первую очередь, перебор до 110%) зачастую не выдерживается из-за особенностей работы газотранспортной системы.
    Во-вторых, сложности есть с реализацией невыбранного газа, это актуально в летний период, когда потребность в топливе падает. Проблему можно решить при помощи закачки газа в подземные хранилища, но, как правило, только в крупных промышленных центрах с развитой технической и газотранспортной инфраструктурой.
    В-третьих, при вводе ограничений на потребление газа в периоды максимума генераторы подпадают под их действие, так как имеют резервное топливо и не рассматриваются в качестве объектов социального жизнеобеспечения, хотя до 80% вырабатываемого тепла идет именно на социальную сферу.
    Отдельный блок вопросов связан с ограничениями на покупку (продажу) газа у независимых поставщиков.
    На мой взгляд, основные пути решения указанных проблем - это развитие газотранспортной инфраструктуры, настоящая либерализация газового рынка и достижение оптимальных условий поставки газа генерирующим компаниям.
    3. На самом деле это не совсем так: цена на лимитный газ регулируется и утверждается Федеральной службой по тарифам. Соответственно, закладываемая в тарифы на электроэнергию стоимость природного газа синхронизируется с утверждением цены на него. Что касается других видов топлива, то методикой индексации тарифов предусмотрена процедура возмещения выпадающих доходов. Прав-да, на практике для этого приходится прикладывать немалые усилия.
    4. Одна из приоритетных задач компании на 2008 год - создание единой системы управления тепловым контуром на территориях присутствия. Не секрет, основное преимущество тепловой генерации в выработке одновременно двух продуктов - электричества и тепла. Мы находимся в центре тепловых нагрузок, рядом с потребителем, поэтому возможность несения максимальной тепловой нагрузки для нас - точка отсчета в проектировании новых энергетических мощностей, а для городов - рациональное формирование рынков тепла. Присутствие на этих рынках мелких генераторов и ведомственная разобщенность приводят к высоким потерям при транспортировке, прогрессирующему износу теплосетей, к выработке тепла на неэффективных котельных в условиях нарастающего дефицита газа, несоответствию объемов платежей потребителей себестоимости продукции, увеличению дебиторской задолженности.
    В свою очередь, развитие когенерации перспективно: и в плане снижения темпов роста тарифа на тепловую энергию (тариф на тепло у мелких производителей всегда выше, чем у нас), и по причине уменьшения расхода топлива на выработку тепловой и электрической энергии за счет их комбинированного производства. Замещение неэффективных котельных и увеличение когенерации на ТЭЦ выгодно и территориям, поэтому мы делаем реальные шаги в этой сфере при поддержке региональных властей.
    В настоящее время в проекты вовлечены города Ростов-на-Дону, Астрахань, Волгоград, Волжский, Камышин, Махачкала.
    Повышению эффективности топливоиспользования способствуют позитивные результаты и в ремонтной, и в инвестиционной деятельности.
    В 2007 году проведена реконструкция с повышением КПД и надежности работы турбины на Волгодонской ТЭЦ-2, котлоагрегатах Волжской ТЭЦ и Ростовской ТЭЦ-2. В постоянном режиме ремонтируются изношенные и строятся новые теплотрассы с применением современных технологий и высокоэффективных материалов.
    Компания приступила к реализации проекта по реконструкции паровой турбины на Волжской ТЭЦ-2. Аналогичную реконструкцию запланировано провести и на Ростовской ТЭЦ-2. На Цимлянской ГЭС проводится комплексная модернизация гидрогенератора.
    Принципиально новым этапом станет внедрение современных парогазовых технологий. Уже начались работы по строительству ПГУ-410 МВт на Краснодарской ТЭЦ и ПГУ-110 МВт на Астраханской ГРЭС.
    Все эти меры, безусловно, обеспечат повышение эффективности топливоиспользования с одновременным наращиванием объемов производства электроэнергии.

    Василий Никонов генеральный директор ОАО "Волжская ТГК"
    1. Для Волжской ТГК газ является основным видом топлива. Его доля в топливном балансе компании со-став-ляет 97-98%. Мазут и уголь используются только в качестве резервного топлива.
    В обозримой перспективе Волж-ская ТГК не намерена менять топливные приоритеты. Планы нашей компании направлены на повышение эффективности использования газа, обеспечение дополнительной выработки электроэнергии в комбинированном цикле и модернизацию оборудования с целью перевода парового цикла в парогазовый.
