Сбытовая деятельность: нерешенные проблемы и перспективы развития

 

Автор

Ананьев Станислав, Генеральный директор ООО "Транснефтьсервис С"

 

    Интервью с генеральным директором ООО "Транснефтьсервис С" Станиславом Ананьевым

    ЭР: Станислав Анатольевич, как Вы оцениваете текущее положение энергосбытовых компаний (ЭСК)? Насколько оно изменилось после выхода Постановлений Правительства РФ № 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" и № 530 "О Правилах функционирования розничных рынков электрической энергии"?

    С. А.: Процесс реформирования электроэнергетики не только не улучшил положение энергосбытовых компаний, но, к сожалению, усугубил существующие проблемы. В настоящее время на сбытовых компаниях лежит основная нагрузка по кредитованию кассовых разрывов, многократно превышающих такие разрывы в генерации и в сетях, при этом существует гораздо меньше возможностей их покрытия за счет собственных средств. Сбытовые компании несут колоссальные риски и значительные убытки в силу отсутствия актуальной рабочей нормативной базы по государственному регулированию ЭСК как на розничном, так и на оптовом рынках электроэнергии. Меры, предпринимаемые федеральными органами власти и регулирующими органами субъектов Российской Федерации, на сегодняшний день направлены исключительно на поддержание деятельности генерирующих и сетевых компаний.
    Утвержденные к настоящему времени регламенты, нормативные документы и законодательные акты не отражают реальной картины взаимоотношений гарантирующих поставщиков (ГП) и сбытовых компаний, а также не содержат норм, направленных на урегулирование конфликтов с другими субъектами рынка, прежде всего сетевыми компаниями. Недостаточно мер принято и в отношении тарифного регулирования.
    К сбытовым компаниям предъявляется огромное количество претензий по обеспечению надежности энергоснабжения потребителей (по качеству, авариям, отключениям потребителей и пр.). Таким образом, сбытовые компании вынуждены нести затраты на якобы оказываемые сетевыми компаниями услуги, плата за которые уже включена в их тариф по передаче электрической энергии.
    Кроме того, не существует ни одного ведомственного акта, нормативного документа или регламента, регулирующего взаимоотношения сетевых компаний и ГП (сбытовых компаний) за пределами РАО "ЕЭС России". В частности это касается проблем бездоговорного и безучетного потребления электроэнергии, а также разрешения споров в случае отключений, аварий, форс-мажорных обстоятельств.
    Принятые законодательные акты не дают ясного понимания принципов реализации статуса ГП и содержат множество недоработок, обусловливающих беззащитность ГП, получивших статус "в наследство" от АО-энерго, перед конкурентами и сетевыми компаниями.
    В настоящее время сбытовая надбавка за поставленный потребителю 1 кВтч электрической энергии составляет 3-5 коп. при кассовых разрывах в две сбытовые надбавки (около 10% от общего оборота сбытовой компании). Обслуживание таких кредитов и действующая модель работы сбытов на оптовом и розничном рынках требуют увеличения сбытовой надбавки до 15-20 коп. за 1 кВтч энергии.
    Таким образом, нынешнее положение энергосбытовых компаний на рынке крайне неустойчиво ввиду наличия огромного количества рисков и ущемления прав сбытовых компаний в пользу сетевых организаций и оптового рынка.

    ЭР: С какими основными проблемами сталкивается Ваша компания на оптовом и розничном рынках электроэнергии сегодня? Каковы, на Ваш взгляд, пути их решения?

    С. А.: Количество проблем, с которыми мы сталкиваемся на оптовом и розничном рынках, весьма значительное. Прежде всего речь идет о трансляции форс-мажорных обстоятельств на оптовый рынок. При авариях на сетях энергосбытовая компания не потребляет электроэнергию. Однако, в соответствии с двусторонними регулирующими договорами (РДД), сбытовая компания обязана потребить указанный в договоре объем электрической энергии. В этой связи необходимо изменить систему расчетов, требования по внесению авансовых платежей, а также исключить систему финансовых гарантий.
    Еще одной проблемой на оптовом рынке является суммирование отклонений по группам точек поставки (ГТП) в рамках одного ГП. Наличие нескольких ГТП в одном регионе у сбытовой компании приводит к дополнительным убыткам для нее по сравнению с работающим в том же регионе ГП, имеющим только одну ГТП.
    Основными проблемами на розничном рынке являются перекрестное субсидирование, извлечение сетевыми компаниями выгоды из "последней мили" и отсутствие рабочего механизма трансляции отклонений на розницу. Это приводит к дополнительной нагрузке на сбытовые компании.

