Сбытовая деятельность на благо потребителю

 

Автор

Кугаевская Любовь, Генеральный директором ЗАО "Энергопромышленная компания"

 

    Интервью с генеральным директором ЗАО "Энергопромышленная компания" Любовью Кугаевской

    ЭР: Любовь Борисовна, каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития энергосбытового сектора после завершения реорганизации РАО "ЕЭС России"?

    Л. К.: Думаю, и сама реорганизация ОАО РАО "ЕЭС России", и ее заключительный этап придали развитию энергосбытового бизнеса мощный импульс, обусловленный формированием действительно конкурентных отношений в данном секторе отрасли. При отсутствии вертикальной интеграции энергосбытов с энергохолдингом успех работы на рынке зависит исключительно от качества обслуживания абонентов, а значит, от профессионализма менеджмента и рядовых исполнителей, от их способности учитывать интересы потребителей.

    ЭР: Какие цели, стоящие сегодня перед ЭПК, Вы могли бы выделить в качестве основных?

    Л. К.: В своей работе компания нацелена не на получение прибыли, а на минимизацию затрат предприятий-клиентов по покупке электроэнергии.
    Нашими основными партнерами являются предприятия, входящие в состав УГМК-Холдинга и Евроцемента. Мы имеем очень небольшую сбытовую надбавку к стоимости электроэнергии, закупаемой на оптовом рынке для данных предприятий, и эта надбавка одинакова для всех бизнес-структур, независимо от их принадлежности к холдингам и месторасположению.
    Сегодня в данной связи можно с уверенностью говорить о появлении различий в деятельности сбытовых компаний, что обусловлено именно различием целей.
    После преобразования НП "АТС" в НП "Совет рынка" и внесения изменений в устав партнерства в Палате покупателей произошло распределение по спискам, а именно: сформирован список А, в котором представлены гарантирующие поставщики и энергосбытовые компании; и список Б - это предприятия, самостоятельно закупающие электроэнергию на ОРЭ (субъекты ОРЭ) и энергосбытовые организации, обслуживающие холдинги. Наша компания войдет в список Б.
    Списки составлены на основе прин-ципа разграничения покупателей по их целевой деятельности на ОРЭ: у одних это покупка электроэнергии с целью продажи и получения прибыли, у других - минимизация затрат обслуживаемых предприятий на энергоснабжение. В соответствии со списками предполагается и обособленное голосование при принятии решений на общих собраниях Совета рынка, а также выдвижение своих представителей в наблюдательный совет Некоммерческого партнерства.

    ЭР: В каких регионах работает Ваша компания? Каковы ее производственные задачи, и кто является потребителем услуг ЭПК?

    Л. К.: ЗАО "Энергопромышленная компания" занимается комплексным обслуживанием предприятий: энергоаудитом, внедрением АИИСКУЭ "под ключ", модернизацией дейст-вующих автоматизированных систем и их последующим техническим обслуживанием; проводит мероприятия, связанные с регистрацией группы точек поставки на оптовом рынке, получением балансового решения, поставкой электроэнергии и мощности с оптового и розничных рынков в различных регионах России.
    Наши предприятия-заказчики расположены в Свердловской, Оренбургской, Кировской, Кемеровской, Челябинской областях, в Пермском и Алтайском краях, республике Северная Осетия и других регионах.
    Территориально компания базируется в Екатеринбурге, однако в текущем году мы планируем открытие филиалов в Оренбурге, Кирове, Кемерово и Владикавказе. Это позволит оперативнее решать вопросы, связанные как со сбытовой деятельностью, так и с техническим обслуживанием АИИСКУЭ.
    Основными клиентами являются крупные промышленные предприятия, но мы также выполняем работы по созданию автоматизированных систем на объектах электроэнергетики, в частности, уже реализованы про-ек-ты АИИСКУЭ в ОАО "Яйвинская ГРЭС" и ОАО "Пермэнерго".

    ЭР: Внедрение и техническая поддержка АИИСКУЭ и поставка электроэнергии с ОРЭ - стратегические направления деятельности компании. Насколько удачным выдался предыдущий год по каждому из них?