    2. Их две. Первая заложена в экономически ненормальной ситуации, когда реальные затраты компании на топливо значительно выше тех, что учитываются при тарифном регулировании. Думаю, после завершения либерализации рынка электроэнергии и перехода на конкурентную, европейскую цену газа эта проблема потеряет свою остроту.
    Вторая проблема заключается в том, что генерирующим компаниям в целях стабильного обеспечения электростанций топливом необходимы легитимные инструменты для работы с ежесуточными отклонениями в режимах потребления газа. Организация суточных торгов на электронной площадке ООО "Межрегионгаз", в работе которой мы принимаем сейчас самое активное участие, - как раз один из таких инструментов.
    3. В тарифы на 2008 год ФСТ включила лишь рост цены лимитного газа - 25%. Но лимитные объемы закрывают только около 70% наших потребностей в топливе. Остальное покупается по коммерческим ценам. Например, цена газа на электронной торговой площадке ООО "Межрегионгаз" в прошлом году поднималась на 40-45% выше регулируемой. Наши расчеты показывают, что реальные затраты компании на поставки газа в 2008 году превысят прошлогодние на 37%.
    В результате мы лишимся 1,2 млрд рублей - в качестве выпадающих доходов.
    В ситуации, когда эксперты ФСТ не принимают в расчет реалии топливного рынка, у энергетических компаний остается небогатый выбор средств для компенсации финансовых потерь. Главное из них - повышение эффективности своей хозяйственной деятельности. Но этот ресурс крайне ограничен. Учитывая, что последние годы тарифы в энергетике росли значительно медленнее инфляции, резервы для дальнейшей экономии практически исчерпаны.
    Есть и второй путь - ускорение либерализации рынка электрической энергии, с тем чтобы доля электроэнергии, продаваемой на рынке по свободным ценам, соответствовала доле газа, покупаемого энергокомпаниями по свободным ценам.
    4. Поскольку жесткая взаимосвязь между поставками газа и работой на оптовом рынке электроэнергии очевидна, эти вопросы с прошлого года курирует в нашей компании единое структурное подразделение - дирекция по оптовому рынку. Такое организационное решение позволило точнее прогнозировать и лучше управлять режимами работы наших станций, избегать санк-ций за перебор или невыборку газа, поставляемого по долгосрочным договорам.
    Если говорить о стратегическом развитии компании, то повышение эффективности использования газа должно быть достигнуто за счет внедрения новых современных технологий с более экономичными показателями удельного расхода топлива.

    Андрей Забродин заместитель генерального директора ОАО "ТГК-6" по технической политике - главный инженер
    1. Преобладающим видом топлива в топливном балансе тепловых электростанций ТГК-6 является природный газ. Уголь используется только в Ивановском филиале компании, станции остальных регионов (в Нижегородской, Владимирской, Пензенской областях, в Мордовии) наряду с природным газом сжигают мазут. В дальнейшем развитии тепловой генерации мы намерены руководствоваться в первую очередь экономической эффективностью потребления того или иного вида топлива в условиях конкретного региона. Имеющиеся в настоящее время про-екты связаны с внедрением современных парогазовых установок и предусматривают поставки в качестве основного топлива природного газа.
    2. Сложности, с которыми приходится сегодня сталкиваться в обеспечении электростанций топливом, сводятся к двум основным проблемам. Речь идет об ограниченной пропускной способности существующих газопроводов (что, в частности, служит причиной снижения поставок природного газа в периоды сильных похолоданий), а также жестких штрафных санкциях - как за перерасход, так и за неполное использование объемов газа, предусмотренных долгосрочными договорами на поставку.
    Для решения первой из этих проблем требуется масштабная модернизация газораспределительных сетей с увеличением их пропускной способности. Данный вопрос находится в компетенции ОАО "Газпром" и его структур, доставляющих природный газ потребителю.
    Минимизировать издержки, связанные с перерасходом или неполным использованием лимитного газа, в прошедший осенне-зимний период позволило усиление оперативного контроля, круглосуточный мониторинг расхода топлива. Так, в новогодние праздничные дни, когда уровни энергопотребления в регионах резко менялись, в исполнительном аппарате компании был создан оперативный штаб для отслеживания и маневрирования объемами природного газа, поступавшего на станции.
