"Энергосбытовой бизнес должен стать привлекательным для инвесторов"

 

Автор

Киселев Василий, Председатель правления НП ГП и ЭСК

 

    Интервью с председателем правления НП ГП и ЭСК Василием Киселевым

    ЭР: Василий Николаевич, прошло полтора года с момента образования Некоммерческого партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний. Не мо-гли бы Вы подвести некоторые промежуточные итоги деятельности организации?

    В. К.: Поскольку структура НП ГП и ЭСК основана на добровольном членстве, то главным для нас является триединство задач выявления, представления и лоббирования интересов членов Партнерства. Мы содействуем сбытовым компаниям не только в реагировании на происходящие события, но и в продвижении таких изменений, которые помогут сделать энергосбытовой бизнес более успешным и устойчивым. Партнерству удалось заработать хорошую репутацию в государственных и федеральных органах власти. О позитивном отношении к деятельности НП ГП и ЭСК говорит тот факт, что в состав органов управления и надзора Партнерства входят довольно известные в электроэнергетической отрасли специалисты. Так, председателем наблюдательного совета НП ГП и ЭСК является заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, среди членов наблюдательного совета - заместитель руководителя ФСТ Николай Бакаев, директор департамента электроэнергетики Минпромэнерго Вячеслав Кравченко, исполняющий обязанности директора департамента государственного регулирования тарифов инфраструктурных реформ и экономики природопользования Михаил Курбатов.
    Среди значимых для Партнерства событий - проведение Всероссийских конференций. Плодотворность такой формы взаимодействия очевидна уже сегодня: решения, принятые в процессе обсуждения актуальных проблем и рисков отраслевой деятельности, идут на пользу энергосбытовым компаниям, особенно гарантирующим поставщикам, и получают соответствующий отклик у государства.
    По итогам I и II конференций проделана большая работа. Были сформированы предложения: по развитию института саморегулирования в электроэнергетике, частично учтенные в федеральном законе № 315; по созданию альтернативных моделей розничного рынка электроэнергии; о внесении в действующие нормативно-правовые акты изменений, направленных на минимизацию и устранение рисков энергосбытовых компаний на розничном рынке электроэнергии.
    Особо выделю аспекты, касающиеся Правил проведения конкурсов на статус гарантирующего поставщика. После подробного обсуждения вопроса одобрены решения: о создании рабочей группы по разработке указанных Правил; об отражении в проекте Правил механизма страхо-вания финансовой ответственности энергосбытовых компаний перед субъектами рынка; о закреплении положения по размеру минимальной сбытовой надбавки ГП.
    На конференциях были также рассмотрены мероприятия, реализованные НП ГП и ЭСК совместно с ФАС и ФСТ России.
    Сейчас в Партнерстве готовятся проекты итоговых документов III конференции, состоявшейся не так дав-но - в конце апреля. Наряду с этим в НП ГП и ЭСК произойдет расширение сфер деятельности: в исполнительном аппарате появится отдел оптового рынка, куда приглашены специалисты, имеющие в активе богатый опыт работы на ОРЭ.

    ЭР: В настоящее время структурная реформа электроэнергетики находится на завершающей стадии.
    С 1 июля прекратит свое существование движущая сила отрасли - РАО "ЕЭС России". Насколько для электроэнергетики критично отсутствие единого центра принятия решений?

    В. К.: Проблема, на мой взгляд, не в центре. На самом деле, целостность принятия решений во многом сохранится. Как заметил глава Росэнерго Дмитрий Аханов, государство не прекращает своего участия в регулировании отраслью. И даже в определенном смысле сделает регулирование более строгим. Но это и оправдано в условиях переходного этапа реформирования электроэнергетики. Проблема в другом: с уходом РАО "ЕЭС России" теряется практика сбалансированного учета интересов при подготовке решений и досудебного улаживания споров и конфликтов, которая имела место, когда все основные сетевые, генерирующие и сбытовые компании были ДЗО.
    В условиях несформировавшейся нормативной базы (ведь еще продолжается переходный этап), отсутствия сложившейся единообразной политики разрешения споров, а также очевидных конфликтов интересов во многих вопросах отрасль рискует без единой регулирующей структуры погрязнуть в море судебных споров, разбираться в которых предстоит еще долго после окончания реформы. Подъем этой волны судебных исков мы наблюдали в 2006 году.
    Да и снижение управляемости - когда кто в лес, кто по дрова - тоже ничего хорошего для электроэнергетики не несет. Назвать все это "свободным рынком" пока что язык не поворачивается. При настоящих рыночных отношениях все же должно быть гораздо меньше внутриотраслевых судебных тяжб, двусмысленностей в законодательстве и неопределенности вообще. Однако в наших с вами силах поправить ситуацию, и наше Партнерство точно не останется в стороне.

    ЭР: Как Вы оцениваете работу розничного рынка электроэнергии?

