"Мы - за честную конкуренцию"

 

Автор

Кочуров Сергей, Генеральный директор ОАО "Вологодская сбытовая компания"

 

    Интервью с генеральным директором ОАО "Вологодская сбытовая компания" Сергеем Кочуровым

    ЭР: Сергей Александрович, как Вы оцениваете текущее положение энергосбытовых компаний (ЭСК)? Насколько оно изменилось после выхода Постановлений Правительства РФ № 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" и № 530 "О Правилах функционирования розничных рынков электрической энергии"?

    С. К.: Данные документы стали серьезным шагом, приближающим Россию к целевой модели либерализованного рынка электроэнергии, задали дальнейшее направление развития отрасли. Изменился порядок ценообразования: теперь часть электроэнергии поставляется потребителям по свободным (нерегулируемым) ценам. Центральным субъектом розничного рынка стал гарантирующий поставщик (ГП). Правилами усилены требования к учету электроэнергии, предусмотрена синхронизация с жилищным законодательством РФ и др.
    Произошли существенные изменения в экономических и имущественных отношениях между субъектами электроэнергетики. Сегодня ЭСК оказались в ситуации, когда проблемы реализации новых договорных схем в электроэнергетике требуют немедленного решения. Последние полгода с момента запуска НОРЭМ стали для сбытовых компаний временем проверки на прочность: каждый день перед энергетиками вставали задачи, требующие коллективной мобилизации профессионализма, оперативности, инициативы, способности убеждать. В настоящее время ЭСК фактически являются наиболее квалифицированными исполнителями Правил функционирования розничных рынков электроэнергии.
    Однако сейчас говорить о том, что положение ЭСК после принятия Постановлений кардинально изменилось (тем более в лучшую сторону), еще рано, поскольку часть нормативных актов для эффективной реализации предложенных правил игры отсутствует: нормативная база в части тарифного регулирования является недостаточной, не приняты правила коммерческого учета, притом что учет электроэнергии на сегодняшний день играет основную роль в отношениях "потребитель - ЭСК - сетевая компания".
    Логично завершенной нормативной базы не существует. Вследствие этого ЭСК сталкиваются с непониманием потребителей, их нежеланием работать по новым правилам, а иногда и с предвзятым отношением к предлагаемым изменениям. Усложняет ситуацию также неосведомленность органов власти. В связи с этим одним из основных аспектов деятельности ЭСК в настоящее время является активная разъяснительная работа по применению Постановления № 530, в первую очередь в части расчетов по свободным ценам.

    ЭР: С какими основными проблемами сталкивается Ваша компания на оптовом и розничном рынках электроэнергии сегодня? Каковы, на Ваш взгляд, пути их решения?

    С. К.: Сейчас ЭСК являются единственным связующим эвеном между потребителями, генерирующими и сетевыми компаниями. Они обязаны решать множество задач: своевременно транслировать все изменения в законодательстве на розничный рынок, обеспечивать поступление денежных средств от потребителей, закупать электроэнергию, оплачивать услуги РСК, урегулировать все проблемы по снабжению потребителей. При этом основные "богатства" ЭСК - персонал и огромные финансовые потоки.
    В связи с этим наиболее острыми, на мой взгляд, являются сейчас две проблемы: обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности компании и подбор и удержание квалифицированного персонала различной специализации (энергетической, юридической, экономической).
    Решение данных проблем - в повышении капитализации ЭСК для сохранения статуса гарантирующего поставщика, в активном сотрудничестве с регулирующими органами по принимаемым тарифным решениям, а также в эффективной и сбалансированной работе на энергорынках.
    Квалифицированный персонал можно привлечь прежде всего дифференцированной в соответствии с профессиональным уровнем специалиста и его индивидуальным вкладом в результат деятельности компании оплатой труда и созданием максимально комфортных условий для успешной реализации трудового потенциала сотрудников. Необходимо совершенствовать уже существующие и разработать новые корпоративные социальные программы: негосударственное пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование, программа оздоровления работников и др.
    Наша компания уделяет большое внимание подготовке кадрового резерва. В рамках сотрудничества с ведущим техническим вузом региона Вологодским государственным техническим университетом ежегодно проводится конкурс дипломных проектов и научно-исследовательских студенческих работ "Энергия будущего", проходят регулярные встречи руководства, специалистов энергокомпании со студентами, причем не только обучающимися по специальности "Электроснабжение", но и экономистами, специалистами в области информационных технологий. Особенности энергосбытовой деятельности в том, что это, во-первых, интеллектуальный труд (более 60% сотрудников ВСК имеют высшее образование), а во-вторых, недостаточно иметь только одно электроэнергетическое образование - необходимы дополнительные либо экономические, либо юридические знания. То же самое касается специалистов в области информационных технологий: они должны разбираться также в базовых направлениях электроэнергетики.
    Думаю, многие региональные ЭСК уже сталкиваются (или в ближайшее время столкнутся) с проблемами увеличения количества потребителей, выходящих на ОРЭМ, а также присвоения статуса ГП оптовым потребителям-перепродавцам. При этом у ЭСК возрастает количество смежных сечений коммерческого учета. Почасовая статистика потребления электроэнергии такими потребителями отсутствует, что вызывает сложности при определении планового почасового потребления ЭСК и оказывает влияние на финансовые результаты деятельности сбытовой компании.