    3. Тарифы на лимитный природный газ, отпускаемый по регулируемым ценам, известны заранее и в течение года не меняются. Повлиять же на рыночные цены топлива энергетики, естественно, не в силах. Мы можем в определенной степени снизить расходы, например, увеличивая долю угля в топливном балансе Ивановского филиала. При существующем соотношении рыночных цен на природный газ и уголь это оказывается экономически выгодным.
    4. На повышение эффективности использования топлива направлены инвестиционные про-екты нашей компании, связанные с внедрением парогазового цикла. Сегодня это, безусловно, самая экономичная технология для тепловых электростанций. Как известно, КПД парогазовых установок - более 50%, что значительно превышает КПД оборудования, работающего на наших электростанциях в настоящее время. Соответственно, применение ПГУ позволит существенно снизить удельный расход топлива.

    Алексей Минтюков заместитель генерального директора - коммерческий директор ОАО "ОГК-1"
    1. В структуре топливного баланса ОГК-1 газ занимает 92%, уголь - 7% и мазут - 1%. При подготовке инвестиционных проектов рассматривались варианты развития угольных мощностей, однако прогноз ценовой динамики на уголь показал, что разница цен между углем и газом не позволит окупить повышенные капиталовложения при строительстве угольных мощностей. Поэтому основную часть инвестиционной программы ОГК-1 составляют проекты сооружения газовых блоков.
    Единственным исключением яв-ляется ввод блока № 3 на Каширской ГРЭС, но стоит отметить, что на этой ГРЭС идет замена существующего оборудования в пределах технического перевооружения, соответственно, вся инфраструктура, связанная с использованием угля, там уже есть. Мазут же является резервным видом топлива, и увеличение его сжигания не планируется. Таким образом, мы ожидаем, что существенных изменений в структуре топливного баланса у нашей компании не предвидится.
    2. "Привязка" угольных станций к одному виду угля, к тому же добываемому в ограниченном количестве разрезов и, как следствие, низкая конкуренция среди поставщиков - вот наболевшая проблема. Решением могла бы стать стандартизация углей на государственном уровне, то есть утверждение норм, обязывающих поставщиков с разных разрезов перед продажей приводить уголь к стандартным параметрам.
    Еще одна проблема связана с повышением экспортных цен на уголь. Зачастую возникают ситуации, когда поставщикам выгоднее заплатить штрафы за недопоставку угля потребителям внутри страны, продав его за рубеж. Подобные возможности должны быть исключены при подготовке двусторонних договоров. Вместе с тем мы считаем, что законодательно повлиять на создавшееся положение способно и государство.
    Существует также ряд текущих вопросов, связанных с нехваткой вагонов в те или иные периоды, с контролем качества поставляемого топлива и т. п. Эти сложности удается урегулировать путем активной работы с поставщиками, правильного планирования и налаженной системы логистики.
    3. Здесь есть два параллельных пути решения. Первый путь: заявлять выпадающие доходы при подаче тарифной заявки на следующий период тарифного регулирования - с тем чтобы указанные расходы из-за роста цен на топливо выше заложенного в наших тарифах нам компенсировали в следующем периоде. Второй путь: поскольку торговые заявки на свободной части оптового рынка электроэнергии подаются всеми участниками на основе реальной экономики станций, то все затраты должны оплачиваться - либо электроэнергия не вырабатывается и затрат не возникает. Таким образом, проблема решается сама собой по мере либерализации рынка электроэнергии.
    4. В ОГК-1 разработана программа технических мероприятий для снижения удельного расхода топлива. Кроме того, при подаче торговых заявок учитывается оптимизация режима работы оборудования.

    Николай Татаринов заместитель генерального директора по производству - главный инженер ОАО "ОГК-6"
    1. В настоящее время 18,6% установленной мощности ОГК-6 может работать и на газе, и на угле. В зависимости от конъюнктуры цен на топливо до 55,7% установленной мощности мы способны перевести на уголь и до 62,9% - на газ. Ориентируясь на ценовой уровень разных видов топлива и объем спроса на энергию в свободном секторе рынка, компания варьирует загрузку угольных или газовых блоков. В 2007 году топливный баланс ОГК-6 распределялся следующим образом: газ - 55,2%, уголь - 44%, мазут - 0,8%.
