ЭСК: рыночный подход

 

Автор

Рожков Виталий, Генеральный директор ОАО "Кубанская энергосбытовая компания"

 

    Интервью с генеральным директором ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" Виталием Рожковым

    ЭР: Виталий Александрович, как Вы оцениваете текущее положение энергосбытовых компаний (ЭСК)? Насколько оно изменилось после выхода Постановлений Правительства РФ № 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" и № 530 "О Правилах функционирования розничных рынков электрической энергии"?

    В. Р.: В настоящий момент энергосбытовые компании являются лицом современного энергетического комплекса нашей страны. Они - связующее звено между энергетиками и потребителями. Поэтому в нынешних условиях от качества и оперативности работы сбытовых компаний во многом зависит надежное функционирование остальных субъектов энергетического рынка.
    С выходом Постановлений Правительства РФ № 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" и № 530 "О Правилах функционирования розничных рынков электрической энергии" прежде всего повысилась ответственность энергосбытовых компаний. В современных условиях ОАО "Кубаньэнергосбыт" с точки зрения финансовых потоков является транзитной компанией, которая пропускает через себя большие потоки информации и денежных средств, поэтому цена ошибки может быть очень высока. В этой связи мы стали более активно работать с потребителями, объясняя им важность и выгоду планирования энергопотребления, а также возможность перевода производственного процесса на более дешевые часы суток, что в свою очередь положительно отразится на всем технологическом процессе энергоснабжения.
    Правила, ужесточив условия работы, в которых функционируют все стороны производственного процесса, тем не менее дали всем субъектам рынка новые права. В первую очередь с юридической точки зрения стал более защищен потребитель, который в случае несоответствия качества электроэнергии имеющимся стандартам, собрав необходимые доказательства, вправе предъявить свои требования к сбытовой компании - гарантирующему поставщику. Современные приборы учета способны зафиксировать и документально подтвердить провал в энергоснабжении длительностью всего в одну минуту. Я не могу отвечать за другие сбыты, но специалисты Кубанской энергосбытовой компании, убедившись в справедливости претензий, сами могут провести расследование инцидента, выяснив, кто конкретно в цепочке от производства тока до розетки допустил ошибку.
    Стоит отметить, что с выходом Правил заработал механизм рыночного формирования цены на электроэнергию. Экономический смысл механизма заключается в том, что реальная стоимость электроэнергии не может быть предсказана единожды на весь год, поскольку она зависит от множества факторов: от вида топлива, сжигаемого на электростанциях, (в случае нехватки газа приходится жечь мазут, который существенно дороже газа), роста цен на металлоконструкции, оборудование и т. д., который невозможно предвидеть в начале года, когда региональная энергетическая комиссия утверждает новые тарифы. Поэтому постепенный переход на рыночное формирование цены, с одной стороны, позволит энергетикам компенсировать растущие издержки и модернизировать энергетический комплекс страны, с другой - не ударит по интересам потребителей.
    Переход на почасовой учет как потребления, так и производства электроэнергии - один из ключевых моментов недавно введенных Правил. При отсутствии механизма учета компания не может стать полноценным участником оптового рынка. Так, например, в Краснодарском крае работает свыше 30 небольших блок-станций с силовыми установками от 5 до 18 МВт. В основном они принадлежат сахарным заводам. Однако на данный момент необходимые приборы учета установлены лишь на Белореченском химическом комбинате. Остальные производители с целью реализации помимо основной продукции излишков электричества должны в кратчайшие сроки привести свое хозяйство в соответствие с требованиями новых Правил.
    Кроме того, если до настоящего времени договоры между энергетиками и потребителями содержали фразу: "бесперебойное энергоснабжение не гарантируется", то в новых Правилах данная формулировка отсутствует. Определение "гарантирующий" в названии статуса сбытовой компании является ее "визитной карточкой": гарантирующий поставщик (каковым на сегодняшний день в частности является Кубанская энергосбытовая компания) обязан гарантировать энергоснабжение. Исключением являются аварийные ситуации. Однако выйти из форс-мажора можно также вполне грамотно. Так, в августе прошлого года, когда потребление превысило все допустимые пределы, специалисты Кубаньэнергосбыта сумели квалифицированно провести своевременные ограничительные мероприятия, вследствие чего удалось не обесточить ни одного жилого квартала, больницы или предприятия жизнеобеспечения (в Краснодаре, где сбытовую деятельность осуществляет другая структура, летом 2006 г. отключались целые микрорайоны).
    Называя конкретные цифры, с которыми ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" завершила 2006 г., следует учитывать, что компания проходила реструктуризацию одной из последних. 1 июля прошлого года произошло выделение общества из ОАО "Кубаньэнерго", а уже 1 сентября 2006 г. были приняты Постановления РФ, регулирующие работу оптового и розничного рынков электроэнергии, поэтому выстраивать и оптимизировать бизнес-процессы пришлось практически "с колес".
    Тариф на электроэнергию для ОАО "Кубаньэнерго" в 2006 г. был довольно жестким, поэтому при разделении мы получили соответствующие показатели бизнес-плана. Мы были готовы к убыткам в конце года, однако компания не показала отрицательный результат и завершила год с чистой прибылью в размере 1,6 млн руб. Думаю, это очень хороший показатель, ведь сумма убытка могла исчисляться десятками млн руб. Избежать убытков удалось прежде всего благодаря грамотной работе на оптовом рынке. Эффективное прогнозирование потребления электроэнергии привело к тому, что у нас практически не образовалось излишков, которые впоследствии могли бы привести к убыткам. Важную роль также сыграла квалифицированная работа с потребителями: мы постоянно информируем наших абонентов обо всех изменениях, происходящих на правовом поле розничного и оптового энергетических рынков, проводим выездные семинары-совещания, помогаем в разрешении спорных вопросов энергоснабжения.
    Выручка компании за период с 1 июля по 31 декабря составила 8,767 млрд руб. За тот же период компания отпустила потребителям 8,033 млрд кВт.ч электроэнергии. По итогам 2006 г. полезный отпуск электрической энергии составил 14 млрд 240,84 млн кВт.ч, в том числе отпуск собственным потребителям - 13 млрд 231 млн кВт.ч (что на 6,1% выше объема 2005 г.).