    Л. К.: Предыдущий год был весьма напряженным в смысле большого объема выполненных работ. Компания выиграла тендер на создание АИИСКУЭ для УК "Кузбассразрез-уголь" - крупнейшего предприятия Кемеровской области, территори-ально разветвленного и энергоемкого. В формируемом ИТ-комплексе около пятисот точек учета, кроме этого реализация данной АИИСКУЭ предполагает и монтаж линий связи, радиорелейных систем, а значит, строительство вышек, установку и наладку оборудования.
    Указанный проект находится в стадии завершения, и окончание работ мы планируем уже на осень текущего года.
    К заключительному этапу внедрения АИИСКУЭ компания приступи--ла и на ряде других предприятий: ОАО "Камкабель", ОАО "Уралкалий", ОАО "Березниковский содовый завод".
    Несколько перспективных проектов пока в начальной стадии разработки.
    Сбытовая деятельность ЭПК в настоящее время включает энергоснабжение по восьми группам точек поставки. Вместе с тем предполагается регистрация новых групп точек поставки уже в этом году.

    ЭР: Каковы перспективы развития компании по краткосрочному и долгосрочному прогнозам?

    Л. К.: ЗАО "Энергопромышленная компания" ориентирована на работу с промышленными предприятиями, и поэтому в наших планах главными направлениями развития являются дополнительные услуги в энергосбытовой сфере. Уже в 2008 году мы собираемся оказывать трейдерские услуги на рынке газа, комплексные услуги по закупке и реализации тепловой энергии.

    И, конечно, основным полем деятельности будет оставаться поставка электрической энергии и мощности с оптового и розничного рынков электроэнергии и вывод предприятий на ОРЭ.
    В области систем учета планируется не только продолжить дальнейшее внедрение и техническое обслуживание АИИСКУЭ, но и приступить к созданию автоматизированных систем технического учета электроэнергии, а в перспективе - комплексных автоматизированных систем учета всех энергоносителей.
    Мы понимаем важность данного направления и уделяем этому большое внимание.
    В 2008 году ЭПК будет выполнять работы по созданию АИИСКУЭ на предприятиях Башкирии, Владимирской области, в республике Карачаево-Черкесия, в Томской области, таким образом, существенно расширив свое территориальное присутствие. Компания также намерена оказывать комплексные услуги и поставлять электроэнергию нашим партнерам в данных регионах. Современное развитие телекоммуникаций позволяет качественно обслуживать удаленных клиентов, при этом мы собираемся развивать филиалы компании везде, где расположены потребители наших услуг.

    ЭР: Насколько важно для ЭПК получение статуса гарантирующего поставщика?

    Л. К.: Статус гарантирующего поставщика не является для ЗАО "ЭПК" первоочередной целью. Задача ЭПК как независимой энергосбытовой организации заключается в комплексном обслуживании крупных потребителей. Но по мере расширения деятельности компании мы не исключаем, что может встать вопрос о необходимости получения такого статуса, и предпримем соответствующие шаги. Это произойдет, если, например, какое-либо из обслуживаемых нами предприятий окажется градообразующим и к сетям его будут подключены объекты, снабжающие население.
    В конце нашей беседы хотела бы коснуться еще одной немаловажной темы. Сегодня в качестве рыночного механизма наряду с НП ГП и ЭСК зарождается Некоммерческое партнерство Потребителей электроэнергии. Целью его деятельности станет защита интересов клиентов, которые в конечном итоге оплачивают все услуги на рынке электроэнергии, и на которых прежде всего отражаются негативные явления в отрасли: рост тарифов и цен, опасность возможного энергодефицита и т. п. Крупные промышленные потребители не могут жить сегодняшним днем, они строят долгосрочные программы развития и весьма заинтересованы в модернизации электроэнергетики, но они хотят, чтобы их вклад в реформу, их затраты носили обоснованный и разумный характер.
    ЗАО "Энергопромышленная компания", являясь членом и учредителем НП "АТС" (теперь это НП "Совет рын-ка"), вошло также в состав учредителей нового Некоммерческого партнерства Потребителей электроэнергии, чтобы совместно с другими субъектами рынка отстаивать интересы своих клиентов - промышленных предприятий.