    2. Одна из наболевших проблем - дефицит подвижного состава ОАО "РЖД" и, как следствие, невыполнение этим перевозчиком плана подачи вагонов в летний период. В качестве альтернативного решения мы видим заблаговременное накопление запасов на складе (что потребует привлечения дополнительных финансовых ресурсов) и использование потенциала независимых перевозчиков (с неизбежным увеличением стоимости транспортировки и, соответственно, цены угля).
    В зимний период возникают перебои в снабжении газом, когда при значительном похолодании, а значит, при росте потребления электроэнергии, вводятся графики ограничения на отбор природного газа вплоть до полного прекращения подачи.
    3. Идеальный вариант - учитывать рост цен на топливо при тарифном регулировании. В реальности - ждем 2011 года, когда рынок будет пол-ностью либерализован, и стоимость нашей продукции станет отражать действительные затраты.
    4. Топливная стратегия компании предполагает преимущественное развитие угольной генерации, но при этом мы не намерены отказываться и от использования газа. Вместе с тем для обеспечения новых газовых блоков топливом не планируется резкого увеличения его поставок. Высокий КПД современных парогазовых установок позволяет при сжигании практически тех же объемов газа вырабатывать больше энергии.

    Владимир Федотовский заместитель генерального директора ОАО "ОГК-4" по ресурсо-обеспечению и общим вопросам
    1. Основную долю в топливном балансе ОГК-4 занимает газ - по итогам работы в 2007 году данный показатель составил 82%. Еще 17% в топливном балансе компании занимает уголь, около 1% приходится на торф и мазут. Ключевой поставщик топлива для нас - ОАО "Сургутнефтегаз", обеспечивающее около 47% потребления топливных ресурсов.
    В частности, эта компания снабжает попутным нефтяным газом нашу крупнейшую электростанцию - Сургутскую ГРЭС-2. Доля ОАО "Газпром" в топливном балансе ОГК-4 в 2007 году составила менее 15%, доля ОАО "НОВАТЭК" - 16%.

    Инвестиционная программа
    ОГК-4 предполагает строительство новых генерирующих мощностей в объ-еме 2400 МВт. В том числе 1 600МВт - на базе парогазовых энергоблоков, которые будут введены на Сургутской ГРЭС-2 (два блока по 400 МВт), Шатурской и Яйвинской ГРЭС (по одно-му блоку мощностью 400 МВт каж-дый). Пылеугольный блок мощностью 800 МВт планируется ввести на монотопливной Березовской ГРЭС.
    С поставщиками топлива на Сур-гутскую ГРЭС-2 и Березовскую ГРЭС уже достигнуты договоренности об увеличении поставок для загрузки новой генерации. Что касается Шатурской и Яйвинской ГРЭС - эти станции способны работать как на газе, так и на угле. В случае возникновения дефицита или существенного удорожания газа их мощности могут быть переориентированы на уголь. Строящиеся парогазовые энергоблоки более экономичны по сравнению с действующим паросиловым оборудованием станций.
    2. Основная проблема - отсутствие гарантий на поставку дополнительных объемов самого экономически эффективного на сегодняшний день вида топлива - газа - сверх лимитов ОАО "Газпром". Причина заключается не в отсутствии топлива как такового, а в механизме выдачи разрешений независимым компаниям на транспортировку этих объемов.
    Еще одна актуальная для нас проблема - высокая цена газа, реализуемого на бирже. Говоря о поставках угля, стоит отметить нередко возникающие сложности с его транспортировкой по железной дороге. Снять главные вопросы с топливообеспечением электростанций возможно за счет принятия на уровне Правительства РФ решения об упрощении механизмов доступа независимых производителей к Единой системе газоснабжения. Этот процесс должен быть прозрачным - тогда все станет на свои места.
    3. Наша задача в данном случае заключается в снижении издержек. Это выполнимо, в первую очередь, за счет использования топлива, экономически наиболее эффективного для определенной станции в конкретный момент.
    4. Для достижения указанной цели мы стараемся увеличить долю газа в топливном балансе - на тех станциях, которые могут работать как на газе, так и на угле. Оптимизация баланса монотопливных станций, таких как Сур-гутская ГРЭС-2 и Березовская ГРЭС, диктует необходимость, прежде всего, расширения базы поставщиков, способных предложить более низкую цену на топливо.