    ЭР: ООО "Транснефтьсервис С" 6 июля 2006 г. стало победителем аукциона по продаже пакета акций ОАО "Ярославская сбытовая компания", принадлежащего ОАО "РАО "ЕЭС России"". Как по прошествии времени Вы оцениваете данную сделку? Насколько оправдались Ваши ожидания?

    С. А.: Покупку 59,81% голосующих акций ОАО "Ярославская сбытовая компания" мы оцениваем как сделку, которая вписывается в нашу стратегию развития, однако является сложноокупаемой. Как известно, аукцион по продаже акций ОАО "Ярославская сбытовая компания" проходил в рамках реализации "пилотного" проекта РАО "ЕЭС России" по распоряжению акциями сбытовых компаний, созданных в результате реорганизации АО-энерго. Реализация пакета акций ОАО "Ярославская сбытовая компания" на открытом аукционе "сдвинула с мертвой точки" процесс продажи сбытовых компаний в России. Между тем цена, предложенная нами за данный пакет, оказалась в определенной степени завышенной, учитывая наличие слабой законодательной базы и многочисленных рисков в сфере сбытового бизнеса.

    ЭР: ОАО "РАО "ЕЭС России"" объявило о намерении продать в апреле-мае 2007 г. восемь сбытовых компаний. На аукцион будут выставлены Белгородская, Вологодская, Кольская, Кузбасская, Кубанская, Нижегородская энергосбытовые компании, а также ОАО "Оренбургэнергосбыт" и ОАО "Свердловэнергосбыт". Как Вы оцениваете данное событие? Планирует ли Транснефтьсервис С принять участие в аукционе?

    С. А.: В планы стратегического развития ООО "Транснефтьсервис С" входит в том числе и выход на ритейл. Мы намерены позиционировать себя не только в качестве оптового продавца электроэнергии для крупных потребителей, но и отладить работу с потребителями на рознице. Мы заинтересованы в участии в аукционах по продаже сбытовых компаний, однако многое будет зависеть от цены. Вышеперечисленный список представляет для нашей компании определенный интерес.
    Однако стоит отметить, что РАО "ЕЭС России" совместно с выбранным им оценщиком не совсем корректно подходят к оценке стоимости сбытов. К примеру, методика оценки сбытовых компаний, подготовленная Deloitte & Touchе, ориентирована на рынки Великобритании и Швеции и не учитывает риски, характерные для российского рынка.
    При этом РАО "ЕЭС России" осознает необходимость продажи сбытовых компаний и готово оказывать определенную поддержку потенциальным покупателям в данном вопросе. Мы провели ряд консультаций с представителями энергохолдинга по вопросу оценки активов и надеемся, что он учтет наши пожелания. В противном случае претензии со стороны инвесторов относительно неполноты предоставляемой им информации могут негативно повлиять на процесс продажи энергосбытовых компаний.
    Наша готовность выйти на аукцион будет зависеть прежде всего от цены выставляемого на продажу актива, а также от полноты информации о продаваемых активах.

    ЭР: Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития энергосбытового бизнеса в России?

    С. А.: В настоящее время основные дебаты ведутся вокруг двух проблем - инвестирования в генерацию и инвестирования в сетевые организации. При этом проблемы сбытовых компаний, формирующих благополучие этих двух сегментов, игнорируются. Для того чтобы сбытовые компании в ближайшее время не обанкротились, необходимо в определенной степени форсировать темпы реформирования и переходить к 100%-ной либерализации. При этом приоритетом должны стать именно сбытовые компании, на которых ложится основная часть нагрузки, прежде всего в сфере тарифного регулирования.
    Одной из первоочередных мер на пути налаживания цивилизованных и прозрачных взаимоотношений между субъектами рынка и исполнительными органами власти субъектов РФ в области регулирования тарифов может служить увеличение сбытовой надбавки на 5-10 коп. за поставку 1 кВтч электрической энергии потребителю, учитывающей действующую модель расчетов и риски сбытовых компаний.