    В. К.: К сожалению, приходится констатировать, что розничный рынок электроэнергии намного отстает в развитии от оптового. Как метко подметил руководитель ЦУР РАО "ЕЭС России" Юрий Удальцов на проведенной нами в конце апреля III Всероссий-ской конференции менеджеров ЭСК, розничного рынка электроэнергии еще нет, есть лишь сфера розничных продаж, где существует только трансляция цен оптового рынка, используя которую сбытовые компании пытаются свои риски переложить на плечи потребителей, чтобы не быть самим погребенными под этими рисками и проблемами. И это действительно так, розничный рынок электроэнергии на данный момент представляет собой нечто аморфное, где нет рыночных отношений, нет рыночной конкуренции, нет настоящей рыночной свободы, в том числе и для потребителей. Во многом ситуация, конечно, обусловлена переходным характером текущего этапа развития электроэнергетики, но прикрываться этим уже неудобно.
    Необходимо признать, что существующий розничный рынок в силу всех своих проблем пока далек от идеала и (при нынешних темпах преобразований на оптовом рынке) к моменту окончания реформы не успеет полностью организоваться.
    Различие в зрелости двух рынков, которые должны развиваться синхронно, чревато тем, что сам смысл реформы - оптимизация энергопотребления, снижение энергоемкости через ценовые сигналы "сверху", с ОРЭ, - окажется утерян. Иными словами, уже будет кому подавать эти сигналы, и как их подавать, и посредством чего, но еще некому будет их принимать, и нечего будет делать после их получения. Розничный рынок электроэнергии в этом смысле становится тем самым узким местом, неразвитость которого начнет тормозить движение вперед всей отрасли.
    Неудивительно, что присутствовавший на нашей конференции председатель комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Липатов так живо заинтересовался проблемами именно розничного рынка электроэнергии и предложил вынести их на обсуждение на ближайшем заседании комитета в конце мая этого года.

    ЭР: Расскажите, какие недостатки во взаимодействии ЭСК с потребителями и региональными сетевыми компаниями были выявлены за период деятельности Партнерства? Как они преодолеваются?

    В. К.: Нынешнее законодательство оставляет много неясностей, лазеек и нестыковок в отношении работы розничного рынка электроэнергии, в связи с чем подобных недостатков действительно хватает.
    К числу наиболее важных я бы отнес также и вопросы взаимоотношений сбытовиков и коммунальщиков.
    Во взаимодействии сетевых и сбытовых компаний - это, безусловно, проблемы реализации котлового метода тарифообразования на услуги по передаче электроэнергии, и виноваты здесь не упомянутые компании. Потребители в большинстве своем никак не разберутся в ходе и смысле реформы, а также их роли и месте в ней. В результате чего увеличение стоимости поставляемой им сбытовой компанией электроэнергии воспринимают не как ценовые сигналы от генерирующих станций, а как "надувательство" со стороны энергосбыта в худших традициях советского времени. Затем - суды, иски по оспариванию счетов к оплате:
    В целом же ситуация складывается таким образом, что каждый из субъектов розничного рынка пытается тащить одеяло на себя, тормозя нормальное становление конкурентной площадки. В этом смысле необходимо содействие в развитии рыночных взаимоотношений, и наше Партнерство видит здесь одну из основных своих задач.

    ЭР: Насколько урегулированы процедуры проведения внеочередных конкурсов на статус ГП?

    В. К.: К сожалению, на данный момент пока никак не урегулированы. То есть конкурсы можно объявлять уже сейчас, но провести их не получится.
    И проблема даже не столько в отсутствии утвержденных правил, без которых конкурсы невозможны, сколько в понимании того, что правила в их нынешней редакции выпускать нель-зя. Критерии определения победителя конкурса в существующей формулировке не обеспечат ни повышения надежности энергоснабжения потребителей (основная задача гарантирующего поставщика), ни снижения стоимости покупаемой потребителями электроэнергии. В то же время они, безусловно, посодействуют развитию коррупции, в чем мы могли удостовериться в августе прошлого года, когда три конкурса в стране все же были проведены.
    Именно наличие целого ряда недоработок и является основной причиной того, что правила до сих пор не утверждены. Необходимо изменение концепции, в противном случае отрасль рискует погрузиться в пучину совсем не рыночного передела.
    В связи с этим право было Правительство РФ, отодвинувшее в декабре прошлого года очередные конкурсы ГП на 2010 год. Логичным шагом стало бы и перенесение внеочередных конкурсов, хотя бы большей их части.

    ЭР: Каким Вы видите дальнейшее развитие энергосбытового бизнеса в России?

    В. К.: Если говорить обо всей отрасли, то лично у меня сомнений в ее поступательном движении нет. Начало обновляться сетевое хозяйство (его плачевное состояние - одна из причин, по которой стране еще несколько лет назад грозил энергетический кризис), строятся новые электростанции.
    Относительно же энергосбытового бизнеса хочется верить, что все сегодняшние проблемы связаны только с преодолением переходной стадии реформирования, и они уйдут (сами собой или путем изменения законодательных и нормативных актов) уже после 2011 года.
    Основное внимание сейчас дол-жно быть уделено тому, чтобы энергосбытовой бизнес стал наконец-то полноценным, дающим необходимую норму прибыли на инвестированный капитал, то есть привле-кательным для инвесторов. Итоги аукционов по продаже сбытовых компаний, проведенных РАО "ЕЭС России" в 2007 году и в январе 2008-го, к сожалению, пока демонстрируют слабый интерес инвесторов к энергосбытовым активам.