    ЭР: Насколько острыми являются сегодня проблемы перекрестного субсидирования и неплатежей?

    С. К.: Проблему перекрестного субсидирования необходимо решать в максимально короткие сроки. На сегодняшний день недовольство промышленных потребителей вызывает завышение тарифов на электроэнергию, несбалансированная тарифная структура в целом. Вследствие этого в деятельности ЭСК возникает множество рисков: судебные разбирательства с потребителями, несоответствие тарифов на передачу тарифам, установленным для конечных потребителей, и др. Также следует учитывать уровень экономического благосостояния населения. Исключительно "вытягиванием" тарифов для населения на экономически обоснованный уровень проблему перекрестного субсидирования не решить - необходимо привлекать бюджетные ресурсы.
    Проблема неплатежей является особенно острой в I квартале каждого года. 2007 г. не стал исключением. Рост дебиторской задолженности с 1 января по 1 марта 2007 г. составил 217,5 млн руб., или 1,7 раза. Основными неплательщиками традиционно являются потребители бюджетной сферы (14% от общей задолженности), предприятия-перепродавцы (31%), ЖКХ.
    Одной из причин задолженностей бюджетных организаций является отсутствие порядка в вопросах заключения контрактов, требующих осуществлять закупку электроэнергии на конкурсной основе. На общую ситуацию с неплатежами традиционно влияют трудности начала финансового года, а в текущем году - еще и несколько затянувшийся в связи с изменениями на энергорынке процесс перезаключения договоров энергоснабжения.
    В настоящее время ОАО "Вологодская сбытовая компания" приступило к реализации программы выставления счетов населению. Ожидаемый эффект - снижение коммерческой составляющей потерь в сетях, рост доходов ЭСК. Например, за девять месяцев 2006 г. средняя оплата на одного бытового абонента в с. Кич-Городок составила 70 кВтч. В сентябре после выставления счетов оплата выросла до 144 кВтч. Рост выручки по группе "Население" за месяц вырос в 1,47 раза (с 201 до 497 тыс. руб.).

    ЭР: ОАО "РАО "ЕЭС России"" объявило о намерении продать в течение 2007-2008 гг. более 50 сбытовых компаний. Как Вы оцениваете данное событие? Не сложится ли ситуация на рынке, при которой предложение будет опережать спрос?

    С. К.: Энергосбытовые компании должны работать в конкурентной среде, а качественная конкуренция невозможна в условиях монополии холдинга на продажу электроэнергии. Поэтому решение РАО "ЕЭС России" о продаже пакетов акций ЭСК закономерно и полностью соответствует идеологии реформы. К тому же оно выверено удачным опытом по продаже доли акций холдинга в Ярославской сбытовой компании. Аукцион подтвердил заинтересованность широкого круга инвесторов в сбытовом бизнесе, а ценовое предложение, сложившееся в результате аукциона, в 2,3 раза превысило начальную цену. В течение года РАО "ЕЭС России" реализовывались десять "пилотных" проектов по управлению активами ЭСК, в числе которых: передача акций в доверительное управление администрациям регионов, генерирующим компаниям оптового рынка электроэнергии, независимым ЭСК, продажа бумаг на открытом аукционе. По итогам сравнительного анализа результатов управления ЭСК последний вариант признан самым эффективным.
    Другое дело, что 50 ЭСК за один год - это значительное количество и малый срок. Игрокам необходимо время, чтобы не только изучить энергосбытовой бизнес, но и в сегодняшних достаточно сложных условиях (ЭСК имеют незначительный опыт самостоятельной работы (один-два года), не полностью сформирована нормативно-правовая база по взаимоотношениям на оптовом и розничном рынках, незначительна доля свободных цен (5-10% на 2007 г.)) оценить его перспективы.
    Смена собственника акций ЭСК (как и увеличение количества собственников) в целом не повлияет на формирование объемов выработки и потребления электроэнергии. В этом плане ситуация на рынке не изменится.

    ЭР: Как Вы оцениваете перспективы развития энергосбытового бизнеса в России?

    С. К.: Положительно. ЭСК предстоит преодолеть множество проблем, однако в конечном итоге на рынке сбытовой деятельности останутся достойные компании, которые смогут предложить своим клиентам наиболее интересные и выгодные условия сотрудничества. Это подтверждает опыт других стран, где рыночные отношения в электроэнергетике прошли долгий путь.
    Что касается нашей компании, то ВСК готова к конкурентному рынку. Один из главных итогов первого года работы в качестве самостоятельного юридического лица - формирование успешной, эффективно работающей команды, ориентированной на исполнение поставленных задач в условиях реальной конкуренции. Сегодня ОАО "Вологодская сбытовая компания" осуществляет более 90% от общего объема оптовых поставок электроэнергии на территорию региона. Многолетнее сотрудничество с предприятиями Вологодской области, опыт работы на оптовом рынке электроэнергии, развитая сервисная сеть, доверие потребителей, деловая репутация - для создания данных условий потребовалось длительное время. Поэтому конкуренции Вологодская сбытовая компания не боится.
    Однако мы - за честную конкуренцию, строящуюся на прозрачной правовой основе и принципах справедливого ценообразования. Мы считаем, что достижение высоких долгосрочных экономических результатов в энергосбытовом бизнесе возможно только на основе разумного баланса интересов акционеров, государства, сотрудников компании, ее партнеров и потребителей.