    ЭР: С какими основными проблемами сталкивается Ваша компания на оптовом и розничном рынках электроэнергии сегодня? Каковы, на Ваш взгляд, пути их решения?

    В. Р.: Все проблемы в основном лежат в плоскости взаимоотношений с потребителями, потому что на сегодняшний день существуют ограничения, а также некоторые нестыковки действующего законодательства в части отключения потребителя, переноса сроков платежей и т. д. Однако проблемы, которые ставит перед энергетиками рынок, в целом преодолимы, и конструктивное сотрудничество между сбытовиками и потребителями является доказательством того, что мы действуем в нужном направлении. В качестве примера могу привести тот факт, что ОАО "Кубаньэнергосбыт" первым среди ЭСК Юга России завершило кампанию по переподписанию договоров с потребителями электрической энергии.
    Замечу, что Правила не являются идеальным документом: учесть и регламентировать абсолютно все ситуации практически невозможно. Тем не менее, я уверен, что путем конструктивного диалога между энергетиками, потребителями и регулирующими органами мы постепенно придем к полностью прозрачному и цивилизованному рынку электрической энергии.

    ЭР: Насколько острыми являются сегодня проблемы перекрестного субсидирования и неплатежей?

    В. Р.: Данные проблемы существовали всегда, однако в настоящее время они активно решаются. Если говорить о неплатежах, то в 2006 г. мы собрали 18874822 тыс. руб., что составляет 99% от суммы отпущенной потребителям электрической энергии. Это не самый лучший показатель среди других сбытовых компаний России, но с учетом экономической и политической обстановки, сложившейся в зоне ответственности Кубанской энергосбытовой компании (Краснодарский край и Республика Адыгея), он весьма высок. По сравнению с результатами предыдущих лет положительная динамика снижения дебиторской задолженности налицо.
    Решение проблемы перекрестного субсидирования не входит в компетенцию сбытовой компании, а должно осуществляться на государственном уровне. С экономической точки зрения решением является повышение уровня жизни населения, имеющее целью оплату потребителями всего объема реальной стоимости электроэнергии и одновременное удержание баланса нагрузки на промышленные предприятия. Объемы перекрестного субсидирования в целом снижаются, и можно с высокой долей уверенности предположить, что в 2008 г. такая динамика продолжится.

