ИТ как неотъемлемая часть оперативно-диспетчерского управления

 

Автор

Абраменко Михаил, Директором по информационным технологиям ОАО "СО ЕЭС"

 

    Интервью с директором по информационным технологиям ОАО "СО ЕЭС" Михаилом Абраменко

    ЭР: Михаил Дмитриевич, в чем особенность информационного комплекса ОАО "СО ЕЭС"?

    М. А.: Основная задача Системного оператора - организация управления технологическими режимами Единой энергетической системы. Соответственно, основные бизнес-процессы нашей компании связаны с обработкой информации, а ИТ-комплекс является неотъемлемой частью и основным рабочим инструментом оперативно-диспетчерского управления.
    Использование современных средств автоматизации бизнес-процессов и управленческого учета делает информационный комплекс ОАО "СО ЕЭС" мощным инструментом, обеспечивающим оперативное принятие и исполнение управленческих решений. В числе основных требований, которым он должен соответствовать: возможность внесения изменений в информационные системы максимально простым и наименее затратным способом; возможность создания единого информационного пространства для функционирования трехуровневой системы диспетчерского управления; обеспечение согласованного и безопасного информационного обмена между объектами управления.
    Кроме того, информационный комплекс должен обеспечивать управляемую надежность, восстанавливаемость и доступность информационных ресурсов и сервисов Системного оператора, а также интеграцию систем и комплексов на уровне поддержки общих международных стандартов.

    ЭР: Что представляет собой ИТ-стратегия компании?

    М. А.: ИТ-стратегия ОАО "СО ЕЭС" заключается в постоянном улучшении показателей надежности и качества информационного обеспечения технологических процессов компании и процессов диспетчеризации ЕЭС, внедрения инноваций, позволяющих предлагать рынку новые услуги.
    Стратегические задачи развития информационного комплекса Системного оператора описаны в документе "Приоритетные направления деятельности ОАО "СО - ЦДУ ЕЭС" до 2008 г.", определяющем основные векторы развития информационных технологий Системного оператора в целом и специфику их применения на всех уровнях оперативно-диспетчерского управления.

    ЭР: Какие трудности возникают в процессе организации этой работы?

    М. А.: С внедрением рыночных механизмов в электроэнергетике возникла необходимость в высоких темпах изменений системы управления режимами ЕЭС. Скорость адаптации к этим изменениям сегодня является одной из наиболее актуальных задач, которая ложится на плечи именно ИТ-блока Системного оператора.
    В рамках решения данной задачи осуществляется построение новой системы управления информационным комплексом, основанной на процессном подходе. В ее основе - использование методик передового международного опыта в области управления ИТ-услугами - ITIL/ITSM. При успешной реализации проекта мы рассчитываем повысить прозрачность и эффективность управления информационным комплексом компании, сделать предсказуемым поведение всей информационной системы, а также повысить уровень качества и надежности ИТ-услуг, и, соответственно, бизнес-услуг, предоставляемых Системным оператором.

    ЭР: Каких результатов вам удалось достичь в работе информационного комплекса?

    М. А.: Сегодня Системный оператор представляет собой трехуровневую структуру. Первый - Центральное диспетчерское управление, второй - семь филиалов - объединенные диспетчерские управления (ОДУ), операционные зоны которых, в основном, соответствуют территориям семи федеральных округов. Третий уровень - 58 филиалов - региональные диспетчерские управления (РДУ).
    Нам удалось сформировать мощную ИТ-структуру, объединяющую все наши филиалы. Создана крупнейшая в мире корпоративная сеть технологической и диспетчерской связи. Внедряются системы централизованного противоаварийного управления и автоматического регулирования частоты и мощности. Во всех филиалах Системного оператора реализованы современные системы сбора и обработки данных (SCADA) отечественной разработки. Совместно с компанией Siemens осуществляется проект создания SCADA/EMS верхнего уровня, основной целью которого является повышение эффективности управления режимами ЕЭС России.
    В настоящее время в рамках проекта по увеличению частоты внутрисуточных расчетов балансирующего рынка электроэнергии Системным оператором введен в эксплуатацию двухузловой кластер на базе 32 процессорных серверов IBMх-3950 и дисковой подсистемы EMC Clarion. На сегодняшний день такой кластер на базе процессоров Intel Xeon MP Tulsa является для России уникальным.
    Кроме того, Системный оператор принимает участие в проектах по модернизации систем информационного обмена технологической информацией (система телемеханики и связи) на генерирующих предприятиях отрасли. Наша активная позиция, обязывающая субъекты проводить подобные мероприятия, повлияла на объемы рынка ИТ-технологий в отрасли. Уже сейчас за счет проектов, реализованных Системным оператором, сетевыми предприятиями и объектами генерации, увеличилась наблюдаемость элементов энергосети и, как следствие, повысилась степень надежности Единой энергосистемы.

    ЭР: Какие еще ключевые задачи в сфере информационных технологий ставит перед собой Системный оператор?

    М. А.: Основные особенности функционирования информационных систем оперативного диспетчерского управления режимами ЕЭС связаны с новыми условиями работы рынка электроэнергетики. Унаследованные комплексы автоматизации не полностью соответствуют динамике изменений, а прежние подходы к проектированию и разработке - требованиям качественной поддержки бизнес-процессов.
    Но важно понимать, что изменения в отношении принципов создания и эксплуатации информационных систем должны произойти не только внутри Системного оператора. Устаревшие требования и формулировки существующих отраслевых нормативных документов, отсутствие оперативных механизмов координации в области стандартов информационного взаимодействия также негативно сказываются на развитии информационных технологий в электроэнергетике в целом.
    Создание скоординированного информационного пространства предприятий электроэнергетики, являющихся объектами диспетчерского управления, - одно из важнейших направлений развития информационных технологий нашей компании.
    Информационный комплекс Системного оператора концентрирует поток данных обо всех объектах управления, их состоянии и режимах в реальном времени. В базах данных компании содержится информация о составе оборудования, его характеристиках, истории ремонтов и многое другое. Но для создания единого информационного пространства необходимы совместные усилия всех субъектов электроэнергетики, и строить его надо в соответствии с лучшим мировым опытом, дополняя собственным багажом знаний.