    ЭР: ОАО "РАО "ЕЭС России"" объявило о намерении продать в течение 2007-2008 гг. более 50 сбытовых компаний. Как Вы оцениваете данное событие? Не сложится ли ситуация на рынке, при которой предложение будет опережать спрос?

    В. Р.: Такой вариант вряд ли возможен. Актив, реализуемый РАО "ЕЭС России", довольно дорогой, однако при нынешних условиях, сложившихся в энергетической отрасли страны, он является востребованным. В любом случае, РАО "ЕЭС России" в 2008 г. прекращает свое существование, и я не сомневаюсь, что до этого момента будут проданы все принадлежащие холдингу сбыты, как и планировалось.

    ЭР: Компания Deloitte & Touche совместно с РАО "ЕЭС России" разработали методику оценки энергосбытовых компаний. Насколько, на Ваш взгляд, справедливы подходы и алгоритмы данной методики?

    В. Р.: Дело в том, что стандартная методика оценки активов компании не может быть применима к энергосбытам. Оценивать энергосбытовые компании очень сложно, поскольку имущественные активы в процентном соотношении составляют достаточно малую долю в структуре обществ, а с помощью стандартной методики оцениваются именно они. В данном случае имеет место продажа не вещественных активов, а реально настроенного бизнеса, поэтому применение затратного способа оценки является нецелесообразным. Метод сравнительных продаж в данном случае также нерационален в силу отсутствия соответствующей статистики (за все время была совершена только одна аналогичная продажа). Наиболее действенным является способ оценки денежных потоков, проходящих через энергосбытовую компанию, который и лег в основу методики, разработанной холдингом РАО "ЕЭС России" совместно с международной аудиторской компанией Deloitte & Touche. При разработке методики также учитывался зарубежный и российский опыт оценки энергосбытовых компаний, политическая и экономическая ситуация, специфика энергетического рынка в период реформирования отрасли и многие другие не менее важные параметры. Согласно показателям, которые затрагивает методика, Кубанская энергосбытовая компания становится интересным предложением для потенциальных покупателей. Только за II полугодие 2006 г. свыше 1 млн потребителей было поставлено около 8 млрд кВт.ч электричества на сумму более чем 10,2 млрд руб., что является самым высоким показателем среди других энергосбытовых компаний Южного федерального округа.

    ЭР: Как Вы оцениваете перспективы развития энергосбытового бизнеса в России?

    В. Р.: Перспективы развития энергосбытового бизнеса в нашей стране однозначно существуют. Учитывая опыт аналогичных компаний западных энегретических рынков, уже прошедших стадию реорганизации и реформирования, можно с уверенностью сказать, что энергосбытовые услуги являются востребованными и могут иметь соответствующую рыночным условиям доходность. Рано или поздно энергосбытовые компании разделятся на две составляющие: крупные гарантирующие поставщики - регулируемые организации, которые будут обслуживать население и предприятия малого и среднего бизнеса, - и нерегулируемые коммерческие сбыты, которые будут работать с крупными потребителями - юридическими лицами.
    Я полагаю, что после принятия советом директоров РАО "ЕЭС России" решения о продаже сбытовых активов, принадлежащих холдингу, развитие сбытового бизнеса в нашей стране будет иметь положительную динамику. Это обусловлено прежде всего тем, что данный шаг, вызванный необходимостью реформирования и модернизации отрасли, увеличит количество независимых ЭСК, которые в условиях рыночной конкуренции будут вынуждены применять современные подходы к организации бизнес-процессов, расширять спектр предоставляемых услуг и повышать качество обслуживания потребителей.